Введение
- Теоретические основы лицензирования ввоза/вывоза товаров в условиях функционирования Евразийского экономического союза
1.1. Понятие, цели и основные задачи лицензирования ввоза/вывоза товаров в условиях Евразийского экономического союза
1.2. Нормативное регулирование лицензирования товаров в Евразийском экономическом союз
1.3. Виды лицензий и порядок выдачи лицензий в соответствии с действующим законодательством
- Анализ особенностей таможенного декларирования и таможенного контроля перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров, подлежащих лицензированию
2.1.Особенности таможенного декларирования лицензируемых товаров
2.2.Особенности таможенного контроля за перемещением через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров, подлежащих лицензированию
- Проблемы и перспективы развития порядка лицензирования в системе нетарифного регулирования внешней торговли
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1. Общий алгоритм действий на получение лицензий при осуществлении экспортно-импортных операций с отдельными видами товаров
Приложение 2. Последовательность действий владельца лицензии и таможенных органов
Актуальность заявленной темы обусловлена значением лицензирования товаров в качестве основного метода реализации запретов и ограничений. Данная система государственного контроля предусматривает получение участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) разрешительных документов на перемещение отдельных категорий товаров, что направлено на защиту как национальных рынков, так и жизни, здоровья людей, а также окружающей среды. Более того, практическая реализация лицензирования в условиях постоянно происходящих геополитических и экономических изменений заслуживает особого интереса. Геополитические и экономические изменения могут привести к сложностям, связанным с ведением таможенной статистики.
Кризисные тенденции последних лет очертили перспективы формирования в мире нескольких региональных объединений, государства-члены которых будут интегрированы внутри них гораздо сильнее, чем с третьими странами. Страны с близким пониманием целей ищут форматы совместного представления своих интересов. Одним из направлений подобной мегарегиональной интеграции стало формирование Евразийского экономического союза (ЕАЭС), начало которому было положено 29 мая 2014 г. подписанием в Астане Россией, Республикой Беларусь и Казахстаном Договора о создании Союза, к которому позднее присоединились Армения и Кыргызстан. На сегодняшний день ЕАЭС является вторым по глубине проектом региональной экономической интеграции в мире после Европейского союза. ЕАЭС создаёт рынок с населением свыше 180 млн человек, функционирующий практически по единым транспа-рентным правилам. Предусматривается, что интегрирующийся рынок ЕАЭС будет работать на основе норм ВТО, что делает его открытым и понятным для инвесторов и привлекательным для третьих стран, особенно в условиях мировой экономической турбулентности.
Первым действительно общим рынком в рамках ЕАЭС призван стать рынок фармацевтических препаратов. Общий рынок позволит обеспечить безопасность и качество лекарств, создать оптимальные условия для развития и повышения конкурентоспособности фармацевтической промышленности и медицинских изделий, производимых на территории стран Союза, вывода их на мировой рынок.
Цель данной работы – исследовать особенности перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза лицензируемых товаров.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие лицензирования в сфере внешней торговли товарами.
- Исследовать нормативно-правовые основы лицензирования в сфере внешней торговли ЕАЭС.
- Проанализировать лицензирование в ЕАЭС в 2016-2019 г.г.
- Изучить тенденции и проблемы лицензирования.
- Выявить перспективы лицензирования в ЕАЭС.
Объект исследования - лицензирование экспорта и импорта.
Предмет исследования - специфика лицензирования в сфере внешней торговли товарами ЕАЭС.
Работа состоит из введения, 3 основных глав, заключения, библиографического списка.
1. Теоретические основы лицензирования ввоза/вывоза товаров в условиях функционирования Евразийского экономического союза
1.1. Понятие, цели и основные задачи лицензирования ввоза/вывоза товаров в условиях Евразийского экономического союза
Согласно законодательству государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством таможеннотарифного и нетарифного регулирования [22].
Закон определяет таможенно-тарифное регулирование как метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин. Что касается нетарифного регулирования, то оно осуществляется путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.
Механизм нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности предполагает использование экономических методов (специальные, антидемпинговые, меры валютного регулирования), и методов административного воздействия на участников отношений в сфере осуществления внешнеэкономической деятельности (лицензирование, квотирование, стандартизация) ограничительного, запретительного и разрешительного характера [13].
Нетарифные ограничения (т.е. барьеры) укрепили свою позицию на основе неравномерного развития отдельных стран, экономических и политических кризисов, развития внешнеэкономических отношений, расширения ассортимента импортируемых товаров, относительного выравнивания цен на подобные товары в разных странах и этот список можно продлевать дальше, т.к. все процессы, происходящие в мировой экономике, привели к тому, что таможенные пошлины больше не могут полностью удовлетворять требованиям, которые на них возложены для регулирования внешнеторгового оборота. В силу сложившихся обстоятельств расширился диапазон средств внешнеэкономической политики, которые не были включены в группу таможенно-тарифных ограничений, играющих роль регуляторов внешней торговли, хотя зачастую они непосредственно не связанны с внешнеторговым оборотом [3].
По мнению европейских ученых, нетарифное регулирование является, в первую очередь, мерами, установленными государством и нацеленными на изменение эластичности спроса на импорт и обеспечение эффективной конкурентной политики [5].
Лицензирование является одним из инструментов нетарифного регулирования и активно применяется странами в международной торговле при экспорте или импорте отдельных товаров. Применение лицензирования не противоречит основным положениям Генерального соглашения по тарифам и торговле, а порядок его применения закреплен в Соглашении о процедурах импортного лицензирования (Соглашение). Одним из важнейших положений данного документа является требование к странам - участницам Всемирной торговой организации (ВТО) о приведении национального законодательства в сфере лицензирования в соответствие с положениями Соглашения.
Товары, экспорт и (или) импорт которых подлежит лицензированию, можно условно разделить на три основные группы:
1) товары, к которым применяются: меры нетарифного регулирования, меры таможенно-тарифного регулирования (тарифная квота), меры защиты внутреннего рынка (импортная квота в качестве специальной защитной меры);
2) товары, которые подлежат экспортному контролю;
3) продукция военного назначения.