Курсовая работа|Политология

Особенности использования политических технологий в современной России

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2021 | Страниц: 34

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ «ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ»

1.1       Политические технологии: виды, задачи, цели использования

1.2       Особенности использования политических технологий в современных условиях  

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1       Особенности стратегии политического консалтинга

2.2       Политическая коммуникация как инструмент информационного воздействия на общество

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность темы исследования. Функционирование любого государства неразрывно связано с политической властью, которая является наиболее мощным средством защиты интересов граждан, воплощения их планов, а также разрешения противоречий и конфликтов. Основной разновидностью власти выступает политическая, которая является источником развития общества, социальных преобразований в нём, а также служит одним из основных элементов формирования государственной политики[1]. Однако политические технологии выступают в качестве базового инструмента реализации, как политической власти, так и государственной политики в целом.

На современном этапе развития общества политические технологии рассматриваются специалистами как участие населения в процессе государственного управления, а также в процессе выработки и реализации властно-управленческих решений в государстве

Таким образом, политические технологии можно охарактеризовать как некую совокупность наиболее целесообразных приемов, способов и процедур реализации функций политической системы, направленных на то, чтобы повысить эффективность политического процесса и достичь желаемых результатов в сфере политики.

Необходимо также отметить, что политические технологии содержат не только приёмы достижения локального немедленного кратковременного результата, но и получение наиболее глобального, длительного эффекта. Использование определенных политических технологий определяет эффективность политического управления, регулирования политических процессов и устойчивость всей политической системы. Политические технологии в большей степени определяются типом общественного развития, и отчасти характером режима, действующем в каждом отдельном государстве[2].

Стоит отметить, что в настоящее время не существует обобщенных, универсальных политических технологий, которые были пригодны для использования во всех возникающих ситуациях. Каждая политическая технология применима исключительно к конкретной ситуации, так как она может обеспечить взаимодействие различных политических сил и структур для решения вполне конкретных вопросов. Однако каждая политическая технология является многоплановой по своему содержанию и характеру, а также она разнообразна по условиям осуществления, составу исполнителей, видам политической деятельности и решаемым проблемам.

В Российской Федерации современные политические технологии и политическое управление требуют дальнейшей более детальной доработки и, вместе с тем, комплексного развития[3]. В результате различных событий и многочисленных преобразований, затронувших современное российское общество оно существенно расслоилось на различные социальные группы, каждая из которых борется за собственные интересы и поддерживает новые социальные ориентиры. Ситуация внутри российского общества усугубляется тем, что идет некая политическая борьба между различными силами, например, политической неграмотностью населения, нечёткостью и недоработками стратегии реформирования политической и экономической системы России.

Если говорить конкретно о России, то стоит отметить, что её граждане принимают непосредственное участие в политическом управлении страной. Отчуждение граждан от власти делает проблематичным их реальное и эффективное соучастие в процессах управления. Однако, несмотря на сложности и на относительную слабость институтов гражданского общества, процесс демократических преобразований в России продолжается, и политические технологии играют в этом процессе далеко не последнюю роль, дальнейшая разработка которых в настоящее время приобретает всё большую актуальность[4].

Сегодня Россия переживает завершение периода интенсивного освоения компьютерных технологий в самых различных сферах производства, науки, техники, общественной жизни, что обуславливает достаточно высокий интерес с информационным политическим технологиям.

В частности, информационные технологии в политике, обеспечивая управленческую деятельность, играют значимую роль в государственном управлении, активно применяются в политологическом анализе, при проведении опросов общественного мнения с моментальным подведением их результатов, в оперативных политических дискуссиях, организации референдумов и многих других подобных механизмах[5].

Информационные политические технологии являются отправной точкой развития плюрализма, а также они открывают двери широким возможностям для замены представительной демократии демократией участия, не нанося ущерба ни одному демократическому институту.

Технологии политического прогнозирования, по мнению ряда специалистов, не имеют хорошо разработанной методологической базы, однако обеспечить устойчивость современной политической структуры, не владея методами прогнозирования, практически невозможно.

Резюмируя все вышесказанное, необходимо отметить, что  политические технологии являются довольно не простой актуальной теоретической проблемой, поскольку технологический ресурс политики это важнейшая предпосылка её конструктивного участия в жизни граждан, государства и общества. Без высокого уровня организации политической деятельности и  без применения современных политических технологий не может существовать стабильного общества, а также какой-то конкретной его подсистему, в том числе и политической составляющей.

Таким образом, необходимо отметить, что перечисленные выше факторы обусловили актуальность темы данной курсовой работы.

Объектом исследования курсовой работы в соответствии с заявленной тематикой выступают политические технологии.

Предметом  исследования выступают особенности использования политических технологий в современной России.

Цель исследования заключается во всестороннем рассмотрении особенностей использования политических технологий в современной России.

Данная цель достигается решением следующих задач:

  • Рассмотреть политические технологии их виды, задачи и цели использования;
  • Выявить особенности использования политических технологий в современных условиях;
  • Определить особенности стратегии политического консалтинга;
  • Проанализировать политическую коммуникацию, которая выступает в качестве инструмента информационного воздействия.

Теоретическая база исследования представлена учебной литературой (учебные пособия, справочная литература), научными статьями по исследуемой проблематике, ресурсами сети Интернет.

Структура курсовой работы. Поставленные исследовательские задачи потребовали следующей структуры курсовой работы, которая включает: введение, две главы, четыре параграфа, в которых раскрываются поставленные исследовательские задачи; заключение, список источников и литературы.

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ «ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ»

1.1  Политические технологии: виды, задачи, цели использования

Понятие политических технологий экспертами трактуется неоднозначно, что связано с неоднозначностью понимания обоих его составляющих.

Как уже говорилось выше, политические технологии - это определенная совокупность наиболее рациональных приемов, способов и процедур реализации функций политической системы государства, которые направлены на повышение эффективности политического процесса и достижение желаемых результатов в политической сфере[6].

Политические технологии включают в себя как приемы достижения локального немедленного кратковременного результата, что представляет собой тактику, так и получение более глобального, длительного эффекта, то есть стратегия[7].

Использование определенных политических технологий определяет эффективность политического управления, регулирования политических процессов, а также устойчивость политической системы и всего политического пространства. Политические технологии определяются типом общественного развития и характером режима, действующего в конкретном государстве.

Среди получающих все большее развитие технологий политической деятельности можно назвать следующие политические технологии: социального партнерства; лоббистской деятельности; принятия и реализации политических решений; разрешения политических конфликтов; избирательные; политического управления; манипулирования; формирования имиджа; оптимизации политического риска. В буквальном смысле слово «технология» означает науку об искусстве, о приемах и способах получения запланированного результата, в данном случае политического[8].

Однако данное слово часто используется совершенно в другом смысле, как сами эти приемы и способы. Но и в этом случае речь идет не о произвольном наборе приемов, а о целенаправленно образованной и, как правило, апробированной, неоднократно применяемой совокупности.

В рамках данной курсовой работы автор использует вторую трактовку данного понятия и понимает под технологией именно совокупность приёмов и способов достижения результата в той или иной сфере деятельности человека.

Стоит отметить, что к настоящему моменту ученые не пришли к единому подходу к определению понятия «политическое». Зачастую политическое воздействие противопоставляют административному, как особый механизм достижения результата, основанный, в первую очередь, на переговорах, согласованиях, с учетом мнения заинтересованных сторон[9].

Определенная часть экспертного сообщества относит к политической сфере любой механизм, если в результате его применения затрагиваются государство и несовпадающие интересы значимых социальных групп. Многие технологии избирательных и других политических кампаний окажутся за пределами рассмотрения политолога. Таким образом, политические технологии можно определить как целенаправленно сконструированную совокупность приёмов и способов достижения результата, использование которых затрагивает государство и несовпадающие интересы значимых социальных групп[10].

В конечном счете, политические технологии всегда представляют собой технологии борьбы за политическую власть и ее удержание, технологии распределения и применения политической власти.

Стоит отметить, что политические технологии достаточно разнообразны, а их выбор и применение определяется характером целей и спецификой условий их достижения, а также ресурсами заинтересованной стороны. Но всю совокупность политических технологий можно сгруппировать в определенные типы по разным основаниям классификации.

Прежде всего, технологии различают по характеру решаемых с их применением задач технологии политологического исследования, переговоров, принятия решений, избирательной кампании, политической рекламы и т.п. В случае масштабных целей, таких как победа на выборах, когда общая цель распадается на ряд взаимосвязанных задач, для решения каждой из которых используется своя технология, частная по отношению к общему алгоритму действий, выступающему в качестве генеральной технологии.

Политические технологии классифицируются в зависимости от инструмента, который применяется. Выделяются различные политические технологии исследования, политического согласования или воздействия с использованием методов индивидуальной и массовой психологии, социологии, коммуникативистики и многие другие. Принципиально отличаются политические технологии по степени их открытости: от публичных, ориентированных на широкую общественность до латентных, скрытых от посторонних глаз механизмов «кабинетной» технологии[11].

С помощью применения латентных технологий делает политику менее предсказуемой, а ее результат хуже прогнозируемым для конкурентов и общественности. С другой стороны, публичность, обращение за поддержкой к населению является важным ресурсом политического влияния. В реальной политике, как правило, используются оба эти вида политических технологий. Технологии отличаются в зависимость от масштаба решаемых задач[12].

При решении глобальных политических задач, связанных с международным сотрудничеством или противостоянием, используются политические технологии, которые существенно отличаются от технологий решения задач национально-государственного, регионального или местного масштаба, даже если это однотипные задачи. По степени воспроизводимости политические технологии можно разделить на стандартные и уникальные. Политические технологии создаются и применяются, как правило, при реализации повторяющихся политических целей в сходных с известными случаями условиях, при решении повторяющихся задач, для которых в арсенале политолога имеются апробированные наборы приемов и способов решения.

Во многих случаях, однако, применительно к новым условиям и для решения нестандартных задач в дополнение к апробированным разрабатываются и новые, уникальные технологии или новые элементы апробированных технологий. Именно в таких случаях от политтехнолога требуется широкий теоретический кругозор, понимание общих закономерностей политики в сочетании с творческими, креативными способностями.

Нередко уникальные политические технологии со временем переходят в разряд стандартных. По степени применения силы, принуждения отличают жесткие и мягкие политические технологии. В международной политике это противопоставление закреплено в терминах «hard power» и «soft power» как подчинение, основанное на жесткой власти, с одной стороны, и на всеобщем признании правомерными ценностей сильного, с другой. В политике внутригосударственного масштаба также применяются как технологии с использование административного нажима, так и различные способы легитимации на ценностной основе.

К мягким политическим технологиям, в противоположность административным, относят также приемы и способы достижения целей посредством переговоров, согласований и других процедур, которые позволяют осуществлять политику с учетом интересов всех взаимодействующих сторон.

Кроме того различают также нормативные и девиантные технологии по степени их соответствия существующим в обществе нормам: законам, требованиям морали, обычаям, традициям.

К числу девиантных относят так называемые «черные», противоречащие закону, и «серые», безнравственные технологии. Использование девиантных технологий это тот случай, когда «цель оправдывает средство». Следует, однако, иметь в виду, что неразборчивость в средствах, нередко способствующая достижению конкретных целей, подрывает доверие общества к политическим и государственным институтам, ведет, в конечном счете, к деградации политики и дестабилизации общества[13].

Со второй половины XX века в сферу политических технологий активно привносятся методы и подходы, заимствованные из области экономики. Это, прежде всего, политический менеджмент, в сфере государственного управления противопоставленный политическому администрированию, принуждению[14].

  1. Агафонов, Ю.А. Основы политологии: учеб. пособие / Ю.А. Агафонов, С.В. Визнер, С.И. Самыгин. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. – С. 448.
  2. Акмалова А.А., Капицын В.М., Панкова Л.Н. Политология. Вопросы и ответы. М.: Юриспруденция, 2004.
  3. Амелин В.Н., Устименко С.В. Технология избирательной кампании. – М.: «Союз», 2003. - С.76.
  4. Анохин М.Г. Политика: возможность современных технологий // Государство и право. 2009. № 15. С. 21-26.
  5. Аронсон Э., Пратканис Э.Р. Эпоха пропаганды: механизмы убеждения повседневное использование и злоупотребление. – Спб.: прайм- ЕВРОЗНАК, 2002.- С.93 -102.
  6. Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России. СПб: БГТУ, 2009. – С. 135.
  7. Большаков С.В., Ищенко Е.П. Предвыборная агитация: взгляд изнутри/Российский центр обучения избирательным технологиям при Центр.Избир.Ком. РФ. - М.: 2009.
  8. Боришполец К.П. Методы политических исследований. Учебное пособие. М.: Аспект-пресс, 2005.
  9. Водотынский Д., Егорова-Гантман Е., Косолапова Ю. и др. Политический консультант в российских избирательных кампаниях: Психологическое пособие для политиков и политических консультантов. – М., «ИМА-пресс», 2005.
  10. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. - Ростов-на Дону: Феникс, 2006.
  11. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: способы и технологии информационно-психологического воздействия. - М.: Алгоритм, 2002.
  12. Дегтярев А.А. Политический анализ как прикладная дисциплина // Полис. 2004. № 1.
  13. Демидченко В. В. Понятие политических технологий: сущность, формы и виды. // Политология. – 2015 – С. 140-142.
  14. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 04.08.2001 № 107-ФЗ.
  15. Засурский Я. Н. «Средства массовой информации России» М.: Аспект-Пресс, 2002. С. 101-103
  16. Люблийнер А.В. Использование менеджмента в государственном управлении // Государственное управление. 2008. № 6. С. 12-16.
  17. Олещук Ю.Г. Госаппарат в России // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 4. С. 12-17.
  18. Ковалёв В.Н. Технологии социального анализа. – М., 1997.
  19. Краснов Б.И. Политические технологии. – М.: Союз, 2007.
  20. Леонова О.Г., Муравьев Ю.Л. Политический менеджмент. Политические технологии. Политический маркетинг. Москва – Ярославль: Ремдер, 2004.
  21. Манипулятивные технологии в избирательных кампаниях России. В 2 тт. – М., 2003.
  22. Матвейчев О.А. Что такое политический консалтинг? Проблемы манипуляции. – Институт учебника «Пайдейя», 1999. – С. 22-23.
  23. Миронов С. Информационная культура предполагает ответственность СМИ»//«Деловая пресса № 23-24. (438-439) от 20.06.2008.
  24. Панарин А.С. Философия политики. – М., 1994.
  25. Пикулькин А.В. Система государственного управления в современной России: проблемы и пути развития // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2011. № 11. С. 8-14.
  26. Политическая имиджелогия // Под ред. А.А. Деркача, Е.Б. Перелыгиной и др. – М., 2006.
  27. Политический PR/ Ольшанский. – Спб.: Питер, 2003. – С.544.
  28. Сартори Дж. Искажение концептов в сравнительной политологии // Полис. 2003. № 3.
  29. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М., 2001.
  30. Соловьев А.И. Политическая коммуникация: к проблеме теоретической идентификации / А.И.Соловьев // Полис. -2002. -№3
  31. Ситников А. П., Морозова Е.Г.Предисловие к русскому изданию// Справочник по политическому консультированию/ Под ред. Проф. Девида Д. Перлматтера: Пер. с англ.- М.: Консалтинговая группа (ИМИДЖ-Контакт).,ИНФРА - М., 2002.-С. VIII - IХ.
  32. Сулягин Ю. А., Петров В.В. Реклама. – Учебник. Спб.: Изд-во Михайлова В.А., 2003. – С. 383.
  33. Тард Г. Общественное мнение и толпа. Пер. с франц. М., 1902
  34. Терин В.П. Массовая коммуникация. Социокультурные аспекты политического воздействия, Исследование опыта Запада. - М.: Изд-во Института социологии РАН, 1999. - С. 28.
  35. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. — М.: Изд-во иностранной литературы, 1963.
  36. A New Handbook of Political Science (ed. by R.E. Goodin, H.-D. Klingemann). – Oxford University Press, 1996 – Р. 225.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Политология
2012 год 51 стр.
Курсовая Политическое сознание молодежи
diplomstud
Курсовая работа Политология
2013 год 44 стр.
Курсовая Эволюция интеграции в ЕЭС / ЕС
diplomstud
Курсовая работа Политология
2015 год 42 стр.
Курсовая Государственная политика Хрущёва в отношении церкви
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское