Актуальность темы данного исследования связана с активной интеграцией органов власти и органов местного самоуправления в интернет-пространство, в частности, в социальные сети. В середине 2000-х годов у различных ведомств начали появляться интернет-страницы, на которых размещалась информация о деятельности органа власти или органа местного самоуправления. Со временем интернет-сайты отошли на второй план и им на смену пришли социальные сети.
Согласно исследованию, опубликованным системой мониторинга и анализа социальных медиа и СМИ «Brand Analytics» в октябре 2020 года число активных пользователей в социальных медиа в России составило 64 миллиона.[1] Эта информация нам позволяет говорить о том, что социальные сети являются доступным средством коммуникации для большой части жителей России.
После того, как в социальных сетях стали набирать популярность городские сообщества, в которых жители публиковали информацию, содержащую призывы к органу власти или органу местного самоуправления с целью решения той или иной проблемы, было принято решение о необходимости рассмотрения обращений в социальных сетях.
Длительное время эта работа имела точечный характер. В настоящее время принята необходимая нормативная база, которая позволяет проводить данную работу системно. В связи с тем, что официальный переход части управленческих задач в социальные сети произошел относительно недавно, считаю важным проанализировать механизмы этой работы, выявить ее ключевые особенности и перспективы.
Степень научной разработанности. В рамках изучения данной проблематики было выявлено, что исследуемое явление имеет невысокую степень научной разработанности. Во многом это связано с тем, что политическое управления перешло в социальные сети относительно недавно. При этом в научной литературе есть несколько групп источников, на которые я опиралась в данной работе.
Все эти научные работы изучают федеральный опыт или опыт других субъектов Российской Федерации. При этом реализация политико-управленческих решений в социальных медиа в Саратовской области остается практически неизученной.
К первой группе были отнесены авторы, исследующие непосредственно политическое управление в различных условиях. Среди таких источников были исследования, о политическом управлении в государстве и в регионе, а также об управленческих процессах в условиях цифровой среды. В частности, Е. А. Попова в работе «Цифровые трансформации политического управления» [2]обращает внимания на ключевые изменения в управлении, которые последовали за внедрением цифровых технологий в государственных услугах.
Одной из важнейших составляющих политического управления является работа органов власти и органов местного самоуправления с системой «Инцидент менеджмент». В регионы России данная система начала внедряться в 2020 году, чем и обоснованно небольшое количество научных публикаций по данной проблеме. Изучением данного аспекта политического управления занималась Н.А. Путинцева в своей работе «Инцидент-менеджмент как инструмент совершенствования государственного управления»[3], В.С. Беляева в статье «Инцидент-менеджмент как инструмент развития региона»,[4] а также Г. Р. Камалова «Инцидент-менеджмент как новая стратегия коммуникации власти и общества: анализ практик» [5] и другие.
Также в данной работе я опиралась на группу источников, рассматривающих политико-управленческую деятельность в социальных сетях как инструмент формирования имиджа, я хотела бы выделить несколько основных. Среди них Л.М. Беленкова, которая в своих работах «Имидж государственных органов: потенциал информационно-коммуникационных технологий»[6] и «Социальные сети в информационной политике: формирование имиджа органов государственной власти»[7] выявляет механизмы, используемые органами власти при работе в социальных медиа. В контексте формирования имиджа данную проблемы также рассматривали Е. В. Сорокина,[8] А. А. Попова,[9] А.А. Керимов[10] и другие.
Целью работы является выявление особенностей политического управления посредством социальных медиа.
В соответствии с целью работы были сформулированы следующие задачи исследования:
- Определить теоретико-правовую базу политического управления в социальных сетях;
- Охарактеризовать механизмы, используемые при политическом управлении в социальных сетях;
- Проанализировать работу органов исполнительной власти при решении управленческих задач;
- Изучить управленческую деятельность в социальных медиа, осуществляемую органами законодательной власти.
Объектом исследования является политико-управленческая деятельность органов власти и органов местного самоуправления, осуществляемая посредством социальных сетей.
Предмет исследования – механизмы политического управления в социальных сетях органами исполнительной и законодательной власти Саратовской области.
Методологическая база исследования включает в себя элементы системного и институционального методов исследования. С их помощью удалось рассмотреть систему государственного и муниципального управления в контексте взаимодействия с другими институтами, например, с институтом социальных медиа.
Также в данном исследовании использовался сравнительный метод, который позволил проанализировать и соотнести различные механизмы политико-управленческой деятельности, которые применяются при работе в социальных медиа.
Метод контент-анализа нами был использован для того, чтобы определить охваченность коммуникационных каналов в деятельности органов власти и органов местного самоуправления. Данный метод исследования является одним из ключевых в работе. Применяется как в обособленно, так и в сочетании с другими методами.
Источниковая база исследования представляет собой использование нескольких основных групп. Источники, относящиеся в первой группе это нормативно-правовые акты. В данной работе использовались законы и подзаконные акты Федерального уровня: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, а также Постановления Правительства Российской Федерации.
Основа нормативной базы регионального уровня представляет собой постановление Губернатора Саратовской области от 24 марта 2020 года N 92 «Об утверждении Положения об организации работы органов исполнительной власти Саратовской области с публикациями в социальных сетях» и постановление Правительства Саратовской области от 29 октября 2020 года N 877-П «О создании и функционировании проектного офиса «Центр управления регионом в Саратовской области»».
Другую группу источников составляют данные докладов ведущих исследовательских центров («Brand Analytics», «Медиалогия»), изучающих различные аспекты политического управления посредством социальных медиа. Кроме того, в эту группу включены материалы российских социологических центров (ВЦИОМ, ФОМ, Левада-центр), отражающих результаты массовых опросов, касающихся пользователей соц. сетей, их половозрастных и иных характеристик.
В отдельную группу источников были вынесены Интернет-ресурсы, в частности, социальные сети среди которых: Вконтакте, Одноклассники, Instagram, Facebook, Twitter. К Интернет-ресурсам также стоит отнести официальные сайты различных ведомств: Правительство Российской Федерации, Государственная Дума Российской Федерации, Правительство Саратовской области, Саратовская областная Дума и другие.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Глава I. Особенности социальных сетей как инструмента политического управления
1.1. Теоретико-правовые основы политического управления в социальных сетях
Социальные сети в России и в мире с каждым годом набирают все большую популярность. Ежегодно число пользователей увеличивается, а аудитория взрослеет, что позволяет нам говорить о формировании запроса не только на развлекательный контент, но и на решение проблем жителей посредством социальных сетей. Долгое время в сети Интернет, в частности, в социальных сетях стали появляться публикации с жалобами жителей на ту или иную проблему, адресованною органам власти. Ввиду специфики площадки для размещения они в большинстве случаев оставались без внимания или решались точечно.
Из-за того, что данная работа не была выстроена системно, приходилось возлагалась на отдельных специалистов дополнительную нагрузку, с целью минимизации рисков. При этом, работа органов власти и органов местного самоуправления в социальных сетях сейчас еще только выстраивается и не имеет четких границ на теоретическом и правовом уровне. Поэтому, считаю необходимым рассмотреть теоретико-правовые аспекты политического управления в социальных сетях.
Существует несколько подходов к определению понятия политического управления. В данной работе мы будем исходить из следующей трактовки понятия: политическое управление – это одна из форм взаимодействия субъектов в связи с разработкой, принятием и реализацией политических решений[11].
Таким образом, в качестве субъектов с одной стороны будут вступать органы власти и органы местного самоуправления, а с другой стороны пользователи социальных сетей, которые в разной мере могут влиять на принятие и реализацию политических решений. Стоит учитывать, что не всегда пользователи социальных сетей будут оказывать прямое воздействие на реализацию управленческих решений, воздействие может иметь косвенный характер и включать и другие субъекты, например, это могут быть средства массовой информации.
Говоря о социальных сетях как об инструменте политического управления, следует отметить, что работа исполнительной и законодательной власти в социальных сетях имеет разный характер и разную нормативную базу. Ввиду специфики судебной ветви власти, в данной работе мы не рассматриваем их вовлеченность в процессы политического управления.
В настоящее время политико-управленческая деятельность органов исполнительной власти регулируется несколькими нормативно-правовыми актами. Так, например, основным нормативно-правовым актом, регулирующим работу органов власти в сети Интернет, является Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 09.03.2021) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.03.2021)[12]. В настоящем федеральном законе регулируются отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, передачу, производство и распространение информации, применение информационных технологий, обеспечение защиты информации. Что составляет основу оборота информации в государстве.
Согласно постановлению губернатора Саратовской области от 24 марта 2020 года, N 92 «Об утверждении Положения об организации работы органов исполнительной власти Саратовской области с публикациями в социальных сетях»[13] были установлены основы работы органов власти и органов местного самоуправления в социальных сетях.
Установления этих нормативов во многом связано с началом работе в системе «Инцидент-менеджмент», которая с 2019 года начала внедряться в российские регионы.
Данная систем представляет собой круглосуточный мониторинг нескольких основных социальных сетей российского сегмента: Вконтакте, Одноклассники, Инстаграм и Фейсбук. В результате мониторинга система обнаруживает, по ключевым словам, жалобы и просьбы жителей в социальных сетях. Куратор выявляет публикации, на которые требуется реагирование, указывает тему (группу тем), локацию и категорию важности, определяет сроки реагирования на публикацию и в течение 30 минут направляет их в органы исполнительной власти области, к полномочиям которых отнесено решение вопросов, содержащихся в публикациях, для подготовки ответа. Подробнее на рассмотрении механизма работы с данной системы мы остановимся в следующем параграфе.
До внедрения системы «Инцидент-менеджмент» решение проблем жителей в социальных сетях носило точечных характер и являлось, скорее, частью работы по созданию позитивного имиджа органа власти или конкретного управленца. Но никакой нормативной базы и критериев работы с такими обращения не было. Ранее ответственность за работу системы в Саратовской области была возложена на Министерство внутренней политики и общественных отношений Саратовской области.