Курсовая работа|Социология

Неформальные объединения как социально-культурный феномен

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 34

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОЛОДЕЖНЫХ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

1.1 Общая характеристика неформальных молодежных объединений: классификация, и основные признаки

1.2 Возникновение молодежных неформальных объединений как социального феномена

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР

2.1 Методология

2.2 Результаты исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 

Актуальность. Молодежная субкультура - достаточно новое и многогранное явление общественной жизни. Существование этого феномена затрагивает множество аспектов - от социокультурного развития общества в целом до психологических особенностей определенных возрастных групп.

В современной культуре присутствует ярко выраженный слой инноваций, которые постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию, затрудняя тем самым процессы социализации и адаптации человека к постоянно изменяющимся условиям и требованиям жизни, поиски человеком самого себя, своей индивидуальности и социального статуса осложняются изобилием выбора, сочетающегося с динамизмом и новизной.

В последнее время понятие «молодежная субкультура» все чаще и чаще стало использоваться учеными-социологами и журналистами при обращении к явлениям и процессам, происходящим в молодежной среде.

Вопросы субкультурного развития в последнее время исследуются многими отечественными психологами и социологами. Можно выделить работы отечественного психолога М.В. Розина, активно занимавшегося проблемами молодежной суб- и контркультуры, в особенности культурой хиппи. В его работах рассматриваются психологические аспекты формирования субкультуры как определенного поведения, психологические последствия субкультурного образа жизни.

Данной проблемой занимались такие авторы как: Г.С. Абдирайымова, Л.Я. Аверьянов, А.В. Громов, А.С. Запесоцкий, Т.Г. Исламшина, В.Т. Лисовский, И.А. Невский, Ф.Д. Ольшанский, З.В. Сикевич, В.В. Шпалинский и др.

Целью работы является изучение социально-педагогической работы с неформальными подростковыми (молодежными) объединениями.

Объект: субкультура молодежи и неформальные объединения.

Предмет: неформальные объединения как социально - культурный феномен.

Задачи:

1) дать общую характеристику неформальных молодежных объединений: классификация, и основные признаки;

2) рассмотреть возникновение молодежных неформальных объединений как социального феномена;

3) провести эмпирическое исследование молодежных субкультур.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОЛОДЕЖНЫХ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

1.1 Общая характеристика неформальных молодежных объединений: классификация, и основные признаки

Поскольку любое неформальное молодежное объединение объединяет тех, кто «не вписался» в нормальный ход социальной жизни, то, с одной стороны, культивируется протест против общества с целью создать иное (лучшее), а с другой, – именно пребывание в неформальном молодежном объединении призвано способствовать адаптации молодежи к тому же обществу. Молодежная субкультура выполняет целый ряд положительных функций: адаптация молодых людей к обществу, предоставление возможности молодому человеку выработать первичный статус, помощь молодым людям в освобождении от родительской зависимости и опеки, передача специфических для определенного социального слоя ценностных представлений. Как правило, многие молодые люди после выхода из движения уже не страдают подростковыми комплексами, не «бунтуют» по ничтожным поводам, не превращают жизнь в бесконечный поиск приключений[1].

Ниже приведены признаки, которые видно «невооруженным» глазом, с точки зрения дилетанта[2]:

1) Неформальные коллективы не имеют официального статуса.

2) Слабо выраженная внутренняя структура.

3) Большинство объединений имеет слабо выраженные интересы.

4) Слабые внутренние связи.

5) Очень сложно выделить лидера

6) Не имеют программы деятельности.

7) Действуют по инициативе небольшой группы со стороны.

8) Представляют альтернативу государственным структурам.

9) Очень тяжело поддаются упорядоченной классификации.

Причины возникновения[3]:

1) Вызов обществу, протест.

2) Вызов семье, непонимание в семье.

3) Нежелание быть как все.

4) Желание утвердится в новой среде.

5) Привлечь к себе внимание.

6) Не развитая сфера организации досуга для молодежи в стране.

7) Копирование западных структур, течений, культуры.

8) Религиозные идейные убеждения.

9) Дань моде.

10) Отсутствие цели в жизни.

11) Влияние криминальных структур, хулиганство.

12) Возрастные увлечения.

Выделю основные черты неформальной среды[4]:

- преобладание связей горизонтального характера (в отличие от демократическо-популистского движения и партийных структур более позднего времени);

- приверженность социальному творчеству, склонность к поиску новых социальных форм, альтернативизму, «конструктивному утопизму»;

- органический демократизм, стремление к самоуправлению, внутренней анти авторитарности, «коллективному руководству»;

- слабая артикулированность, «прописанность» формальных отношений, формирование внутренней структуры организаций под воздействием реальных личностных связей, стремление к созданию собственной микросреды, стиля жизни (как и диссиденты, но не демократы, в большинстве своем разделяющие жизнь и «общественную деятельность»);

- отсутствие жестких ограничений на сотрудничество, например, с властью (в отличие от диссидентов и, скажем, народовольцев);

- отсутствие четких идеологических «рамок» при высокой идеологизированности каждой группы в отдельности (в отличие от диссидентов);

- стремление «мыслить глобально, а действовать локально», иметь конкретные социально - ориентированные (то есть направленные на получение социального эффекта, а не прибыли) проекты, подтверждающие идеи или способствующие их воплощению в жизнь.

Существует множество классификаций неформальных групп молодежи:

По социальной направленности неформальные группы делятся на три группы[5]:

  1. Про социальные - демократические, социально активные, направляющие дела на благо людям.
  2. К ним относятся:

- клубы социальной помощи,

- экологические, этнические, историко-патриотические объединения.

  1. Асоциальные - сторонники серьезных социальных проблем, основанные на совместном времяпрепровождении и развлечениях.

К ним относятся:

- панки

- мажоры

- рокоббили - это поклонники рок-н-ролла

- байкеры

- хиппи.

  1. Антисоциальные - авторитарные по структуре, направленные на нарушения общественного порядка, создающие напряженные ситуации в микросоциуме - правонарушения, пьянство, наркомания, националистические выходки и т.п.

К ним относят:

- пред-криминальные,

- неустойчиво криминальные

- собственно криминальные (устойчивые преступные формирования, объединяемые в банды, и т. п.).

По направленности интересов и соответственно по видам деятельности, неформальные группы можно разделить по следующим направлениям[6]:

  1. Группы культурно-досуговой ориентации:

- современной молодежной музыки («фанклубы» определенной группы или певца, поклонники разных направлений рока, брейк-дансисты, панки, любители «диско» и др.);

- спортивной ориентации (военно-спортивные, люберы, «афганцы», поклонники культа силы - «силовики», «атлеты», «качки» и др., болельщики - «фанаты» и т.д.). Особо следует сказать о «фанатах», получивших широкое распространение в последнее время. Цель их объединения: эмоциональная разрядка в процессе «боления» на матче, послематчевых шествиях, ощущение и подчеркивание перед окружающими с помощью внешнего оформления (стилизованная одежда, обувь, шарфы цвета клубов, знамена, эмблемы, значки) своей принадлежности к группе. При совершении хулиганских действий «фанаты» часто используют детали сантехнического оборудования, палки с гвоздями, «булавы», кастеты, металлические шары;

- технической направленности (рокеры-мотоциклисты, группы картинга, хакеры, компьютерщики и т.д.).

  1. Группы альтернативного образа жизни:

- мистически-религиозные (кришнаиты, поклонники гуру, восточных философий и др.);

- все направления движения хиппи (хиппи, пацифисты, системщики и др.) - ранние хиппи проповедовали идеологию социальной пассивности, невмешательства в дела общества, идеологию мира и всеобщей любви, сейчас их позиция изменилась, и некоторые из них перешли к активной социальной деятельности, именно они дали толчок к созданию «зеленых» и «экологистов», хиппи постоянные поклонники «Битлз».

  1. Группы социальной инициативы:

- экологисты (защитники природы, «зеленые»...);

- глобалисты (активно выражающие отношение к определенному решению глобальных проблем);

- охраны и защиты памятников истории и культуры;

- фонды социальной инициативы широкого спектра действий;

- творческие союзы.

  1. Социально-политические группы:

- группы в защиту происходящих изменений в обществе: политических, экономических, культурных и т.д.;

- народные фронты и движения;

- политические клубы и объединения.

Разумеется, это разделение условно, ибо их интересы и пристрастия, содержание деятельности, принципы, методы работы могут проявляться и у других групп. Например, пристрастие к современным молодежным направлениям в музыке, потребность выражаться на сленге, формы проявления активности в обществе имеют место в разных группах[7].

  1. 1. Абдирайымова Г.С. Социальная работа с молодежью. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 569 с.
  2. 2. Абраменкова В.В. Подростковая субкультура как пространство самореализации. – М.: Академия, 2015. – 490 с.
  3. 3. Аверьянов Л.Я. О проблемах молодежи и не только о них. - М.: Наука, 2013. - 488 с.
  4. Большакова Е. Ваш ребенок - неформал. - СПб.: Феникс, 2013.- 374 с.
  5. Громов А.В. Неформалы, кто есть кто? – М.: Академия, 2014. – 442 с.
  6. Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контур культуры. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 558 с.
  7. Запесоцкий А.С. Молодежь в современном мире. – М.: Прогресс, – 598 с.
  8. Запесоцкий А.С. Эта непонятная молодежь. Проблемы неформальных молодежных объединений. – М.: Прогресс, – 474 с.
  9. Иконникова С.Н. Социология молодежи и проблемы воспитания. - СПб.: Феникс, 2014.- 453 с.
  10. Исламшина Т.Г. Молодежные субкультуры. – М.: Юнити, 2013. – 547 с.
  11. Клочкова Л. Дети группы риска. – М.: Высшая школа, 2013. – 499 с.
  12. Кофырин Н.В. Проблемы изучения неформальных групп молодежи. – М.: Юнити, 2014. – 574 с.
  13. Левичева В. Неформальные самодеятельные объединения. Социологический очерк. – М.: Дельта, 2013. - 559 с.
  14. Лисовский В.Т. Социология молодежи. – СПб.: Феникс, 2014. – 632 с.
  15. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер. - 2013. - 544 с.
  16. Махов Ф.С. Подросток и свободное время. - СПб.: Феникс, 2015. – 555 с.
  17. Невский И.А. Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении. – М.: Высшая школа, 2013. – 464 с.
  18. Овчинский В.С. Нетрадиционные группы молодежи: отклоняющееся поведение и его профилактика. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 525 с.
  19. Ольшанский Ф.Д. Неформалы: групповой портрет. – М.: Просвещение, 2014. – 430 с.
  20. Перов И.М. Неформальные молодежные объединения. – М.: Академия, 2013. – 456 с.
  21. Сикевич З.В. Молодежная культура: «за» и «против». - СПб.: Феникс, 2013.- 305 с.
  22. Чепурных Е. Детские организации: шаг в будущее. – М.: Геотар-Медиа, 2014. – 529 с.
  23. Шпалинский В.В. Социальная психология. – М.: Юнити, 2015. – 401 с.
  24. Юшенков С. Неформальные движения: общая характеристика и основные тенденции развития. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 672 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Социология
2017 год 37 стр.
Курсовая Инвалиды как объект социологии
bugdakova.anya
Курсовая работа Социология
2016 год 31 стр.
Курсовая Фестиваль как форма социально-культурной деятельности
Telesammit
Курсовая работа Социология
2014 год 33 стр.
Курсовая Формальные и неформальные молодежные организации
Svetlana
Курсовая работа Социология
2013 год 30 стр.
Курсовая Шоппинг как социально-психологическое явление
Telesammit
Курсовая работа Социология
2013 год 42 стр.
Курсовая Личные качества как ценность современных россиян
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское