Актуальность исследования. Современные экономические отношения характеризуются признанием персонала как главного ресурса компании. Это объясняется тем, что именно персонал во многом, если не полностью, определяет внедрение инноваций, создание новых товаров и способов их продвижения на рынке. От персонала во многом зависит конкурентная позиция организации, а также реализация общей стратегии ее развития. Разработка стратегии управления персоналом и последующая систематическая ее реализация позволят современной компании повысить эффективность использования своего трудового потенциала, соответственно, более полно реализовать конкурентные преимущества, а в долгосрочной перспективе станут фактором ускорения экономического развития.
В связи с этим, разработка эффективной стратегии управления персоналом организации ‒ одна из главных управленческих задач, стоящих перед кадровыми службами.
От качества стратегии управления персоналом зависит вероятность достижения организацией поставленных перед ней целей, а в долгосрочном периоде и сам факт ее выживания. Являясь одним из ключевых конкурентных преимуществ, рационально функционирующая кадровая система значительно расширяет стратегические возможности деятельности для руководства и резко увеличивает потенциал организации в целом.
Попытки адаптации и внедрения передовых технологий стратегического управления развития человеческих ресурсов на российских предприятиях, не увенчались успехом и не привели в этом направлении к достижению поставленных целей. Это связано первую очередь отсутствием практических рекомендаций по применению технологий стратегического управления в сфере управления персоналом, а также дефицитом апробированных методик разработки кадровых стратегий.
В то же время, разработка стратегии управления персоналом и последующая систематическая ее реализация позволят предприятию повысить эффективность использования своего трудового потенциала, соответственно, более полно реализовать конкурентные преимущества, а в долгосрочной перспективе – станут фактором ускорения экономического развития.
Степень разработанности проблемы. Теоретико-методологические аспекты стратегического управления персоналом нашли отражения в работах ведущих отечественных и зарубежных ученых: И.С. Варданян, А.Н. Аверин, Т.В. Зайцева, Л.Л. Михайлова и др.
Проблемы разработки стратегического управления персоналом как фактора повышения их конкурентоспособности изучены И.Б. Дуракова, А.А. Олейникова, В.А. Полякова, Е.А. Рудавина, Б.М. Генкин и др. Стратегическое управление персоналом как эффективный инструмент управления развитием предприятия рассматривался в исследованиях В.В. Черкасова, М.Ю. Рогожина и др., однако в большей степени данная проблематика получила распространение за рубежом (Д.В. Ким, С.В. Шекшня и др.).
В то же время, несмотря на значительный интерес к различным аспектам стратегического управления предприятия среди исследователей, проблемы теоретического осмысления и методологии разработки и реализации стратегического управления персоналом в целях обеспечения ее устойчивости в условиях многообразия проявления факторов внешней и внутренней среды остаются недостаточно разработанными.
Недостаточная степень разработанности проблемы развития системы стратегического управления персоналом ставит тему исследования в разряд актуальных, позволяет сформулировать цель и задачи работы.
Целью диссертационного исследования является изучение стратегии управления персоналом коммерческой организации.
Исходя из заявленной цели, в работе необходимо решить следующие задачи:
‒ уточнить содержание понятия «стратегия управления персоналом» применительно к коммерческой организации;
‒ изучить теоретические основы стратегии управления персоналом коммерческой организации;
‒ изучить сущность стратегии управления персоналом коммерческой организации и ее место в системе управления организацией;
‒ изучить основные концепции стратегии управления персоналом;
- рассмотреть процесс разработки и реализации стратегии управления персоналом;
‒ оценить уровень экономического развития ООО «Отрада плюс»;
‒ изучить организационно-методическое и информационное обеспечение разработки кадровой стратегии в ООО «Отрада плюс»;
‒ исследовать действующую стратегию управлению персоналом
‒ рассмотреть основное содержание стратегии управления персоналом в ООО «Отрада плюс»;
‒ предложить рекомендации по разработке методики кадровой диагностики для оценки эффективности стратегии управления персоналом;
- разработать алгоритма формирования стратегии управления персоналом в ООО «Отрада плюс»;
- изучить зарубежный опыт в области разработки стратегии управления персоналом.
Объектом исследования являются управленческие процессы в ООО «Отрада плюс»
Предметом исследования является стратегия управления персоналом.
Научная новизна исследования заключается в разработке теоретических положений, методологических и практических рекомендаций по развитию стратегического управления персоналом на предприятии.
В процессе проведения исследования получены следующие результаты, которые отвечают требованиям научной новизны и выносятся на защиту:
‒ уточнено понятие «стратегия управления персоналом»;
‒ проведена оценка экономического развития ООО «Отрада плюс»;
–предложены рекомендации по разработке методики кадровой диагностики для оценки эффективности стратегии управления персоналом;
‒ обоснована разработка алгоритма формирования стратегии управления персоналом в ООО «Отрада плюс».
Методологической и теоретической основой исследования являются основные концепции, теории и труды, разработанные современными отечественными и зарубежными исследователями, основополагающие законодательные акты, данные бухгалтерской и годовой отчетности анализируемого предприятия, а также материалы других официальных источников и Интернет-ресурсов.
Методы исследования. Цели и задачи исследования реализованы в рамках использования системного подхода к изучаемой области; использованы методы научного, логического, сравнительного, статистического анализа; методы теоретического исследования, графические методы анализа.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были опубликованы в сборниках научных трудов. Основные положения и результаты магистерской работы были доложены на международных конференциях:
«Молодежь и кооперация» (г. Саранск, 2015 г., 2016 г.), «Инновационные технологии в кооперативном образовательном процессе» (г. Саранск, октябрь 2016 г.), «Социально-экономические проблемы инновационного развития региона» (Саранск, СКИ РУК, 18 ноября 2015 г.)
Публикации. Основные положения диссертационного исследования опубликованы в научных статьях общим объемом 0,7 п.л.:
- Использование современных информационных технологий в системе управления персоналом // Молодежь и кооперация: Материалы VIII стундеческой научно-практической конференции, посвященной 185-летию потребительской кооперации России (30 марта 2016 г.). Саран. кооп. ин-т РУК. ‒ Саранск: Принт-Издат, 2016. ‒ С. 241-244.
- Разработка стратегии эффективной мотивации работников предприятия [Электронный ресурс] // Studium / Студиум: электрон. науч. период. изд. ‒ 2016. ‒ № 1 (40).
- Сущность и роль кадровой стратегии в развитии предприятия // Молодежь и кооперация: материалы VIII студенческой научно-практической конференции, посвященной 185-летию потребительской кооперации России (30 марта 2016 г.) Саран. кооп. ин-т РУК. – Саранск: Принт-Издат, 2016. ‒ С. 367-369.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ КОММЕРЧЕСКOЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность стратегии управления персоналом и ее место в системе управления организацией
Любое предприятие, ориентированное на успешное существование и на развитие, планирует свою работу не только на ближайшее будущее, но и долгосрочную перспективу. Важную роль в системе планирования играет стратегии управления персоналом предприятия.
Стратегия управления персоналом ‒ это приоритетное направление формирования конкурентоспособного высокопрофессионального, ответственного и сплоченного трудового коллектива, способствующего достижению долгосрочных целей и реализации общей стратегии организации.
Это средство, путь достижения целей организации и системы управления персоналом за счет формирования и развития конкурентных преимуществ в области персонала.
Стратегия позволяет увязать многочисленные аспекты управления персоналом с целью оптимизации их влияния на сотрудников, в первую очередь на их трудовую мотивацию и квалификацию.
Стратегия управления персоналом позволяет определить стратегические цели компании и поставить им в соответствие основные цели управления персоналом таким образом, чтобы между этими целями не возникало никаких противоречий. Когда экономические цели, которые, в основном, относятся к интересам работодателя и администрации, не противоречат потребностям и интересам персонала, это является сильнейшим мотивирующим фактором.
Определение идеальных условий, при которых удовлетворяются интересы и потребности обеих групп – одна из основных задач управления персоналом.
Экономический эффект обеспечивается за счет оптимального использования кадрового потенциала, что позволяет достигать стратегических целей с ограниченным количеством персонала.
Социальная эффективность достигается за счет удовлетворения базовых потребностей персонала: достойной оплаты, справедливого распределения вознаграждения, хороших условий труда, социальных гарантий, возможности развития и карьерного роста.
Формирование эффективной стратегии управления персоналом позволяет одновременно сформировать идеологию и принципы работы с человеческими ресурсами.
Существуют различные подходы к определению понятия «стратегия управления персоналом». Формулировки данного понятия разных авторов представлены в таблице 1.
Таблица 1 ‒ Определения «стратегии управления персоналом», предложенные
разными авторами
Определение
|
Автор
|
Стратегия управление персоналом – это управление формированием конкурентоспособного трудового потенциала организации с учетом происходящих и предстоящих изменений в ее внешней и внутренней среде, позволяющее организации выживать, развиваться и достигать своих целей в долгосрочной перспективе.
|
А. Я. Кибанов
[35, с. 54]
|
Стратегия управление персоналом ‒ программный способ мышления и управления, который обеспечивает согласование целей, возможностей предприятия и интересов работников.
|
В. И. Маслов
[46, с. 18]
|
Стратегия управление персоналом ‒ сложный процесс, реализуемый переплетением регламентов и творческих процедур, не всегда укладывающийся в конкретные технологические схемы.
|
М. В. Сорокина
[65, с. 24]
|
Стратегия управление персоналом ‒ долговременный качественно-определенный процесс в работе с персоналом, которое предполагает разработку состава последовательности принимаемых решений для достижения системой управления персоналом поставленных целей.
|
О. Н. Громова
[23, с. 41]
|
Стратегия управление персоналом – управление формированием трудового потенциала организации, отвечающего требованиям рыночной экономики и обеспечивающего соответствующий уровень конкурентоспособности работников предприятия и производственного процесса с учетом постоянных изменений в экономике и правового регулирования, установления отношений
|
Н. Л. Зайцев [31, с.85]
|
Продолжение таблицы 1
и взаимодействия с организациями, поставляющими материаль-ные ресурсы и способствующими реализацией готовой продукции и услуг, а также изменений во внешней среде.
|
|
Стратегическое управление персоналом – это процесс достижения поставленных целей, выбор генерального направления движения к поставленным стратегическим целям и характер использования кадровых ресурсов.
|
С. В. Шекшня
[72, с. 259]
|
Анализ определений позволяет выявить три основных подхода к определению понятия стратегия управления персоналом:
‒ управление формированием трудового потенциала организации;
– процесс достижения поставленных целей;
– программный способ мышления и управления.
А.Я. Кибанов, Л.Н. Зайцев [35, 31] рассматривают стратегию управления персоналом как управление формированием трудового потенциала организации.
О.Н Громова, С.В. Шекшня, М.В. Сорокина [23, 72, 65] отмечают, что стратегия управления персоналом – это процесс достижения поставленных целей.
В.И. Маслов трактует стратегия управления персоналом как программный способ мышления и управления [46, с. 32].
Из определений стратегии управления персоналом следует, что оно направлено на формирование конкурентоспособного трудового потенциала организации с целью реализации стратегии управления персоналом.
Рассмотренные выше определения понятия «стратегия управления персоналом» не противоречат друг другу, а лишь расставляют разные акценты в определении сущности данного понятия. Их взаимосвязь проявляется в том, что в стратегии как комплексном плане по достижению целей организации и управления персоналом (первый подход) содержится набор правил и принципов работы с персоналом (третий подход), которые реализуются с помощью действий, осуществляемых лицами, принимающими решения на предприятии (второй подход).
Обобщая вышесказанное, нами предлагается авторское определение стратегии управления персоналом. «Стратегия управления персоналом» ‒ это разработанное руководством организации приоритетное, качественно определенное направление действий, необходимых для достижения долгосрочных целей по созданию высокопрофессионального, ответственного и сплоченного коллектива и учитывающих стратегические задачи организации, ее ресурсные возможности.
Таким образом, сущность стратегии управления персоналом заключается в следующем:
– отбор кадров при приеме на работу;
‒ расстановка персонала;
– классификация персонала по полу, возрасту, профессиональным навыкам и т.д.;
– адаптация персонала к конкретным условиям работы;
– выработка гибкой модели поведения по отношению к каждому из работников;
‒ создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе;
– определение сильных и слабых сторон персонала с тем, чтобы привлекать определенную часть сотрудников для выполнения тех или иных задач;
– принятие решений о сокращении штатов, переводе сотрудника с одной на другую должность и др.
Приведем составляющие системы стратегического управления персоналом в таблице 2.
Система стратегического управления персоналом организации является составной частью общей системы управления организацией и в современных условиях от ее успешного построения и эффективности работы зависит достижение главных целей функционирования организации.