Введение
1. Теоретические основы лоббизма
1.1 История становления лоббизма
1.2 Классификация лоббистов и российская специфика
2. Особенности национального лоббизма
2.1 Лоббизм с российским лицом
2.2 Современное состояние российского лоббизма
Заключение
Список используемой литературы
Понятие «лоббизм» можно охарактеризовать следующим образом: лоббизм – это деятельность юридических и физических лиц в отношении органов власти с целью оказания влияния на интенсивность и вектор выполнения последними своих полномочий.
Само по себе неформальное влияние на власть с целью получения различных преференций, оказания влияния на принятие решений, существует столь же давно, сколь и сама власть. Везде, где существовал доминирующий политический фактор, другие политические игроки пытались оказывать влияние на него в своих интересах. Достаточно вспомнить русскую историю времен Золотой Орды, когда князья боролись за ярлык от ханов. Александр Невский, например, завел дружбу с сыном Батыя и жаловался через него хану на своего собственного брата, который недоплачивал татарам дань.
Методы такого влияния всегда зависели от специфики устройства и приоритетов самой власти. Фактически эти методы сводятся к включению в сеть доверия властных фигур и снабжению их информацией для принятия того ли иного решения. Первые и наиболее известные лоббисты в Штатах нередко держали дорогие рестораны, где создавался круг неформального общения вокруг депутатов Конгресса и сенаторов.
В общественном сознании лоббизм нередко имеет негативное значение, близкое к представлениям о коррупции. Чуть ли не единственными методами лоббизма в этом случае считаются прямой подкуп, незаконное давление на представителей власти, взяточничество. Однако это представление искажает суть лоббизма. Чуть ли не каждый громкий скандал вокруг лоббизма в США связан как раз с этими незаконными методами. Но лоббистские организации – а их в Штатах действует десятки тысяч – продолжают работать, используя преимущественно совсем иные методы. Законы, регулирующие лоббистскую деятельность, как раз и призваны отделить нормальный лоббизм от коррупции.
Основной целью данной работы является, рассмотреть политические основы лоббизма в Российской Федерации.
Чтобы достичь поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить теоретические основы лоббизма;
- рассмотреть особенности национального лоббизма.
В данной работе были использованы следующие методы исследования: исторический, библиографический, аналитический.
1. Теоретические основы лоббизма
1.1 История становления лоббизма
В общественном сознании лоббизм нередко имеет негативное значение, близкое к представлениям о коррупции. Чуть ли не единственными методами лоббизма в этом случае считаются прямой подкуп, незаконное давление на представителей власти, взяточничество. Однако это представление искажает суть лоббизма. Чуть ли не каждый громкий скандал вокруг лоббизма в США связан как раз с этими незаконными методами. Но лоббистские организации – а их в Штатах действует десятки тысяч – продолжают работать, используя преимущественно совсем иные методы. Законы, регулирующие лоббистскую деятельность, как раз и призваны отделить нормальный лоббизм от коррупции.
Еще одной проблемой лоббизма в массовом представлении считается то, что он искажает работу политической системы, заставляя ее действовать в частных, а не общественных интересах. Так, например, принятию первого закона о лоббизме в США предшествовал громкий скандал вокруг покупки Аляски. Общественное мнение выступало против подобного решения. Журналисты называли Аляску «моржероссией» и «зоопарком полярных медведей президента Джонсона», на который будут потрачены деньги налогоплательщиков. Россия же не могла ни освоить, ни защитить, ни содержать эту территорию, и готова была избавиться от нее с выгодой для себя. Русский посол в Вашингтоне Эдуард де Стекль подкупил председателя комитета Конгресса по международным вопросам Натаниэля Бэнкса, который и пролоббировал ратификацию сделки. История получила огласку, но решение отменено не было [25, c. 291].
Такое общественное представление о лоббизме делает его постоянным объектом нападок со стороны политиков. В США ужесточение лоббизма становится частью повестки дня почти любой президентской избирательной кампании от Вудро Вильсона до Барака Обамы. Вудро Вильсон прибегнул к критике лоббизма, когда авторитет конгресса был подорван «партийными машинами» и «партийными боссами». «Избиратель чувствует, что его недоверие к конгрессу оправдано тем, что он слышит о власти коррумпированных лоббистов, которые используют законодателей в собственных целях.
1. Варакута С.А. Связи с общественностью: учеб. пособие. – М: ИНФРА-М, 2009. – 207 с.
2. Василенко А. Б. Пиар крупных российских корпораций. – М.: ГУ-ВШЭ,2001. – 304с.
3. Воскресенская Н.Ю., Федулов Ю.К. Управление общественными отношениями: Учебное пособие для студентов факультетов ГМУ. – М.: Вузовский учебник, 2010. – 160 с.
4. Годин А.М. Брендинг: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2004. – 362 с.
5. Гуревич П.С. Психология рекламы: Учебник. – М.: Юнити, 2005. – 271 с.
6. Демин Ю. М. Бизнес-РR. – М.: Бератор-Пресс, 2003. – 336 с.
7. Емельянов С.М. Теория и практика связей с общественностью. Вводный курс. – СПб.: Питер, 2005. – 240с.
8. Кондратьев Э.В. Связи с общественностью: практикум. – 2-е изд. – М: Академический Проект, 2008. – 192 с.
9. Кондратьев Э.В. Связи с общественностью: Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2004. – 431 с.
10. Кузнецов В.Ф. Связи с общественностью. Теория и технология: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 300 с.
11. Кузьмина О.Г. Социологическое обеспечение рекламы и маркетинга: Учебное пособие. – М.: Дашков и К; Наука-Спектр, 2008. – 188 с.
12. Лебедева Т. А. Паблик рилейшнз; Корпоративная и политическая режиссура: Модели, системы ценностей, каналы СМК. – М., 1999. – 350 с.
13. Матанцев А.Н. Эффективность рекламы: Учебное пособие. – М.: Финпресс, 2007. – 415 с.
14. Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: Методология анализа и практика исследований. – М., 2000. – 240 с.
15. Овчинникова Н.Н. Рекламное дело: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2008. – 368 с.
16. Ольшанский Д. Психология терроризма. – СПб.: Питер, 2002. – 286 с.
17. Ольшевский А.С. Антикризисный РК и консалтинг. – СПб.: Питер, 2003. – 426 с.
18. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник / под ред. С.Г. Корконосенко. – СПб., 2000. – 272 с.
19. Почепцов Г. Г. Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением. – М., 1998. – 352 с.
20. Почепцов Г. Г. Пропаганда и контрпропаганда. – М.: Центр, 2004. – 256 с.
21. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации (от речей президентов до переговоров с террористами). – М., 1998. – 352 с.
22. Татаринова Г.Н. Управление общественными отношениями: Учебник. – СПб.: Питер, 2004. – 314 с.
23. Тульчинский Г.Л. РR-фирмы: технология и эффективность. – СПб.: Алетейя, 2001.
24. Управление общественными отношениями: Учебник под ред. Комаровского. – М, 2003. – 400 с.
25. Феофанов О. А. Реклама: новые технологии в России. – СПб., 2000. – 384 с.