Курсовая работа|Политология

Особенности государственного управления региональным развитием в субъектах РФ (на примере Северо-Кавказского федерального округа)

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2021 | Страниц: 45

 

Введение

Раздел 1

Региональное развитие: сущность, критерии и основные методы

Раздел 2

Раздел 3

Государственное регулирование развития регионов РФ

Особенности государственного управления развитием регионов СКФО

 

 

 

Заключение

Список использованных источников

Актуальность темы исследования. Специфика современного видения федеративных отношений опирается на представление о задачах развития регионов Российской Федерации. Фактически, именно развитие регионов РФ определяет то, как именно развивается государство. Между тем, налицо наличие значительного количества проблем, связанных с неравномерным распределением экономических средств, неравномерного уровня социальных гарантий и неравномерных возможностей в развитии регионов РФ. Во многом, это и определяет возможность возникновения радикальных идеологических и политических течений.

Высокая вероятность развития радикальных идеологических течений, как мы видим, связано с неравенством в развитии субъектов РФ, которые определяются трудностями социально-экономического характера. Особенно сложной принято считать ситуацию в регионах СКФО, где в ряде регионов низкий уровень занятости молодежи, экономическая неэффективность работы институтов развития регионов, промышленности и бизнеса, определяющих возможность поиска нелегальных видов заработка, асоциальные практики, которые в ряде случаев могут стать причиной развития радикальных идеологических и политических течений.

Степень научной разработанности. Проблемами развития субъектов РФ в различные периоды современной истории занимались исследователи и из сферы государственного менеджмента, и политологии, социологии, экономики. Мультидисциплинарная природа проблемы и ее высокая актуальность определяет то обстоятельство, что проблема рассматривается с различных позиций. Более того, как мы видим, значительная часть исследований посвящены изучению процесса развития конкретных субъектов РФ.

В комплексе, особенности и перспективы регионального развития, в том числе и на примере конкретных регионов изучают такие исследователи как Г.Х. Батов, Н.И. Комков, С.К. Шардан[1], В.В. Коварда[2] и целый ряд иных исследователей.  Проблемы экономического развития и планирования развития субъектов РФ в своих исследования развивают такие исследователи как А.Ш. Ахмедуев[3], В.Г. Беломестнов[4], А.И. Гаджиева[5]. Проблемы бюджетного процесса в регионах РФ изучают такие исследователи как Я.А. Барабашева[6], А.Г. Бреусова[7], Леонов С.Н.[8]. Проблемы детерминации регионального развития экономическими факторами, как мы видим, является основной причиной непонимания сущности развития регионов. Формальные показатели во многих регионах, не отражают реальную социально-экономическую обстановку.

Особенности влияния развития сектора «реального производства» на развитие субъектов РФ изучают такие исследователи как В.Ф.Байнев, Ю.Ю.Рунков[9], Гулин К.А., Усков В.С.[10], В.Б. Кондратьев[11]. И как мы видим, это вполне соответствует курсу регионов. Вместе с этим, нам очевидно, что фактически не затрагиваются такие проблемы как проблемы развития малого бизнеса, как фактора развития определенных территорий.

Изучение процессов связанных с молодежной политикой и проблем социального характера в регионах, находящихся в центре нашего исследования занимались такие исследователи как З.М. Абдулагатов[12],. В данном контексте, особенно следует отметить исследования посвященные проблемам радикализма и терроризма, исследователи которого делают особый акцент на взаимосвязи проблем воспитания молодежи и развития террористических ораганизаци. Так, мы видим, что данное направление раскрывается в работах А.В. Баранова[13], И.В. Бочарникова[14], С.М. Воробьев[15] и целый ряд иных исследователей.

Цель работы состоит в определении ключевых особенностей государственного управления региональным развитием в субъектах РФ.

В соответствии с целью сформулированы следующие задачи исследования:

- описать сущность, критерии и основные методы регионального развития;

- охарактеризовать государственное регулирование развития субъектов РФ;

- определить особенности государственного управления развитием регионов СКФО.

Объектом исследования является система региональным управлением в субъектах РФ.

Предметом – особенности государственного управления региональным развитием в республиках Северо-Кавказского федерального округа и борьба с развитием сепаратизма в РФ.

Методологическая база исследования. В исследовании были использованы такие методы как: анализ нормативно-правовой документации, системно-логический анализ общей и специальной литературы, публицистики и материалов периодической печати; обобщение имеющейся в распоряжении автора фактографической базы данных. Анализ литературы позволил нам изучить разработанность темы исследования.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка используемых источников.

 

ГЛАВА 1. РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: СУЩНОСТЬ, КРИТЕРИИ И ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ

Региональное развитие принято считать в качестве одной из ключевых целей современного российского государства. Ввиду его сложной федеративной природы, развитие отдельных регионов определяет уровень развития всего государства, а потому, региональное развитие представляет собой одновременно и цель развития государства, и метод его развития и режим функционирования региональной политической системы[16]. В последнем случае, региональное развитие ориентированно на обеспечение положительной динамики развития таких параметров, как:

- улучшение качества жизни граждан;

- обеспечение создания условий для устойчивого развития экономики и развития социальных гарантий;

- расширение хозяйственного и ресурсного потенциала региона;

- обеспечение сохранения природных и экологических богатств;

- сохранение национальных традиций и богатств.

При этом развитие регионов подразумевает развитие таких элементов, как[17]:

- экономическое развитие;

- социально-экономическое развитие;

- промышленное развитие;

- развитие инфраструктуры;

- политическое развитие.

Как мы видим, развитие регионов подразумевает развитие различных территорий, включая:

- развитие региона в целом, как совокупности различных по своему свойству территорий;

- развитие городов;

- развитие сельских территорий.

При этом, мы понимаем, что развитие представляет собой прогрессивное движение, которое позволяет добиваться наибольших результатов в различных сферах общественной жизни. Между тем, традиционно принято считать, что определяющим фактором развития региона можно считать экономический рост. Ориентир на экономический рост государства обусловлен тем обстоятельством, что именно в экономическом развитии региона отражается уровень социально-экономического развития, как и множества других параметров и типов развития[18]. Именно экономическое развитие городов и сельских территорий и определяет то, как будет развиваться экономика региона. При этом, мы можем говорить не только о прямой взаимосвязи экономики и иных факторов, но и об обратной взаимосвязи.

Сложным мы видим и представление о политическом развитии регионов. Политика не представляет собой простую, линейную систему, и не подчиняется общим логическим правилам, поскольку невозможно выделить объективные факторы, которые бы однозначно могли разделить прогресс и регресс. Существующие же модели представления о политическом развитии опираются на видение прогресса в рамках определенных политических установок. Так, например, развитие демократических систем определяется развитием демократических институтов и практик. В авторитарных политических системах, развитие детерминировано иными факторами.

При этом, относительность прогресса обычно связывается с качественными изменениями и приобретением системой новый системных характеристик различного характера. При этом, развитие должно подразумевать систематическое, направленное движение к конкретной цели и задачам, что особенно важно в условиях регионального развития. Задачи и цель деятельности региональной системы, управленческой и административно-политической разрабатывается в соответствии с текущими проблемами региона, особенностями региона[19].

Развитие регионов, как мы видим, представляется многомерным и многоаспектным процессом, и подразумевает при оценке текущего уровня развития и перспектив развития анализ социальных и экономических показателей. При этом, оценка экономического развития невозможна без оценки социальных показателей, а оценка социального развития региона невозможно без оценки экономических факторов. Подобное понимание развития регионов и регионального развития значительно отличает данный вопрос от вопроса изучения усложнения социальных и экономических факторов или вопроса роста региона.

Таким образом, мы можем говорить о том, что и государство, и регионы могут выбирать цели, которые будут учитывать потребность в комплексном развитии. Одним из таких показателей можно считать показатель качества жизни жителей региона, что в свою очередь будет включать и экономическое и социальное развитие, и развитие инфраструктуры и деловой активности, и повышение эффективности работы самих государственных органов.

Вместе с этим, мы видим, что в качестве задач развития регионов РФ, определяющих цель повышения качества жизни жителей регионов, достаточно часто выделяются такие аспекты как:

- обеспечение повышения реальных доходов населения;

- повышение уровня и качества образования граждан;

- повышение качества питания;

- повышение качества услуг, оказываемых системой здравоохранения;

- повышение качества социальных услуг, оказываемых населению;

- снижения бедности и снижение дифференцирования доходов среди населения;

- обеспечение защиты окружающей среды и экологии региона;

- обеспечения равных возможностей в социальной инфраструктуре для всех жителей региона;

- сохранение и популяризация национальных традиций и культуры;

- расширения личных гражданских и политических свобод.

В рамках целеполагания государственные органы предлагают долгосрочные, стратегические задачи, которые позволяют добиваться желаемого эффекта в долгосрочной перспективе, но имеющие особое значение для развития региона. Обычно, долгосрочные программы рассчитаны на период от 10 до 25 лет, и преследуют цель достижения наиболее важных, комплексных и сложных общественно-значимых задач. Так, к долгосрочным по своему характеру целям можно отнести развитие постиндустриального общества, повышение уровня образования населения, качества жизни, повышение демографических или социально-медицинских показателей развития региона[20].

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Cт. 4398; 2020. № 11. Ст. 1416.
  2. Распоряжение Правительства РФ от 7.03.2019 №369-р «Стратегии развития туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа до 2035 года»
  3. Постановление Правительства от 15 апреля 2014 года №309. «Об утверждении государственной программа «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» до 2025 года» // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 18 (часть I) ст. 2155

Научные монографии и статьи

  1. Абдулагатов З.М. Особенности социализации современной молодёжи и социальные деформации в молодёжной среде (на примере Республики Дагестан): монография. Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН, 2011. 208 с.
  2. Ахмедуев А.Ш. Проблемы чрезмерной поляризации уровня социально- экономического развития регионов России и императивы модернизации государственной региональной политики // Региональные проблемы преобразования экономики. 2017 №6. С. 37-51.
  3. Байнев В.Ф., Рунков Ю.Ю. Технико-технологический прогресс как ключевой фактор развития регионов в XXI веке // Проблемы развития территории. В.4. 2019. С. 148-155.
  4. Барабашева Я.А. Дотационный уровень российских регионов на современном этапе // Скиф. Вопросы студенческой науки. №2. 2018. С. 22-28.
  5. Баранов А.В. Современный терроризм на Северном Кавказе: причины, формы проявления, направления противодействия // Общество: политика, экономика, право. 2017. С. 23-28.
  6. Батов Г.Х., Комков Н.И., Шардан С.К. Перспективы регионального развития (на примере Северо-Кавказского федерального округа) // Проблемы прогнозирования. №2. 2019. С. 131-140.
  7. Беломестнов В.Г. Обеспечение экономической безопасности развития регионов // Проблемы современной экономики. 2015. № 3(55). С. 43-45.
  8. Бельгисова К.В., Белозор Л.И. К вопросу об эффективности развития туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа // Научный вестник Южного института менеджмента. №2. 2019. С. 102-107.
  9. Боров А.Х., Муратова Е.Г. Северный Кавказ в современном общественном дискурсе // Общественные науки и современность, № 4, 2011, C. 161
  10. Бочарников И.В. Сепаратизм: истоки, тенденции и опыт преодоления. М.: Воентехиниздат, 2007.
  11. Бреусова А.Г. Социально-экономическое выравнивание регионов в Российской Федерации // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2012 №1. С. 12-18.
  12. Верещагин В.Ю. Чеченская этнонациональная государственность: от самобытности к сепаратизму. - Ростов Н/Д: РЮИ МВД России, 2003. 126 с.
  13. Воробьев С.М. Этнополитические процессы на Северном Кавказе: источники, движущие силы, тенденции. - Ставрополь: Изд-во Ставроп. гос. ун-та , 2002. 135 е.
  14. Гаджиева А.И. Методы регулирования регионального развития // Вопросы структуризации экономики. 2017. №3. С. 34-43.
  15. Губанова Е.С., Клещ В.С. Методика оценки неравномерности социально-экономического развития региона // Проблемы развития территории. 2018. № 6 (98). С. 30-41.
  16. Гулин К.А., Усков В.С. Тренды четвертой промышленной революции // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. Т. 10. № 5. С. 216-221.
  17. Дзидзоев В.Д., Левченко H.H. Сепаратизм, терроризм и экстремизм на Северном Кавказе: политико-правовой анализ. - Владикавказ: ИР, 2008. - 287 е
  18. Домарева М.А. Сепаратизм в постсоветской России: факторы возникновения, функционирования и нейтрализации : автореф. дис. … канд. полит. наук. М., 2004.
  19. Емелин В.В. Особенности сепаратизма и автономизма в условиях российского федерализма //Молодежная политическая наука в Саратове: ежегодник научных статей по проблемам политической теории и практики студентов, магистрантов, аспирантов саратовских вузов / под редакцией Вилкова А.А. – Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2020. – Вып. 8.
  20. Заурбекова Г.В. Сепаратизм в Чечне/ Ин-т этнологии и антропологии РАН. - М., 2000. - 38 е
  21. Киреев P.C. Приоритетные направления государственной стратегии противодействия этносепаратизму как угрозе национальной безопасности Российской Федерации: автореф. дис. . канд. полит, наук. - М., 2007. - 27 е.
  22. Коварда В.В. Анализ государственной политики регионального развития в Российской Федерации // Вестник Евразийской науки, 2018 №4. С. 56-69.
  23. Коварда В.В. Совершенствование системы выравнивания социально- экономического развития региона посредством формирования регионального финансового фонда // Общество: политика, экономика, право. 2018 №7. С. 37-40.
  24. Кондратьев В.Б. Промышленная политика как гарант стабильности экономики // Региональная Россия. 2015. С. 30-39.
  25. Левченко H.H. Этнический сепаратизм как фактор ослабления российской государственности: На примере Чеченской Республики: автореф. дис. . канд. полит, наук. - Владикавказ, 2006
  26. Леонов С.Н. «Модельный» бюджет: особенности формирования и реализации // Известия Байкальского государственного университета. №2. 2019. С. 314-320.
  27. Малый А.Ф., Чеглакова О.Л. К вопросу об асимметричности территориального устройства России // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. №1(45). 2018. С. 32-41.
  28. Маркедонов С. Северный Кавказ: модернизационные перспективы беспокойного региона // Неприкосновенный запас, № 1, 2011, C. 62-69.
  29. Маркелова, А.А. Сецессия как политический феномен // Социум и власть. 2017. № 6. С.52.
  30. Минко И.С. Критерии оценки потенциала развития региона // Проблемы современной экономики. №2. 2016. С. 109-112.
  31. Михеева, Н. Н. Дифференциация социально-экономического положения регионов России и проблемы региональной политики. М., 2000. 60 с.
  32. Музаев Т. Этнический сепаратизм в России. - М., Центр «Панорама», 1999. 331 с.
  33. Ольшанский Д. Дезинтеграция: новые симптомы старой болезни // Pro et Contra. Зима 2000. С. 39.
  34. Пащенко И.В. Радикализация и терроризм на Северном Кавказе: вызовы безопасности и стратегия противодействия // Научная мысль Кавказа. №1. 2014. С. 40-48.
  35. Петросянц В.З., Арсланова Х.Д., Ниналалова Л.Г. Зарубежный опыт государственного регулирования регионального развития // Региональные проблемы преобразования экономики. 2016 №10. С. 99-105.
  36. Промышленная политика и маркетинговые стратегии как драйверы развития новой экономики в условиях глобализации и диверсификации производства: коллективная монография / под ред. В.Н. Парахиной. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2018. 360 с.
  37. Савва М.В. Мифоидеологемы – знамена сепаратизма (на примере Северного Кавказа) // Вестник Евразии. 2001. № 3 (14). С. 86-107.
  38. Савва М.В. Сепаратизм в современной России // Теория и практика общественного развития. 2014. №17. С. 124-126.
  39. Селиверстов, В. Е. Две модели региональной политики // ЭКО — всерос. экон. журн. 2008. № 4. С. 88-92.
  40. Соболева Г.В., Попова И.Н. Стимулирование экономического развития регионов средствами бюджетной и налоговой политики // Вестник санкт-петербургского университета. 2014 Сер. 5 Вып. 1 С. 5-26.
  41. Содномова С.К., Чикичева С.Ю. Необходимость учета индивидуальных особенностей субъектов Российской Федерации при формировании «модельного» бюджета // Вестник Забайкальского государственного университета. 2018. № 7. С. 131-138.
  42. Сорокина Т.В. Региональные особенности финансово-бюджетного проектирования в условиях российского федерализма // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2015. № 6. С. 1041-1051.
  43. Ускова Т.В. Ключевые угрозы экономической безопасности России // Проблемы развития территории. 2019. № 1 (99). С. 7-16.
  44. Ускова Т.В. О потенциале развития российских территорий // Проблемы развития территории. 2018. № 5 (97). С. 7-17.
  45. Чжан Бинь, Байнев В.Ф. «Четвертая промышленная революция» как технико-технологический и политико-экономический феномен // Новая экономика. Минск, 2017. № 1 (69). С. 4-10.
  46. Шахбиев З. Судьба чечено-ингушского народа. - М.: Россия молодая, 1996. 477 с.
  47. Экономическое развитие регионов: опыт России и Китая: монография / под науч.рук. В.А. Ильина, А.А. Шабуновой, К.А. Гулина, Д. Мао. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2017 – 402 с.

Электронные ресурсы

  1. Кавказский узел. Счетная палата выявила нарушения при создании туристического кластера на юге России и в СКФО. URL: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/235635/ (Дата обращения 18.04.2021)
  2. Проект. Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/fd06b6cda67fa251bf7cc1b6e32bae8d/proekt_chechnya.pdf (Дата обращения 18.03.2021)

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Политология
2012 год 51 стр.
Курсовая Политическое сознание молодежи
diplomstud
Курсовая работа Политология
2013 год 44 стр.
Курсовая Эволюция интеграции в ЕЭС / ЕС
diplomstud
Курсовая работа Политология
2015 год 42 стр.
Курсовая Государственная политика Хрущёва в отношении церкви
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское