Современный этап развития цивилизации характеризуется обострением экологического кризиса, выход из которого обозначен в Законе Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (1992г.) посредством построения системы всеобщего и комплексного экологического образования, и воспитания. Вместе с тем ученые отмечают недостаточную эффективность экологического образования в вузах и ту «ступень, на которой находится процесс формирования экологической культуры» в обществе (Н.Д. Андреева, С.Н. Глазачев, Е.Ю. Ногтева, Ю.П. Ожегов и др.), что отразилось в противоречии между нарастающими темпами экологического кризиса и низким уровнем осознания педагогами остроты этой ситуации.
Одним из показателей обновления экологического образования является смещение акцентов в его содержании из сферы репродукции знаний о природе в сферу формирования нравственно-ценностного опыта взаимодействия с ней (Н.С. Дежникова, Н.С. Назарова, И.Н. Пономарева и др.). Анализ практики экологического образования позволил выявить несколько подходов к данной проблеме. В традиционных моделях экологического образования превалирует, главным образом, формирование системы естественнонаучных знаний, бережного, ответственного отношения к природе и недостаточно внимания обращается на развитие ценностных аспектов знаний о природе, активной жизненной позиции в экологической деятельности. Модернизация экологического образования предполагает включение в его содержание нравственной составляющей за счет введения ряда междисциплинарных курсов (А. Дахин, А.Н.Захлебный, И.Т. Суравегина и др.). Современные психолого-педагогические исследования в этой области нацеливают на экологизацию содержания образования на основе системного и личностно-деятельностного подходов (Н.Д. Андреева, С.Н. Глазачев, И.М. Максимова, И.А. Редковец). Вслед за коррекцией цели (формирование экологической культуры) изменяется и система средств ее достижения. Однако на практике данная позиция лишь декларируется, что приводит к актуализации противоречия между традиционной системой репродуктивного воспроизводства экологических знаний и отсутствием педагогических технологий, направленных на формирование ценностного отношения к природе.
Экологическое образование является важной составляющей целостного образовательного процесса в высшей школе. Взаимосвязь экологического и педагогического образования отражает комплексное развитие культурного и профессионального уровня будущего педагога. Профессиональная компетентность специалиста предполагает включение экологической компетентности. Компетентным в этой сфере является такой педагог, воспитатель дошкольного образовательного учреждения, который имеет высокий уровень ценностного отношения к природе, способен решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальном процессе общения ребенка с природой с использованием экологических знаний, жизненного опыта.
Разрешение обозначенных противоречий составляет проблему исследования: выявление психолого-педагогических условий формирования у студентов эмоционально-ценностного отношения к природе, что и стало целью нашей работы.
Объект исследования: эмоционально-ценностное отношение студентов к природе.
Предмет исследования: процесс формирования у студентов эмоционально-ценностного отношения к природе средствами экологического образования.
Задачи исследования:
- Раскрыть методологические основы формирования у студентов эмоционально-ценностного отношения к природе в процессе экологического образования.
- Рассмотреть сущностные педагогические характеристики понятия «эмоционально-ценностное отношение к природе».
- Выявить особенности ценностного отношения к природе у студентов.
- Определить психолого-педагогические условия формирования у студентов ценностного отношения к природе.
Методы исследования: теоретические (контент-анализ философской, психолого- педагогической литературы с целью определения исходных положений исследования; выявление сущности и содержания основных понятий, используемых в исследовании); эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, анкетирование); обработка данных с помощью методов математической статистики.
1 Эмоционально-ценностное отношение к природе как предмет педагогического исследования
1.1 Эмоционально-ценностное отношение к природе как компонент экологической культуры
Осознание индивидом ценности объекта и его оценка формируют особый вид отношения к нему — ценностное отношение.
Эмоционально-ценностное отношение — это однонаправленное субьект-объектное отношение. Причем объект ценностного отношения обладает двумя типами ценностных свойств ― системой потенциальных ценностей и системой действительных ценностей. Все освоенное человеком в мире, т. е. система действительных ценностей, составляет сферу значимостей.
Эмоционально-ценностное отношение отражается в мировоззрении, в убеждениях, в рефлексивных чертах, в действиях личности, оно является сознательным компонентом структуры личности и оказывает содействие творческому освоению мира. Тематика раздумий мировоззренческого характера задана потребностью в общей ориентации и самоопределении человека в мире. Благодаря познанию законов природы, человек осознает не только целостность и единство мира, но и свое единство, свою неразрывную связь с миром.
Эмоционально-ценностное отношение к природе формируется благодаря осознанию человеком значения природы в удовлетворении личных и общественных интересов и потребностей, путем ориентирования личности на гармоничное взаимодействие с природой.
Оно проявляется в системе позитивных установок человека и определяет характер его деятельности в природе.
Специфичность эмоционально-ценностного отношения к природе проявляется в ее универсальности, так как эти ценности охватывают все свойства природы, которые представляют наивысшую и абсолютную ценность. Поэтому такие ценностные отношения определяются универсальным значением природы для общества и личной значимостью для каждого человека.
В научной педагогической литературе [3; 6; 9] отмечается, что отношение личности к природе имеет три аспекта:
- первый аспект выражает отношение к природе как к всеобщему условию и предпосылке материального производства, как к объекту и предмету труда, как к естественной среде жизнедеятельности человека;
- второй — отношение к собственным природным данным, к своему организму, который объективно включен в систему экологических взаимодействий;
- третий — представляет отношение людей к деятельности, связанной с изучением и охраной природной среды.
Основываясь на отмеченных положениях, ученые делают вывод о том, что отношение человека к природе есть фундаментальное и всеохватывающее измерение его самого, которое выражается категорией не полезности, а универсальности [1; 5; 9]. Высоким параметром ценностных ориентаций обусловливает также и расширение индивидуального экологического пространства личности — пространства, которое является для человека личностно значимым, за порядок в котором он чувствует себя персонально ответственным [2].
Взаимодействие природы и общества представляет собой самодвижущийся, саморазвивающийся процесс. В общественном сознании на протяжении последних веков всегда представлены противоположные традиции, заключающиеся в «порабощении природы» и поклонении природе. При всей полярности этих ценностных установок они имеют общее в том, что природа рассматривается в них как нечто внешнее по отношению к человеку [3; 7].
Коренное изменение во взаимоотношениях человека и природы возможно только при создании новой системы ценностей, при которой природа рассматривается как самоценность, как мир самого человека, как предметное бытие его общественной сущности [7].
Российский академик Д. С. Лихачев подчеркивал, что отношения природы и человека — «это отношения двух культур, каждая из которых по-своему социальна, общежительна, обладает своими «правилами поведения». И их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях. Обе культуры — плод исторического развития, причем развитие человеческой культуры совершается под воздействием природы издавна (с тех пор как существует человечество), а развитие природы с ее длительным существованием — сравнительно недавно, и не всюду под воздействием человеческой культуры. Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) ― не может [8]. Необходим диалог двух различных культур — человека и природы, и человеку в этом диалоге нужно быть чутким, внимательным и очень осторожным собеседником.
Для глубокого нравственного осознания сущности взаимодействия природы и человека необходимо активизировать весь потенциал культуры, призванный помочь человеку признать не только материальную, ресурсную значимость природы, но и нравственную, эстетическую, этическую и научную ее ценность. Развитие и взаимодействие общества и природы может быть гармоничным лишь в том случае, если наука, образование и культура в целом будут содействовать формированию новых нравственных критериев, направленных на осознание единства человека и природы, понимание природы, жизни и здоровья как абсолютных ценностей. В ряде философских работ [3; 7] отмечена неразрывная связь проблем сохранения жизни и исторического будущего человечества. Уважительное отношение к природе признано как необходимое условие существования жизни на Земле.Экологическое образование закрепляет и обогащает личностно и общественно ценные глубинные качества личности за счет усвоения экологических ценностей, ценностных ориентаций, норм, правил, позволяющих понять многообразие ценности природы (материальной и духовной) и невосполнимости жизни; осознать моральный выбор способа деятельности в природе [1; 10]. В связи с этим приоритетными целями образования становится содействие усвоению учащимися ценностных ориентаций мировоззренческого уровня, отражающих объективную целостность и ценность природы, содействие развитию эмоционального, эстетического, познавательного восприятия природы и усвоению правил и норм поведения в природе, в быту, в повседневной трудовой деятельности, согласующихся с экологическим и нравственным императивом. Главная цель формирования ценностного отношения к природе заключается в том, чтобы объективные мировоззренческие позиции стали внутренними, субъективными, определяющими поведение и поступки учащихся в природной среде. Связь с природой, опора на ценностное значение природы есть основа любой дидактической системы, как это мыслилось ещё Я. А. Коменским. На необходимость связи воспитания с природой прямо указывал Ж.-Ж. Руссо в своей концепции свободного воспитания средствами природы. Он считал, что особенность процесса воспитания состоит в постановке ребенка в позицию исследователя и в предоставлении ему требуемых сведений об окружающем мире, в привитии воспитаннику интереса и любви к природе.
Формированию у учащихся ценностного отношения к природе уделялось внимание учеными и педагогами предшествующих столетий. Важность формирования мировоззрения учащихся и особое мировоззренческое значение естественнонаучных знаний утверждали А. И. Герцен, М. В. Ломоносов, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Н. Г. Чернышевский и др.
В отечественной педагогике усилиями А. Н. Бекетова, К. А. Тимирязева, А. Я. Герда, В. В. Половцова, К. П. Ягодовского, Д. Н. Кайгородова, Б. Е. Райкова в конце ХIХ — начале ХХ века был создан научный фундамент для экологического образования школьников и в его рамках — для формирования ценностного отношения к природе.
Проблеме формирования экологической культуры и в ее рамках ценностного отношения к природе в последние десятилетия уделено внимание в трудах И. Ю. Азизовой, Ш. Авазова, З. Я. Андриевской, Т. Б. Барановой, И. Т. Гайсина, Л. М. Горбунова, В. Н. Дикого, С. А. Карпеева, Г. А. Костецкой, А. А. Макоедовой, И. В. Мещеряковой, Н. Х. Нагаева, В. В. Николиной, Н. М. Семчук, А. П. Сидельковского, Н. Д. Соколовой, И. Т. Суравегиной, В. А. Ясвина и др.
В. В. Николина доказала, что в структуре эмоционально-ценностного отношения к природе можно вычленить пять взаимосвязанных элементов: эмоционально-чувственный (потребности, эмоции, чувства), гносеологический (знания); аксиологический (значение, ценностные идеи, идеалы, ценности); коммуникативный (отношение); праксиологический (действия по означиванию, оцениванию, осмыслению) компоненты [9].
В экологическом образовании смыслообразующими мотивами являются насыщение содержания обучения и воспитания знаниями о единстве и целостности природы, о ценности природы и многообразии природных ценностей, о единстве человека, общества и природы. В связи с этим еще в 1980-е годы И. Т. Суравегина отмечала, что становление и развитие ценностных отношений зависит не только от возрастных особенностей школьников и от характера их взаимоотношений с природой, но и от усвоенных ими экологических знаний.
Для формирования ценностного отношения к природе важна практическая деятельность учащихся в природе, их работа по активному изучению окружающей среды и природоохранительная работа. Деятельность школьников в природе связана с изучением экологических проблем, которые прежде были для их сознания второстепенными, а стали личностно значимыми. Процесс взаимодействия школьников с природой, с теми ценностями, которые в ней заключены, содействует присвоению и созданию учащимися новых ценностей экологического характера, обусловливает развитие у них творческих потребностей, способностей находить оптимальные варианты решения в сложных жизненных ситуациях.
На необходимость включения ценностных компонентов в содержание школьного биологического и экологического образования указывала Н. Д. Андреева: «Такой принцип отбора содержания, как принцип ценностной направленности, определяет необходимость раскрытия не только научных, но и нравственных аспектов взаимодействия человека с природой, что должно обеспечить усвоение учащимися общечеловеческих ценностей и новое понимание принципа человечности. Усиление ценностной направленности учебного содержания может быть достигнуто благодаря его обогащению экологическими, гуманистическими и нравственными идеями: о ценности природы, о ценности и неприкосновенности здоровья и жизни человека; о ценности биологической науки и биологического образования; о недопустимости использования результатов научных исследований во вред человечеству и природе» [1].
Эмоционально-ценностное отношение к природе как элемент ценностных ориентаций личности проявляется во внутренней оценке, в проявлении собственных чувств к природным объектам, к процессам и явлениям.
Важным для формирования ценностных отношений к природе является развитие у школьников умения оценивать происходящие процессы и явления в природе с позиций усвоенных теоретических знаний.
В учебном процессе воспитывающее значение для учащихся имеют содержание учебного материала, формы и методы обучения, личность учителя, его отношение к ученикам, к своему труду и к миру в целом. Для целенаправленного воспитания личности (и в его рамках формирования ценностного отношения к природе) необходимо соблюдение следующих условий:
− четкое формулирование воспитательных целей и задач;
− отбор и включение в учебное содержание ценностных компонентов;
− системное взаимодействие когнитивного, деятельностного и аксиологического компонентов содержания экологического образования;
− введение в учебное содержание знаний, связанных с жизнью учащихся;
− организация деятельности, осознаваемой учащимися как личностно значимая деятельность;
− обеспечение мотивированного включения подростков в разнообразные виды деятельности и создание на этой основе ситуаций успеха;
− использование технологий личностно ориентированного обучения;
− воздействие на эмоции учащихся;
− творческий обмен ценностями между учащимися и учителем;
− создание гуманистических отношений между учениками;
− обеспечение восприятия личностью общечеловеческих ценностей;
− организация общения учащихся с природой в целях воздействия на эмоции, чувства и разум.
Ценностное отношение к природе является важнейшим элементом экологической культуры личности, закрепленным жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний, которое разграничивает для конкретного человека значимое и незначимое. Ценностное отношение к природе можно рассматривать как интегративное качество личности, характеризующее ее целостность и направленность. Ценностное отношение к природе означает, что объективные ценности осознаются и переживаются личностью как потребности, мотивирующие настоящее поведение и программирующие будущее.