Введение
Глава 1. Состав и организация деятельности Верховного Суда РФ
1.1 Конституционно-правовой статус Председателя, его заместителей и судей Верховного Суда РФ
1.2 Порядок формирования и организация деятельности Пленума, Президиума и коллегий Верховного Суда РФ
Глава 2. Президиум Верховного Суда Российской Федерации
2.1 Полномочия Президиума Верховного Суда РФ
2.2 Состав, порядок и формирование Президиума Верховного Суда Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что во все времена система правосудия привлекала пристальное научное внимание. Деятельность же высшего судебного органа, возглавляющего судебную систему, привлекает ещё больше внимание. Основная задача судебной политики заключается в обеспечении баланса интересов личности и государства. Стремление к совершенствованию национальной судебной системы можно увидеть на любом этапе её исторического развития. Даже в первых актах, пусть и далеких от совершенной юридической техники, ставились задачи создания централизованной судебной системы, во главе которой предполагалось создание судебного органа, наделенного широкими надзорными полномочиями.
Цель исследования – комплексное изучение и анализ Президиума Верховного Суда РФ как высшего судебного органа и исследование его конституционно-правового статуса и места в системе органов государственной власти.
Для достижения поставленной цели в процессе исследования была предпринята попытка решить следующие задачи:
- изучить конституционно-правовой статус Председателя, его заместителей и судей Верховного Суда РФ
- изучить порядок формирования и организации деятельности Пленума, Президиума и коллегий Верховного Суда РФ
- изучить полномочия Президиума Верховного Суда РФ
- изучить состав, порядок и формирование Президиума Верховного Суда Российской Федерации
Объектом исследования выступает Президиум Верховного Суда Российской Федерации.
Предмет исследования – это нормы национального законодательства РФ, закрепляющие статус Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
Методологическая и теоретическая основы исследования. Исследование проводилось с использованием общенаучных приемов и процедур, таких как абстрагирование, анализ и синтез, моделирование, оперирование теоретическими понятиями. Были применены способы и правила толкования нормативных правовых и судебных актов, формально- логические приемы и правила, что в целом позволяет утверждать об использовании традиционного для догматической юриспруденции формально-юридического метода.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Состав и организация деятельности Верховного Суда РФ
1.1 Конституционно-правовой статус Председателя, его заместителей и судей Верховного Суда РФ
Состав Верховного Суда РФ определяется в ст. 3 ФКЗ О Верховном Суде РФ. Общее количество судей Верховного Суда РФ: 170 человек. В качестве составных единиц в Верховном Суде действуют: Пленум; Президиум; Апелляционная коллегия - в качестве судебной коллегии Верховного Суда РФ; Судебная коллегия по административным делам; Судебная коллегия по гражданским делам; Судебная коллегия по уголовным делам; Судебная коллегия по экономическим спорам; Судебная коллегия по делам военнослужащих; Дисциплинарная коллегия - в качестве судебной коллегии Верховного Суда РФ». В рамках Верховного Суда РФ образованы органы судейского сообщества: общее собрание судей и Совет судей, полномочия которых определяются положением, которое принимается собранием судей Верховного Суда РФ. Также при Верховном Суде РФ действует Научно-консультативный совет, утверждаемый Пленумом Верховного Суда [8].
К полномочиям судей Верховного Суда РФ относятся: рассмотрение подсудных дел судебными коллегиями, обобщение судебной практики, участие в подготовке и обсуждении проектов постановлений Пленума Верховного Суда.
Как любой председатель суда, Председатель Верховного Суда РФ организует работу суда; распределяет обязанности между своими заместителями и судьями, контролирует соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, осуществляет общее руководство аппаратом суда, осуществляет иные организационные полномочия.
Особая роль отводится органам судейского сообщества, основы организации которых заложены в Конституции РФ, закрепляющей право граждан на объединение. В юридической литературе судейское сообщество называют институтом гражданского общества. Основная цель судейского заключается в оказании влияния на процессы, связанные с деятельностью и организацией судов при соблюдении принципов самостоятельности и независимости судей.
Пункт 13 Заключения по правовым вопросам, данного Комитетом министров Совета Европы в 2011 году, содержит положение о том, что в целях обеспечения независимости судебной власти от других ветвей власти необходимо создание на уровне государства совета судебной власти, наделенный полномочиями на решение вопросов о статусе судей.
В большой юридической энциклопедии судейское сообщество определяется как орган, формируемый на основании и в порядке, предусмотренном законом, и выражающий интересы судей как носителей судебной власти.
В настоящее время рассматриваемый институт гражданского общества имеет в качестве правовой основы Федеральный закон N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». В соответствии с нормами указанного закона к органам судейского сообщества относятся «Всероссийский съезд судей; конференции судей субъектов Российской Федерации; Совет судей Российской Федерации; советы судей субъектов Российской Федерации; общие собрания судей судов; Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации; квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации; Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи; экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи».