Введение
- Теоретические основы бюджета и его роль в экономическом росте
1.1. Понятие бюджета как основного финансового документа
1.2. Сущность бюджетной политики и ее значение для экономического роста
- Анализ федерального бюджета как фактора экономического роста в 2019-2020 г.г
2.1. Основные параметры федерального бюджета как фактора экономического роста в 2019-2020 г.г
2.2. Особенности реализации бюджетной политики экономического роста
2.3. Меры по повышению эффективности бюджетной политики экономического роста
Заключение
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы исследования. Одной из важнейших функций государственного управления является обеспечение устойчивости и сбалансированности бюджетной и финансовой системы. Сегодняшние условия развития государственности требуют формирования и проведения такой бюджетной политики, которая станет активным инструментом регулирования экономического роста и повышения его результативности.
Формирование концептуальных основ бюджетной политики должно строиться на основе анализа стратегических целей и задач, стоящих перед финансовым органом, координации всех элементов финансовой системы и своевременного усовершенствования реализуемых мероприятий.
Публичные интересы России наиболее эффективно обеспечиваются за счет правового воздействия государства на хозяйственные процессы именно через финансовую систему страны. Соответственно, урегулированная нормами финансового права стабильная система фондов денежных средств (и прежде всего государственных, централизованных фондов) является залогом преодоления кризисных экономических явлений, что стало особенно актуально в России в последние несколько лет.
По мнению М. В. Романовского, финансовая политика включает в себя бюджетную, налоговую, денежную, кредитную, ценовую и таможенную политику. Бюджет, его доходы и расходы выступают ключевым компонентом национальной экономики. Государственный бюджет — важнейший инструмент достижения финансовой политики государства.
Поскольку бюджетная система служит материальной основой осуществления государством своих функций, в особенности социального характера, основными целями бюджетной политики являются поддержание стабильного роста ВВП и противодействие кризисным и инфляционным процессам для обеспечения в конечном итоге высокой степени занятости человеческих ресурсов.
Как справедливо отмечала профессор О.Н. Горбунова, в финансах и финансовом праве тесно, системно переплетаются экономические и правовые явления.
Цель данной работы – проанализировать федеральный бюджет как фактор макроэкономического роста.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие бюджета как фактора макроэкономического роста
- Изучить сущность бюджетной политики и ее значение для макроэкономического роста
- Проанализировать основные параметры бюджетной политики России в 2019-2020 г.г.
Объект исследования – бюджетная политика России в 2019-2020 г.г. и в среднесрочной перспективе.
Предмет исследования - федеральный бюджет как фактор макроэкономического роста.
Работа состоит из введения, 2 основных глав, заключения, библиографического списка.
1. Теоретические основы бюджета и его роль в экономическом росте
1.1. Понятие бюджета как основного финансового документа
Современное общество не может существовать и развиваться без непрерывного воспроизводства продуктов питания, одежды, объектов недвижимости, социальной области жизнедеятельности. Как известно, процесс состоит из четырех этапов, среди которых создание продукта, его распределение, обмен и, конечно же, потребление. Названные стадии, так или иначе, опосредованы денежными ресурсами.
Деньги сегодня служат ключевым понятием товарного хозяйства.[1] Они становятся все более важной категорией экономической системы в целом и, соответственно, основным элементом существования Российской Федерации. Стоит дополнить, что термин «денежное хозяйство» аналогичен понятию «финансы».[2]
В процессе рассмотрения понятия финансов и финансовой системы РФ важно отметить, что деньги – это одна из основополагающих составляющих товарно-производственных отношений. Их предметной сферой служит процесс создания, распределения и дальнейшего использования фондов аккумулированных средств. Ключевой целью при этом выступает реализация государственных задач и функций, которые могут относиться ко всей экономике страны в целом или конкретному ее субъекту в частности.[3]
Современная структура финансовых учреждений, отношений и фондов, которые обеспечивают полноценный процесс мобилизации и применения денежных ресурсов, составляет общественную денежную систему. В период СССР в ней выделяли следующие подсистемы:
- общегосударственную;
- отраслей хозяйства и отдельных предприятий.
Зачастую отдельным элементом служил и государственный кредит. Описание финансовой системы Российской Федерации в период СССР говорит о том, что она была относительно простой, но в то же время полностью соответствовала казенной политике, которая проводилась в стране. Осуществление рыночных реформ в РФ, реализация абсолютно новой экономической политики объективным образом обусловили выделение других звеньев системы денежных отношений. [4]Стоит отметить, что в целом рассматриваемую систему составляют три укрупненных подсистемы:
- страхование;
- государственные финансы;
- средства экономических субъектов, то есть предприятий.
Укрупненные подсистемы, названные в предыдущем разделе, классифицируются на более частные в зависимости от конкретных методов и форм создания денежных фондов. Так, государственные финансы включают в свой состав:
- государственный кредит;
- бюджетную систему;
- внебюджетные фонды.