Введение
1. Особенности совокупности способов и методов осуществления политической власти государством
2. Характеристика антидемократических политических режимов
3. Чрезвычайные государственно-правовые режимы в законодательстве Российской Федерации, как методы государственной власти
4. Перспективы и пути совершенствования методов и способов осуществления государственной власти
Заключение
Список использованной литературы
Формы политического (государственного) режима – это совокупность способов и методов осуществления власти государством. Тема государственного режима в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Политический режим, выступая способом функционирования политической системы, политической жизни, политических процессов, определяет политический климат в обществе. Он обусловливает динамику развития общества и характер политической власти в данном государстве, его внутреннюю и внешнюю политику. Политический режим связан с конституционно-правовыми принципами и структурами, регулирующими политические отношения, выражающие интересы широких слоев населения. Он тесно связан с формой правления и формой государственного устройства, а смена политического режима неизменно влечет изменение этих двух важных категорий.
Политический режим является фундаментом, формирующим конструкцию государства. На этой основе можно говорить о специфике общественных отношений, в том числе отношений власти и подчинения, а также отношений неполитического характера.
Проблема политического режима вызывает немало споров среди юристов, философов, политологов, социологов. У каждого свое видение этого понятия, и из-за отсутствия единой рамки анализа усложняется исследовательская задача и затрудняется сопоставление разных вариантов прочтения политической реальности. Еще большее значение данная тема приобретает в условиях переходных состояний, политической нестабильности, смены политических ориентиров развития. Это относится и к современной России. Многие поворотные события последних лет в нашей стране тесным образом связаны именно с функционированием политического режима, с системой властных отношений, развитием демократии, методами и способами проведения внутренней и внешней политики. Все сказанное указывает на особую значимость данного исследования, на необходимость глубокого анализа в функционировании базовых процессов, составляющих основу власти политического режима и государственности в целом.
Итак, цель работы – раскрыть сущность и содержание способов и методов осуществления государственной власти.
Для этого и поставлены следующие задачи (основные вопросы, подлежащие разработке (исследованию):
- Изучить особенности совокупности способов и методов осуществления политической власти государством;
- Дать характеристику антидемократических политических режимов;
- Описать чрезвычайные государственно-правовые режимы в законодательстве Российской Федерации, как методы государственной власти;
- Проанализировать перспективы и пути совершенствования методов и способов осуществления государственной власти.
Теоретической основой исследования послужили труды российских и зарубежных процессуалистов, историков, политологов, юристов таких, как Максуров А.А., Мелехин А.В., Шереметьева В.А., Вятр Е. и др.
1. Особенности совокупности способов и методов осуществления политической власти государством
Формы политического (государственного) режима – это совокупность способов и методов осуществления политической власти государством. Они подразделяются на два основных, которые по своим содержательным характеристикам являются противоположными друг другу: демократические и недемократические. Польский политолог Е. Вятр под политическим режимом предлагает понимать «систему конституционных (законных) порядков и конкретное воплощение этой системы на практике»
Тип политического режима определяется соотношением действующих в государстве политических сил и отражает объективную характеристику сущности политической власти. Стабильный политический режим существует только в тех странах, где в силу различных обстоятельств сложился устойчивый баланс политических сил и среди них достигнуто национальное согласие. Любой вид политического режима, исходя из собственных интересов, должен помнить и реализовывать в практической деятельности важнейший идеологический и одновременно практический библейский постулат – «относись к другим так, как ты бы хотел, чтобы к тебе относились другие...». Однако не всегда такой подход наблюдается на практике, что приводит к социально-экономическим конфликтам различной интенсивности.
Возникновение демократического политического режима в государстве обусловливается рядом предпосылок. Основными из них являются политические, а именно:
- реальное разделение политической власти на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную;
- легитимный характер политической власти и законность ее действий;
- отсутствие единой, обязательной для всех членов общества официальной идеологии;
- наличие признаваемых государством возможностей для создания политических партий, отражающих социальную дифференциацию гражданского общества;
- запрет на официальное признание на законодательном уровне за одной из политических партий права на руководящую роль в государстве (наличие реального политического плюрализма);
- роль и место политических партий в обществе должно определяться «привлекательностью» их политических платформ и практическими действиями, отражающими степень заинтересованности населения;
- наличие и признание роли оппозиции как реальной альтернативной силы правящему большинству;
- оказавшиеся в меньшинстве оппозиционные силы не должны нести ответственности (политической, правовой, экономической, моральной и иной) за последствия официально проводимой государством политики;
- наличие у населения реальных возможностей для реализации провозглашаемых конституцией прав и свобод, позволяющих им осуществлять свое суверенное право на самореализацию.
Для демократического режима характерны :
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ // СПС Гарант
2. Бачинин В.А. Неправо (негативное право) как категория и социальная реалия // Государство и право. 2011. N 5.
3. Вятр Е. Типология политических режимов: Лекции по политологии. Таллин, 2001. Т. 1.
4. Караганов Сергей. Новая эпоха: что делать? // Российская газета. 2007. 12 сентября.
5. Кондрашев А.А. Особенности современного формирования политической системы России в контексте характеристики государственного режима // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 5.
6. Мелехин А.В.Теория государства и права: Учебник (2-е издание, переработанное и дополненное). – М.: Просвещение, 2011.
7. Максуров А.А. Координация – наиболее перспективный метод построения системы государственной власти в Российской Федерации // Эксперт. 2012. № 4.
8. Солженицын Александр. Свобода не приходит сверху // Российская газета. 2005. 7 июня.
9. Шереметьева В.А. «Государственный режим»: проблемы теории и типологии // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 2.