Курсовая работа|Правоведение

Понятие первобытнообщинного строя

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2015 | Страниц: 32

ВВЕДЕНИЕ

  1. СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ ПЕРВОБЫТНООБЩИННОМ СТРОЕ

1.1. Общественная власть в первобытном обществе

1.2. Основные причины происхождения государства и права

  1. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ВЛАСТИ ПРИ ПЕРВОБЫТНООБЩИННОМ СТРОЕ

2.1. Признаки государства,  отличающие  его  от власти при первобытнообщинном  строе

2.2. Признаки,  отличающие  право от  социальных  норм  доклассового  общества  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность. История существования человечества насчитывает  более 1,5 миллионов лет, большая часть которых приходится на  первобытное общество. В силу слабого развития производительных сил  существования человека было возможно только в коллективе. Основной  формой социальной организации был род. Труд был коллективным,  распределение благ уравнительным, разделение труда происходило в  соответствии с полом и возрастом членов рода. Известно, что на первой стадии развития человеческого общества семья носила полигамный  характер, т.е. все мужчины были общими всех женщин  рода независимо от  степени  их  родства и возраста. Определить отца ребенка в такой семье  было  невозможно.  Постепенно были  запрещены браки  между  родителями и детьми, затем между братьями и сестрами и в конечном итоге внутри  рода.

Род  был  не  территориальной,  а  кровно – родственной  организацией. Главенствующее положение в семье занимала женщина. Причиной  матриархата являлась не только невозможность достоверно  определить  отца  ребенка, но и то, что результаты женского труда были значительнее.  Женщины строили жилище, занимались собирательством, шили одежду,  готовили  пищу и др.

Высшим органом власти при первобытнообщинном строе было  собрание всех взрослых членов рода. Здесь рассматривались наиболее  важные вопросы жизни общества: войны и мира, перехода на другую  территорию, прием в члены рода чужаков, выборы вождя и совета  старейшин, суд и др. Собиралось народное собрание по мере  необходимости.

Для  решения  текущих  вопросов,  а  также для подготовки проведения  общего собрания избирался совет старейшин, состоящий из наиболее  уважаемых членов рода. Для ведения военных действий избирались вожди,  которые  в  мирное  время  властными  полномочиями  не обладали.  Вожди и члены совета старейшин были первыми среди равных. Никакими  привилегиями в работе и в распределении результатов труда они не  пользовались. На эти должности выбирали за личные качества члена общины,  и по  наследству она  не  передавалась.  

Целью работы является изучение Понятие первобытнообщинного строя. Особенности социального регулирования и организации власти.

Задачи:

1) изучить общественную власть в первобытном обществе;

2) рассмотреть основные причины происхождения государства и права;

3) раскрыть особенности социального регулирования и организации власти при первобытнообщинном строе.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

1. СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ ПЕРВОБЫТНООБЩИННОМ СТРОЕ

1.1. Общественная власть в первобытном обществе

Для общественного устройства зрелого первобытного общества характерны две основные формы объединения людей - род и племя. Через эти формы прошли практически все народы мира, в связи, с чем первобытнообщинный строй нередко называют родоплеменной организацией общества[1].

Основной ячейкой первобытного общества был род. Он возник вследствие длительной эволюции, которая происходила в предшествующий период. Люди, жившие «первобытным стадом», под воздействием труда все более приобретали черты «общественного человека».

Общая собственность на землю, орудия труда и предметы потребления, ярко выраженное уравнительство обусловливали такие взаимоотношения между сородичами, при которых господствовали интересы коллектива. Все члены рода свободные люди, связанные кровными узами. Их отношения строились на основе взаимопомощи, братства, никто не имел каких-либо преимуществ перед другими. Род как первоначальная ячейка человеческого общества был универсальной организацией, характерной для всех народов.

В связи с разделением в первобытной общине людей на разные категории, в основном по половозрастному признаку, наблюдается такое явление как организация власти. Экономическим отношениям родового строя соответствовали организация общественной власти и система управления делами рода. Носителем власти являлось все общество. Она не была отделена от общества, а совпадала с ним, принадлежала ему.

В раннепервобытной общине действовал принцип народовластия, при котором определяющее значение имела коллективная воля сородичей или общинников. При этом, естественно, особый авторитет имели зрелые, умудренные опытом люди, очень часто – старшее поколение группы.

Во главе семейно-клановой группы стоял отец-патриарх, старший среди более молодых родственников его поколения и следующих поколений. Власть главаря служила интересам всей группы и, по существу, была конкретным повседневным воплощением ее воли. Глава семейной группы еще не собственник, не хозяин всего ее имущества, которое по-прежнему считается общим, коллективным. Но благодаря своему положению старшего и ответственного руководителя хозяйства и жизни группы он приобретает права распорядителя. Именно от его авторитарного решения зависит, кому и сколько выделить для потребления и что оставить в качестве запаса, для накопления и т.п. Он же определяет, как распорядится излишками, использование которых тесно связано с взаимоотношениями в общине в целом.

Община и род управлялись на основе не только свободного, менявшегося от случая к случаю волеизъявления их взрослых членов, совета старших, главарей[2].

Основным органом и власти, и управления было, как принято считать, родовое собрание, которое состояло из всех взрослых членов рода. Оно решало все важнейшие вопросы жизни родовой общины. Все важные вопросы жизни общества, производственной деятельности, войны, религиозных церемоний, разрешения споров между отдельными лицами и т. д. решались собранием (советом) всех взрослых членов рода мужчин и женщин.

Это собрание, возникшее вместе с родом, было высшей властью в нем. Для непосредственного управления делами собрание выбирало старейшин (вождей) и военных предводителей (военачальников), которые не имели каких-либо материальных преимуществ, трудились наряду со всеми и пользовались лишь моральным авторитетом. Эти лица могли быть смещены собранием в любое время, они осуществляли свои функции под контролем рода.

Решения собрания являлись совершенно обязательными для всех и воспринимались как выражение общей воли[3].

В племени организация власти и управления была примерно такой же, как и в родовой общине. Основным органом власти и управления здесь, как правило, был совет старейшин (вождей), хотя наряду с ним могло существовать и народное собрание (собрание племени). В состав совета старейшин входили старейшины, вожди, военачальники и другие представители родов, составляющих племя. Совет старейшин решал все основные вопросы жизни племени при широком участии народа. Для решения текущих вопросов, а также на время военных походов избирался вождь племени, положение которого практически ничем не отличалось от положения старейшины или вождя рода. Как и старейшина, вождь племени никакими привилегиями не обладал и считался лишь первым среди равных.

Общественная власть при первобытном строе была весьма авторитетной, вполне реальной, способной эффективно руководить общиной. Она, безусловно, обладала возможностью принуждения по отношению к нарушителям порядка, но никаких особых органов, осуществлявших принудительные меры, не имела. Если возникала потребность решения дел, связанных с нарушениями тех или иных обычаев, нравственных или религиозных установлении (дел об измене, трусости, кровосмешении и т.п.), то этим занималось само собрание, т.е. весь род. И именно здесь выносилось решение о наказании провинившегося, к которому могли быть применены такие меры, как порицание, укор, замечание, изгнание из рода.

В принципе род представлял собой вполне самостоятельную социальную общность. Однако необходимость дуальной организации, вытекавшей из экзогамии, обусловливала постоянное общение с другим родом. На этой основе складывался союз родов, получивший название «фратрия». Несколько фратрий по мере развития общества объединялись в племя.

  1. Алексеев В.П. История первобытного общества. – М.: Дельта, 2013. - 559 с.
  2. Алексеев С.С. Государство и право. – М.: Академия, 2013. – 456 с.
  3. Васильев Л.С. История Востока. - СПб.: Питер. - 2013. - 544 с.
  4. Всеобщая история государства и права. / Под ред. З.М. Черниловского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 569 с.
  5. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. – М.: Высшая школа, 2013. – 499 с.
  6. Думанов Х.М., Першиц А.И. Мононорматика и начальное право. – М.: Академия, 2014. – 442 с.
  7. Любашиц В.Я. Теория государства и права. – М.: Прогресс,  2014. – 598 с.
  8. Милехина Е.В. История государства и права зарубежных стран. – М.: Просвещение, 2014. – 430 с.
  9. Назаренко Г.В. Теория государства и права. - М.: Наука, 2013. -  488 с.
  10. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. -  СПб.: Феникс, 2015. – 555 с.
  11. Основы государства и права. / Под ред. О. Е. Кутафина. – М.: Прогресс,  2014. – 474 с.
  12. Пронин Д.Ю. История первобытного общества. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 558 с.
  13. Ромашов Р.А. Теория государства и права. – М.: Юнити, 2013. – 547 с.
  14. Теория государства и права. / Отв. ред. В.И. Власов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 525 с.
  15. Теория государства и права. / Под ред. В.В. Лазарева. - СПб.: Феникс, 2013.- 305 с.
  16. Теория государства и права. / Под ред. В.Г. Стрекозова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 672 с.
  17. Теория государства и права. / Под ред. Г.Н. Манова. – М.: Академия, 2015. – 490 с.
  18. Теория государства и права. / Под ред. М.П. Марченко. – М.: Юнити, 2014. – 574 с.
  19. Теория государства и права. / Под ред. Н.И. Матузова. – СПб.: Феникс, 2014. – 632 с.
  20. Храпанюк В.Н. Теория государства и права. – М.: Геотар-Медиа, 2014. – 529 с.
  21. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. - СПб.: Феникс, 2013.- 374 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Правоведение
2020 год 28 стр.
Понятие, структура и функции правовой культуры
antiplagiatpro
Курсовая работа Правоведение
2014 год 27 стр.
Понятие права
Курсовая работа Правоведение
2016 год 26 стр.
Понятие и сущность права
Курсовая работа Правоведение
2020 год 32 стр.
Понятие и виды юридического лица
antiplagiatpro
Курсовая работа Правоведение
2022 год 33 стр.
Понятие преступления
antiplagiatpro

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское