Курсовая работа|Политология

Социальные сети как инструмент политического управления в Саратовской области

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2021 | Страниц: 31

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Особенности социальных сетей как инструмента политического управления

1.1. Теоретико-правовые основы политического управления в социальных сетях 

1.2. Механизмы политического управления в социальных сетях

Глава II. Анализ работы Органов власти саратовской области в социальных сетях

2.1. Решение управленческих задач в социальных сетях органами исполнительной власти

2.2 Социальные сети как инструмент политического управления для органов законодательной власти

Заключение

Актуальность темы данного исследования связана с активной интеграцией органов власти и органов местного самоуправления в интернет-пространство, в частности, в социальные сети. В середине 2000-х годов у различных ведомств начали появляться интернет-страницы, на которых размещалась информация о деятельности органа власти или органа местного самоуправления. Со временем интернет-сайты отошли на второй план и им на смену пришли социальные сети.

Согласно исследованию, опубликованным системой мониторинга и анализа социальных медиа и СМИ «Brand Analytics» в октябре 2020 года число активных пользователей в социальных медиа в России составило 64 миллиона.[1] Эта информация нам позволяет говорить о том, что социальные сети являются доступным средством коммуникации для большой части жителей России.

После того, как в социальных сетях стали набирать популярность городские сообщества, в которых жители публиковали информацию, содержащую призывы к органу власти или органу местного самоуправления с целью решения той или иной проблемы, было принято решение о необходимости рассмотрения обращений в социальных сетях.

Длительное время эта работа имела точечный характер. В настоящее время принята необходимая нормативная база, которая позволяет проводить данную работу системно. В связи с тем, что официальный переход части управленческих задач в социальные сети произошел относительно недавно, считаю важным проанализировать механизмы этой работы, выявить ее ключевые особенности и перспективы.

Степень научной разработанности. В рамках изучения данной проблематики было выявлено, что исследуемое явление имеет невысокую степень научной разработанности. Во многом это связано с тем, что политическое управления перешло в социальные сети относительно недавно. При этом в научной литературе есть несколько групп источников, на которые я опиралась в данной работе.

Все эти научные работы изучают федеральный опыт или опыт других субъектов Российской Федерации. При этом реализация политико-управленческих решений в социальных медиа в Саратовской области остается практически неизученной.

К первой группе были отнесены авторы, исследующие непосредственно политическое управление в различных условиях. Среди таких источников были исследования, о политическом управлении в государстве и в регионе, а также об управленческих процессах в условиях цифровой среды.  В частности, Е. А. Попова в работе «Цифровые трансформации политического управления» [2]обращает внимания на ключевые изменения в управлении, которые последовали за внедрением цифровых технологий в государственных услугах.

Одной из важнейших составляющих политического управления является работа органов власти и органов местного самоуправления с системой «Инцидент менеджмент». В регионы России данная система начала внедряться в 2020 году, чем и обоснованно небольшое количество научных публикаций по данной проблеме. Изучением данного аспекта политического управления занималась Н.А. Путинцева в своей работе «Инцидент-менеджмент как инструмент совершенствования государственного управления»[3], В.С. Беляева в статье «Инцидент-менеджмент как инструмент развития региона»,[4] а также Г. Р. Камалова «Инцидент-менеджмент как новая стратегия коммуникации власти и общества: анализ практик» [5] и другие.

Также в данной работе я опиралась на группу источников, рассматривающих политико-управленческую деятельность в социальных сетях как инструмент формирования имиджа, я хотела бы выделить несколько основных. Среди них Л.М. Беленкова, которая в своих работах «Имидж государственных органов: потенциал информационно-коммуникационных технологий»[6] и «Социальные сети в информационной политике: формирование имиджа органов государственной власти»[7] выявляет механизмы, используемые органами власти при работе в социальных медиа. В контексте формирования имиджа данную проблемы также рассматривали Е. В. Сорокина,[8] А. А. Попова,[9] А.А. Керимов[10] и другие.

Целью работы является выявление особенностей политического управления посредством социальных медиа.

В соответствии с целью работы были сформулированы следующие задачи исследования:

  • Определить теоретико-правовую базу политического управления в социальных сетях;
  • Охарактеризовать механизмы, используемые при политическом управлении в социальных сетях;
  • Проанализировать работу органов исполнительной власти при решении управленческих задач;
  • Изучить управленческую деятельность в социальных медиа, осуществляемую органами законодательной власти.

Объектом исследования является политико-управленческая деятельность органов власти и органов местного самоуправления, осуществляемая посредством социальных сетей.

Предмет исследования – механизмы политического управления в социальных сетях органами исполнительной и законодательной власти Саратовской области.

Методологическая база исследования включает в себя элементы системного и институционального методов исследования. С их помощью удалось рассмотреть систему государственного и муниципального управления в контексте взаимодействия с другими институтами, например, с институтом социальных медиа.

Также в данном исследовании использовался сравнительный метод, который позволил проанализировать и соотнести различные механизмы политико-управленческой деятельности, которые применяются при работе в социальных медиа.

Метод контент-анализа нами был использован для того, чтобы определить охваченность коммуникационных каналов в деятельности органов власти и органов местного самоуправления. Данный метод исследования является одним из ключевых в работе. Применяется как в обособленно, так и в сочетании с другими методами.

Источниковая база исследования представляет собой использование нескольких основных групп. Источники, относящиеся в первой группе это нормативно-правовые акты. В данной работе использовались законы и подзаконные акты Федерального уровня: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, а также Постановления Правительства Российской Федерации.

Основа нормативной базы регионального уровня представляет собой постановление Губернатора Саратовской области от 24 марта 2020 года N 92 «Об утверждении Положения об организации работы органов исполнительной власти Саратовской области с публикациями в социальных сетях» и постановление Правительства Саратовской области от 29 октября 2020 года N 877-П «О создании и функционировании проектного офиса «Центр управления регионом в Саратовской области»».

Другую группу источников составляют данные докладов ведущих исследовательских центров («Brand Analytics», «Медиалогия»), изучающих различные аспекты политического управления посредством социальных медиа. Кроме того, в эту группу включены материалы российских социологических центров (ВЦИОМ, ФОМ, Левада-центр), отражающих результаты массовых опросов, касающихся пользователей соц. сетей, их половозрастных и иных характеристик.

В отдельную группу источников были вынесены Интернет-ресурсы, в частности, социальные сети среди которых: Вконтакте, Одноклассники, Instagram, Facebook, Twitter. К Интернет-ресурсам также стоит отнести официальные сайты различных ведомств: Правительство Российской Федерации, Государственная Дума Российской Федерации, Правительство Саратовской области, Саратовская областная Дума и другие.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.

 

Глава I. Особенности социальных сетей как инструмента политического управления

1.1. Теоретико-правовые основы политического управления в социальных сетях

Социальные сети в России и в мире с каждым годом набирают все большую популярность. Ежегодно число пользователей увеличивается, а аудитория взрослеет, что позволяет нам говорить о формировании запроса не только на развлекательный контент, но и на решение проблем жителей посредством социальных сетей. Долгое время в сети Интернет, в частности, в социальных сетях стали появляться публикации с жалобами жителей на ту или иную проблему, адресованною органам власти. Ввиду специфики площадки для размещения они в большинстве случаев оставались без внимания или решались точечно.

Из-за того, что данная работа не была выстроена системно, приходилось возлагалась на отдельных специалистов дополнительную нагрузку, с целью минимизации рисков. При этом, работа органов власти и органов местного самоуправления в социальных сетях сейчас еще только выстраивается и не имеет четких границ на теоретическом и правовом уровне. Поэтому, считаю необходимым рассмотреть теоретико-правовые аспекты политического управления в социальных сетях.

Существует несколько подходов к определению понятия политического управления. В данной работе мы будем исходить из следующей трактовки понятия: политическое управление – это одна из форм взаимодействия субъектов в связи с разработкой, принятием и реализацией политических решений[11].

Таким образом, в качестве субъектов с одной стороны будут вступать органы власти и органы местного самоуправления, а с другой стороны пользователи социальных сетей, которые в разной мере могут влиять на принятие и реализацию политических решений. Стоит учитывать, что не всегда пользователи социальных сетей будут оказывать прямое воздействие на реализацию управленческих решений, воздействие может иметь косвенный характер и включать и другие субъекты, например, это могут быть средства массовой информации.

Говоря о социальных сетях как об инструменте политического управления, следует отметить, что работа исполнительной и законодательной власти в социальных сетях имеет разный характер и разную нормативную базу. Ввиду специфики судебной ветви власти, в данной работе мы не рассматриваем их вовлеченность в процессы политического управления.

В настоящее время политико-управленческая деятельность органов исполнительной власти регулируется несколькими нормативно-правовыми актами. Так, например, основным нормативно-правовым актом, регулирующим работу органов власти в сети Интернет, является Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 09.03.2021) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.03.2021)[12]. В настоящем федеральном законе регулируются отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, передачу, производство и распространение информации, применение информационных технологий, обеспечение защиты информации. Что составляет основу оборота информации в государстве.

Согласно постановлению губернатора Саратовской области от 24 марта 2020 года, N 92 «Об утверждении Положения об организации работы органов исполнительной власти Саратовской области с публикациями в социальных сетях»[13] были установлены основы работы органов власти и органов местного самоуправления в социальных сетях.

Установления этих нормативов во многом связано с началом работе в системе «Инцидент-менеджмент», которая с 2019 года начала внедряться в российские регионы.

Данная систем представляет собой круглосуточный мониторинг нескольких основных социальных сетей российского сегмента: Вконтакте, Одноклассники, Инстаграм и Фейсбук. В результате мониторинга система обнаруживает, по ключевым словам, жалобы и просьбы жителей в социальных сетях. Куратор выявляет публикации, на которые требуется реагирование, указывает тему (группу тем), локацию и категорию важности, определяет сроки реагирования на публикацию и в течение 30 минут направляет их в органы исполнительной власти области, к полномочиям которых отнесено решение вопросов, содержащихся в публикациях, для подготовки ответа. Подробнее на рассмотрении механизма работы с данной системы мы остановимся в следующем параграфе.

До внедрения системы «Инцидент-менеджмент» решение проблем жителей в социальных сетях носило точечных характер и являлось, скорее, частью работы по созданию позитивного имиджа органа власти или конкретного управленца. Но никакой нормативной базы и критериев работы с такими обращения не было. Ранее ответственность за работу системы в Саратовской области была возложена на Министерство внутренней политики и общественных отношений Саратовской области. 

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
  2. Закон РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон от 27.07.2006 г. №149 - ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2006. - №31 (1ч.). - ст. 3448;
  3. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.05.2019);
  4. Закон РФ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно - телекоммуникационных сетей», Федеральный закон от 05.05.2014 г. № 97 - ФЗ (ред. 21.07.2014 г.) // Собрание законодательства РФ. -2014. - №19. - ст. 2302;
  5. Постановление Губернатора Саратовской области от 24 марта 2020 года N 92 «Об утверждении Положения об организации работы органов исполнительной власти Саратовской области с публикациями в социальных сетях» // URL: https://docs.cntd.ru/document/467725124 (дата обращения: 22.04.2021);
  6. Постановление Правительства Саратовской области от 29 октября 2020 года N 877-П «О создании и функционировании проектного офиса "Центр управления регионом в Саратовской области» // URL: https://docs.cntd.ru/document/467727801 (дата обращения 02.05.21)

Учебники и учебные пособия:

  1. Почепцов Г. Коммуникативные технологии ХХ века. М.: ваклер. 2016. С. 55.;
  2. Семенова И.О. Интернет и российское общество / под ред. - М.: Гендальф, 2012. - 269 с.
  3. Усланер Э. Социальный капитал и Сеть // Интернет в общественной жизни. М., 2006. С. 126.
  4. Федорченко С.Н. Парадокс сетевых технологий в механизме легитимности власти // Информационные войны, 2016. №1(37). С. 55- 60

Статьи в периодических изданиях:

  1. Беленкова Л.М. Имидж государственных органов: потенциал информационно-коммуникационных технологий // Управленческое консультирование. СПб., 2017. № 4 (100). С. 199-209.;
  2. Беленкова Л.М., Белоконев С.Ю. «Социальные сети в информационной политике: формирование имиджа органов государственной власти» // Научный журнал «Гражданин. Выборы. Власть». 2020. №1(15) // URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42498721 (дата обращения: 22.04.2021);
  3. Беляева В.С., Мусихина Д.А., «Инцидент-менеджмент как инструмент развития региона» // Сборник: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2020, С. 31-41;
  4. Грибова Е. А Анализ результативности и эффективности использования социальных сетей в публичной политике // Интеллектуальный потенциал XXI века: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2018 №3 (8). С. 185-189;
  5. Ермолаев В.П. Социальная сеть Вконтакте как современный канал политической коммуникации // Информационные войны. 2017. № 3 (43). С. 47-55.;
  6. Камалова Г.Р. «Инцидент-менеджмент как новая стратегия коммуникации власти и общества: анализ практик» // Экономика и управление: научно-практический журнал, Республика Башкортостан, 2020, С. 30-33;
  7. Керимов А.А., Попцов Д.А., «Имидж политического лидера в эпоху цифровых медиа-технологий: особенности формирования // Известия Саратовского университета, Социология. Политология. 2020. №3.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imidzh-politicheskogo-lidera-v-epohu-tsifrovyh-media-tehnologiy-osobennosti-formirovaniya (дата обращения: 16.05.2021).
  8. Попова А.А. Социальные сети как инструмент формирования политического имиджа // Pro nunc. 2018. №2 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-seti-kak-instrument-formirovaniya-politicheskogo-imidzha (дата обращения: 16.04.2021);
  9. Попова Е.А., Ночёвка А. А., «Цифровые трансформации политического управления: развитие онлайн-сервисов // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-transformatsii-politicheskogo-upravleniya-razvitie-onlayn-servisov (дата обращения: 12.04.2021).
  10. Путинцева Н.А., «Инцидент-менеджмент как инструмент совершенствования государственного управления» // Национальная концепция качества: подготовка управленческих кадров, сборник тезисов и докладов национальной научно-практической конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 2020, С. 269-275;
  11. Сорокина Е.В., Селентьева Д.О., Сурина В.А., Черкасова Е. А., «Применение smm-технологий при формировании имиджа органа государственной власти (на примере сообщества Министерства просвещения Российской Федерации в социальной сети «ВКонтакте»)» // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. №12-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-smm-tehnologiy-pri-formirovanii-imidzha-organa-gosudarstvennoy-vlasti-na-primere-soobschestva-ministerstva-prosvescheniya (дата обращения: 16.04.2021);

Электронные ресурсы:

  1. Политология, понятие «электронная демократия // [Электронный ресурс] URL: https://studme.org/129497/politologiya/elektronnaya_demokratiya (дата обращения 02.05.21);
  2. Политологический словарь-справочник// [Электронный ресурс] URL: http://politike.ru/termin/manipulirovanie-politicheskoe.html (дата обращения: 17.04.19);
  3. Социальная сеть «Вконтакте» [Электронный ресурс] URL: http://vkontakte.ru (21.04.21); 
  4. Социальная сеть «Twitter» [Электронный ресурс] URL:  https://twitter.com (21.04.21); 
  5. Социальная сеть «Facebook» [Электронный ресурс] URL: https://www.facebook.com (21.04.21);
  6. Социальная сеть «Instagram» [Электронный ресурс] URL:  https://www.instagram.com (21.04.21);
  7. Средний возраст пользователей социальных сетей// [Электронный ресурс] URL: https://rusability.ru/internet-marketing/polzovateli-sotssetejv-rossii-statistika-i-portrety-auditorii/ (дата обращения: 01.04.21);
  8. Хецелиус Валерия Евгеньевна СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ // Наука без границ. 2019. №5 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyeseti-kak-instrument-politicheskoy-kommunikatsii (дата обращения: 23.04.2021).

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Политология
2012 год 51 стр.
Курсовая Политическое сознание молодежи
diplomstud
Курсовая работа Политология
2013 год 44 стр.
Курсовая Эволюция интеграции в ЕЭС / ЕС
diplomstud
Курсовая работа Политология
2015 год 42 стр.
Курсовая Государственная политика Хрущёва в отношении церкви
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское