ВВЕДЕНИЕ
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОДВИЖЕНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ
1.1. Понятие и основные инструменты продвижения в сфере музыкальной индустрии
1.2. Особенности продвижения в музыкальной индустрии
- АНАЛИЗ СПЕЦИФИКИ ПРОДВИЖЕНИЯ РЭП-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ
2.1. Российский рэп как социально-культурный феномен
2.2. Тенденции продвижения музыкального продукта в отечественной рэп-индустрии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы исследования. Музыка вообще, и рэп в частности, точно такой же вид бизнеса, как и любой другой, и ей тоже нужно продвижение. Но в этом деле есть своя специфика: музыку нельзя потрогать или пользоваться ей в привычном смысле слова. Польза для клиента от музыки — в эмоциях и впечатлениях, поэтому продвижение музыкантов строится на особенных принципах.
Если говорить о музыкальном проекте как продукте, главная цель — продвигать музыканта для слушателей. Любая музыка найдет своих слушателей — вопрос в том, сколько их будет. Здесь важен стиль. Он во многом определяется стандартными маркетинговыми вещами: целевой аудиторией, каналами продвижения, географией. Рэп и поп-музыка больше востребованы у молодежи, поэтому такой материал нужно продвигать на одних площадках, для джаза с его более возрастной аудиторией каналы будут другими. Группа или рэп-исполнитель — это бренд. Соответственно, у них есть такие же составляющие бренда, как и в любом бизнесе. Бренд музыканта точно так же нужно развивать, повышать узнаваемость и авторитетность. К примеру, визуальная айдентика должна соответствовать стилю и отзываться у аудитории, поэтому у рэперов обычно мрачные уличные логотипы, а у поп-артистов — яркие и приятные.
Цель данной работы – исследовать особенности продвижения рэпа на российском рынке.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие и основные инструменты продвижения в сфере музыкальной индустрии.
- Раскрыть особенности продвижения в музыкальной индустрии.
- Проанализировать российский рэп как социально-культурный феномен.
- Выявить тенденции продвижения музыкального продукта в отечественной рэп-индустрии.
Объект исследования - инструменты продвижения рэп-исполнителей на российском рынке.
Предмет исследования - продвижение в музыкальной индустрии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные автором методические положения, практические рекомендации и выводы могут быть использованы в деятельности субъектов рынка рэп-музыки по повышению эффективности продвижения в кратко и среднесрочном периоде.
Работа состоит из введения, 2 основных глав, заключения, библиографического списка.
1. Теоретические основы продвижения в музыкальной индустрии
1.1. Понятие и основные инструменты продвижения в сфере музыкальной индустрии.
Не секрет, что любой современный артист является предметом регулярных наблюдений и обсуждений своих поклонников. Это обусловлено освещением событий в СМИ с участием артиста с целью удержания рейтинговых позиций и повышения популярности.
Продвижение — комплекс рыночной деятельности (маркетинговых мероприятий), целями которых являются увеличение доли товара, услуги, компании или бренда, занимаемой ими на рынке; вывод товара на рынок; увеличение их узнаваемости; привлечение новых клиентов [7].
Деятельность по продвижению является неотъемлемой частью работ по продвижению артиста и представляет собой набор эффективных инструментов, тесно связанных между собой [5].
Рассмотрим подробнее каждый из инструментов продвижения:
- Пресс-релиз - это информационные сообщения (анонсы), публикуемые для обозревателей СМИ с потенциально интересной для общественности новостью. Это могут быть сообщения о предстоящих мероприятиях с участием артиста (фестивали, музыкальные премии, благотворительные вечера, вокальные конкурсы, а также светские мероприятия), выпуске альбома или сингла, запуске в продажу официальной продукции с символикой артиста (например, одежда, украшения), анонс сольного концерта или концертного тура и др. Главные особенности пресс-релизов - доступность, способность заинтересовать потенциального слушателя. Автору крайне важно при составлении пресс-релиза опираться на уже сформировавшиеся интересы аудитории. Также обязательным пунктом при создании пресс-релиза является достоверная информация о месте и времени проведения предстоящего события.
- Информационные поводы - новости, реально или виртуально происходящие вокруг персоны артиста, способные заинтересовать представителей СМИ и медиа. С точки зрения PR, информационный повод - это не текст пресс-релиза, а тема, которая должна заставить этот пресс-релиз обсуждать. Инфоповод - красная нить пресс-релиза. Хороший повод сформулирован лаконично, в его основе лежат факты, кратко изложенные и отражающие суть события и выгоду. Формулирование для целевой аудитории выгоды информационного повода - основная задача паблик- релейшнз. Информационный повод имеет объект и цель. С точки зрения маркетинга, объект инфоповода - сам артист. Цель инфоповода раскрывается посредством внесения в информационную среду каких-либо сведений и мнений экспертов, формирующих должным образом взгляд общественности на объект продвижения. Инфоповоду, как событию, приданному массовой огласке, свойственны масштабность, значимость, положительный или же наоборот негативный эмоциональный настрой общества, а также актуальность. В современных условиях, из большого числа способов инициирования информационного повода чаще всего используют:
- ньюсджекинг (в переводе с англ. «newsjacking» - «новостное пиратство»), смысл которого заключается в создании инфоповода путём его привязки к другой, более яркой новости [1];
- коллаборация, иными словами, совместный инфоповод;
- дискуссия, или полемика - создание информационного повода путём реакции продвигаемого артиста на другое событие. Здесь имеются в виду публикация открытого развернутого письма или статьи с мнением, заявление протеста и др.
- Интервью с артистом. Интервью может быть основано на обсуждении фактов о пути становления артиста, его биографии, жизненных принципах и целях, рассказах о самых ярких событиях из жизни, - на всём том, что интересно узнать целевой аудитории. Не исключён и диалог об актуальных вопросах общественной значимости, где обязательно присутствие точки зрения медийной личности [2]. Областью работы на данном этапе являются профильные и общественные журналы, газетные и другие печатные издания, а также интернетиздания, крупные аудио- и видео-хостинги (например, YouTube), интернетрадиостанции с потоковым вещанием, публичные страницы в социальных сетях, организующие регулярную рассылку актуальной информации на большое количество читателей, популярные радиостанции и телевизионные каналы. Во избежание казусных ситуаций, организаторам обеих сторон - интервьюеру и артисту, необходимо заранее обсудить все детали предстоящей беседы. Не секрет, что лучше всего работать с проверенными СМИ. Ведь сотрудничество с представителями СМИ, которые имеют сомнительную репутацию, может негативно сказаться на карьере начинающего артиста.
- Организация акций, конкурсов и иных подобных мероприятий. Известно, что любая медийная личность имеет авторитет в обществе, т.е. способна, некоторым образом, повлиять на предпочтения среднестатистического человека. Это могут быть предпочтения, касающиеся культуры, моды, гастрономии, политики и т.д. Соответственно, реклама с участием известной личности с высокой вероятностью будет иметь успех. Здесь важно максимально задействовать артиста в рекламной кампании, чтобы повысить его узнаваемость. Кроме того, удачным будет вариант заключения среднесрочного контракта с компанией, нуждающейся в привлечении целевой аудитории путём проведения выгодной для потребителя акции или конкурса с ценными призами от артиста.
- Подготовка и проведение креативных PR- и маркетинговых мероприятий, среди которых: