Курсовая работа|Экономическая теория

Теория олигополии

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2021 | Страниц: 31

Введение

Глава 1. Олигополия и ее характерные черты

1.1.Понятие  и сущность олигополии

1.2. Особенности олигополистического рынка

Глава 2. Анализ работы Стиглера Д.Ж. теория "олигополии"

    2.1. Литературное наследство Джорджа Дж. Стиглера

    2.2. Теория олигополии по Дж. Стиглеру

Заключение

Список литературы

В конце XX  века наша страна начала переход к рыночной экономике, рыночному хозяйственному механизму. Многие проблемы нам приходится решать впервые. Прощаясь с административно-командной системой в экономике и в обществе, мы тем самым лишь создаем предпосылки для рыночного хозяйства, становление которого не может произойти в одночасье. Дело в том, что исторически развитие рыночного хозяйства происходило как естественный процесс, предопределяющий во многом экономический и социальный прогресс человечества. Конечно, нам не надо повторять все этапы, которыми богата история рынка. Мы можем воспользоваться опытом других государств. Но сложность задачи состоит в том, что до сих пор никто в мире не переводил на рыночные рельсы столь громадный хозяйственный комплекс, каким является российская экономика. Нет исторических аналогов этому процессу. Но есть гибко реагирующий на требования времени рыночный механизм современного западного общества. Иными словами, изучив картину рыночной экономики, которая сложилась к концу ХХ века и динамизм всех взаимоотношений в обществе, обусловленных или связанных с рынком мы сможем яснее увидеть и ту цель, к которой стремимся в своих экономических и социальных преобразованиях.

В настоящее время одним из самых распространенных рыночных структур являются монополии и олигополии. Однако в чистом виде монополии сохранились лишь в немногих отраслях экономики. Наиболее же преобладающей формой современной рыночной структуры является олигополия. Именно исследованию олигополии и посвящена настоящая курсовая работа. В ней мы будим рассматривать различные виды, особенности и общую характеристику олигополии.

В нашей курсовой  работе мы хотим рассмотреть несовершенную конкуренцию и ее вид – олигополию.

Несовершенная конкуренция – это конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной. Рынки, на которых продавцы способны воздействовать на рыночную цену, называются несовершенно конкурентными. Несовершенную конкуренцию подразделяют на три типа: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.

Олигополия – это форма несовершенного рынка, на котором существует несколько производителей, которые контролируют значительную часть этого рынка.

Олигополистическая  конкуренция является более распространенной на практике, чем совершенная конкуренция и монополия.

Джордж Дж. Стиглер - американский экономист и чрезвычайно разносторонний ученый. Его интересовало практически все, что касается экономической теории: от истории ее развития до применения в ней математических методов.

Наиболее важные области его исследований - те, за которые ему была присуждена Нобелевская премия.

1) Исследования промышленных структур и рынков

Стиглер первым поддержал широкое внедрение знаний о промышленных организациях в формальную микроэкономическую теорию. Так, в частности, он применил классические модели конкуренции и монополии для оценки реальных рыночных процессов.

Проведя анализ границ разделения труда и расширения фирмы, он установил, что размеры фирмы зависят от транспортных затрат и плотности населения. Стиглеру принадлежит введение в теорию промышленных организаций понятия "выживаемости" - минимальной величины фирмы (объема производства и числа работников), необходимой для ее существования в условиях постоянного изменения технологий и ситуации на рынке.

Рассматривая в 1964 г. теорию олигополии, Стиглер применил классическую картельную теорию к анализу рынков с несколькими продавцами. По его утверждению, сговор производителей внутренне неустойчив и его стабильность зависит от вероятности обнаружения отступления от соглашений по ограничению выпуска и последующего наказания.

Цель курсовой работы: - провести анализ работы Стиглера Д.Ж. теория «олигополии».

Задачи курсовой работы:

  1. Рассмотреть понятие и сущность олигополии;
  2. Дать характеристику олигополии;
  3. Провести анализ работы Стиглера Д.Ж. теория «олигополия».

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

 

Глава 1. Олигополия и ее характерные черты

1.1.Понятие  и сущность олигополии

Олигополия – это рыночная структура, характеризуемая наличием на рынке нескольких продавцов. Иными словами, к олигополистическим структурам можно отнести такие рынки, на которых сосредотачивается от 2 до 24 продавцов. Если два продавца, то это дуополия, или частный случай олигополии, ибо это уже не монополия. Верхний предел условно ограничен 24 хозяйствующими субъектами, так как с числа 25 начинается отсчет структур монополистической конкуренции.

По концентрации продавцов на одном и том же рынке олигополии подразделяются на плотные и разряженные. К плотным олигополиям условно относят такие отраслевые структуры, которые на рынке представлены 2-8 продавцами. Структуры рынка, которые включают более 8 хозяйствующих объектов, относят к разряженным олигополиям. Подобного рода градация позволяет по-разному оценивать поведение предприятий в условиях плотной и разряженной олигополии. В первом случае в силу весьма ограниченного числа продавцов возможны различного рода сговоры в отношении согласованного их поведения на рынке, тогда как во втором случае это практически невозможно.

Исходя из характера предлагаемой продукции, олигополии можно подразделить на ординарные и дифференцированные. Ординарная олигополия связана с производством и предложением стандартных продуктов. Многие стандартные продукты выпускаются в условиях олигополии – это сталь, цветные металлы, строительные материалы. Дифференцированные олигополии формируются на основе выпуска продуктов многообразного ассортимента. Они характерны для тех отраслей, в которых имеется возможность разнообразить производство предлагаемых товаров и услуг.

Уровень плотности олигополистической структуры рынка измеряется количеством предприятий в той или иной отрасли и их долей в совокупных продажах отрасли в рамках национальной экономики. Таким образом, варьируя количеством предприятий можно определить степень концентрации производства, а следовательно, и предложения в исследуемой отрасли общественного производства.

В то же время следует подчеркнуть, что было бы неосмотрительно ориентироваться на масштабы только национальной экономики. Олигополистические структуры могут формироваться как на региональном, так и на местном уровне хозяйствования. Так в силу специфики возможностей потребления готового бетона на локальных рынках (района, небольшого города) также формируются олигополистические структуры, равным образом как и на региональном уровне в сфере предложения, например кирпича.

Однако на каком бы уровне мы ни рассматривали олигополии, не следует забывать о двух важных моментах: межотраслевой конкуренции и импорте продукции. Сила олигополии уменьшается под воздействием предложения продуктов предприятиями других отраслей, которые обладают приблизительно одинаковыми с продукцией олигополистов потребительскими свойствами (например, газ и электроэнергия как источник тепла, медь и алюминий как сырье для изготовления электропроводов). Ослаблению олигополии содействует и импорт аналогичных товаров или их заменителей. Оба эти фактора могут способствовать формированию более конкурентных структур по сравнению с чисто отраслевыми рыночными структурами.

Отличия, на которых базируется модель олигополии как особого типа рыночная структура, немногочисленны и более реалистичны по сравнению с допущениями, лежащими в основе моделей, например, совершенной конкуренции или монополии.

  1. Влияние понятия однородности продукции. Если в модели совершенной конкуренции однородность продукции, выпускаемой (продаваемой) разными экономическими агентами, является одним из важнейших допущений, а неоднородность, или дифференциация, продукции является определяющим допущением в модели монополистической конкуренции, то в случае олигополии продукция может быть как однородной, так и неоднородной. В первом случае говорят о классической, или однородной, олигополии, во втором о неоднородной, или дифференцированной, олигополии. В теории удобнее рассматривать однородную олигополию, но если в действительности отрасль выпускает дифференцированную продукцию (множество субститутов), мы можем в аналитических целях рассматривать это множество субститутов как однородный агрегированный продукт.

Олигополия называется классической (или однородной), если фирмы в отрасли выпускают однородную продукцию, и дифференцированной (или неоднородной), если фирмы в отрасли производят неоднородную продукцию.

  1. Немногочисленность продавцов, которым противостоит множество мелких покупателей. Это значит, что покупатели на рынке олигополии являются ценополучателями, поведение отдельного индивида не влияет на рыночные цены. С другой стороны, сами олигополисты являются ценоискателями, поведение каждого из них оказывает ощутимое влияние на цены, которые могут получить за свою продукцию соперники.
  1. Агарков М. М. Основы банковского права. Учение о ценных бумагах М., Г.В. Савицкая: «Анализ хозяйственной деятельности предприятия». 2019.
  2. Адамчук В.В., О.В. Ромашов: «Экономика и социология труда». 2019.
  3. Зайцев Н.Л. «Экономика промышленного предприятия». Учебное пособие. 2019г.
  4. Волков О.И., В.К. Скляренко: «Экономика предприятия». Курс лекций. 2017г.
  5. Ефимов М.Р., Петрова Е.В., Румянцева В.Н.: «Общая теория статистики». Учебник. 2016г.
  6. Лившиц А.Я.: «Введение в рыночную экономику» М. 2019.
  7. Ковалев В.В. «Финансовый анализ». 2019.
  8. Булатов А.С. «Экономика предприятия». Учебник. 2016г.
  9. Фишер С., Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи «Экономика» Москва, 2016г.
  10. Палий В.Ф., Л.П. Суздальцева «Технико-экономический анализ производственно - хозяйственной деятельности предприятий». Учебник.2016 г.
  11. Шеремет А.Д. «Теория экономического анализа». 2016 г.
  12. Шеремет А.Д. «Экономический анализ в управлении производством». 2018 г.
  13. Ворст Й., П.Ревентлоу: «Экономика фирмы». 2016 г.
  14. Богдановская Л.А., Виноградов Г.Г.: «Анализ хозяйственной деятельности в промышленности». 2018г.
  15. http://www.kycherova.ru/fackt_vli/index.html

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Экономическая теория
2017 год 23 стр.
Курсовая Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж.Робинсон
Svetlana
Курсовая работа Экономическая теория
2014 год 38 стр.
Курсовая Экономическая теория прав собственности
Svetlana
Курсовая работа Экономическая теория
2019 год 31 стр.
Экономическая теория налогообложения
antiplagiatpro
Курсовая работа Экономическая теория
2020 год 28 стр.
Модели человека в различных экономических теориях
antiplagiatpro
Курсовая работа Экономическая теория
2016 год 37 стр.
Кейнсианская теория экономического роста

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское