Актуальность темы исследования. Специфика современного видения федеративных отношений опирается на представление о задачах развития регионов Российской Федерации. Фактически, именно развитие регионов РФ определяет то, как именно развивается государство. Между тем, налицо наличие значительного количества проблем, связанных с неравномерным распределением экономических средств, неравномерного уровня социальных гарантий и неравномерных возможностей в развитии регионов РФ. Во многом, это и определяет возможность возникновения радикальных идеологических и политических течений.
Высокая вероятность развития радикальных идеологических течений, как мы видим, связано с неравенством в развитии субъектов РФ, которые определяются трудностями социально-экономического характера. Особенно сложной принято считать ситуацию в регионах СКФО, где в ряде регионов низкий уровень занятости молодежи, экономическая неэффективность работы институтов развития регионов, промышленности и бизнеса, определяющих возможность поиска нелегальных видов заработка, асоциальные практики, которые в ряде случаев могут стать причиной развития радикальных идеологических и политических течений.
Степень научной разработанности. Проблемами развития субъектов РФ в различные периоды современной истории занимались исследователи и из сферы государственного менеджмента, и политологии, социологии, экономики. Мультидисциплинарная природа проблемы и ее высокая актуальность определяет то обстоятельство, что проблема рассматривается с различных позиций. Более того, как мы видим, значительная часть исследований посвящены изучению процесса развития конкретных субъектов РФ.
В комплексе, особенности и перспективы регионального развития, в том числе и на примере конкретных регионов изучают такие исследователи как Г.Х. Батов, Н.И. Комков, С.К. Шардан[1], В.В. Коварда[2] и целый ряд иных исследователей. Проблемы экономического развития и планирования развития субъектов РФ в своих исследования развивают такие исследователи как А.Ш. Ахмедуев[3], В.Г. Беломестнов[4], А.И. Гаджиева[5]. Проблемы бюджетного процесса в регионах РФ изучают такие исследователи как Я.А. Барабашева[6], А.Г. Бреусова[7], Леонов С.Н.[8]. Проблемы детерминации регионального развития экономическими факторами, как мы видим, является основной причиной непонимания сущности развития регионов. Формальные показатели во многих регионах, не отражают реальную социально-экономическую обстановку.
Особенности влияния развития сектора «реального производства» на развитие субъектов РФ изучают такие исследователи как В.Ф.Байнев, Ю.Ю.Рунков[9], Гулин К.А., Усков В.С.[10], В.Б. Кондратьев[11]. И как мы видим, это вполне соответствует курсу регионов. Вместе с этим, нам очевидно, что фактически не затрагиваются такие проблемы как проблемы развития малого бизнеса, как фактора развития определенных территорий.
Изучение процессов связанных с молодежной политикой и проблем социального характера в регионах, находящихся в центре нашего исследования занимались такие исследователи как З.М. Абдулагатов[12],. В данном контексте, особенно следует отметить исследования посвященные проблемам радикализма и терроризма, исследователи которого делают особый акцент на взаимосвязи проблем воспитания молодежи и развития террористических ораганизаци. Так, мы видим, что данное направление раскрывается в работах А.В. Баранова[13], И.В. Бочарникова[14], С.М. Воробьев[15] и целый ряд иных исследователей.
Цель работы состоит в определении ключевых особенностей государственного управления региональным развитием в субъектах РФ.
В соответствии с целью сформулированы следующие задачи исследования:
- описать сущность, критерии и основные методы регионального развития;
- охарактеризовать государственное регулирование развития субъектов РФ;
- определить особенности государственного управления развитием регионов СКФО.
Объектом исследования является система региональным управлением в субъектах РФ.
Предметом – особенности государственного управления региональным развитием в республиках Северо-Кавказского федерального округа и борьба с развитием сепаратизма в РФ.
Методологическая база исследования. В исследовании были использованы такие методы как: анализ нормативно-правовой документации, системно-логический анализ общей и специальной литературы, публицистики и материалов периодической печати; обобщение имеющейся в распоряжении автора фактографической базы данных. Анализ литературы позволил нам изучить разработанность темы исследования.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка используемых источников.
ГЛАВА 1. РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: СУЩНОСТЬ, КРИТЕРИИ И ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ
Региональное развитие принято считать в качестве одной из ключевых целей современного российского государства. Ввиду его сложной федеративной природы, развитие отдельных регионов определяет уровень развития всего государства, а потому, региональное развитие представляет собой одновременно и цель развития государства, и метод его развития и режим функционирования региональной политической системы[16]. В последнем случае, региональное развитие ориентированно на обеспечение положительной динамики развития таких параметров, как:
- улучшение качества жизни граждан;
- обеспечение создания условий для устойчивого развития экономики и развития социальных гарантий;
- расширение хозяйственного и ресурсного потенциала региона;
- обеспечение сохранения природных и экологических богатств;
- сохранение национальных традиций и богатств.
При этом развитие регионов подразумевает развитие таких элементов, как[17]:
- экономическое развитие;
- социально-экономическое развитие;
- промышленное развитие;
- развитие инфраструктуры;
- политическое развитие.
Как мы видим, развитие регионов подразумевает развитие различных территорий, включая:
- развитие региона в целом, как совокупности различных по своему свойству территорий;
- развитие городов;
- развитие сельских территорий.
При этом, мы понимаем, что развитие представляет собой прогрессивное движение, которое позволяет добиваться наибольших результатов в различных сферах общественной жизни. Между тем, традиционно принято считать, что определяющим фактором развития региона можно считать экономический рост. Ориентир на экономический рост государства обусловлен тем обстоятельством, что именно в экономическом развитии региона отражается уровень социально-экономического развития, как и множества других параметров и типов развития[18]. Именно экономическое развитие городов и сельских территорий и определяет то, как будет развиваться экономика региона. При этом, мы можем говорить не только о прямой взаимосвязи экономики и иных факторов, но и об обратной взаимосвязи.
Сложным мы видим и представление о политическом развитии регионов. Политика не представляет собой простую, линейную систему, и не подчиняется общим логическим правилам, поскольку невозможно выделить объективные факторы, которые бы однозначно могли разделить прогресс и регресс. Существующие же модели представления о политическом развитии опираются на видение прогресса в рамках определенных политических установок. Так, например, развитие демократических систем определяется развитием демократических институтов и практик. В авторитарных политических системах, развитие детерминировано иными факторами.
При этом, относительность прогресса обычно связывается с качественными изменениями и приобретением системой новый системных характеристик различного характера. При этом, развитие должно подразумевать систематическое, направленное движение к конкретной цели и задачам, что особенно важно в условиях регионального развития. Задачи и цель деятельности региональной системы, управленческой и административно-политической разрабатывается в соответствии с текущими проблемами региона, особенностями региона[19].
Развитие регионов, как мы видим, представляется многомерным и многоаспектным процессом, и подразумевает при оценке текущего уровня развития и перспектив развития анализ социальных и экономических показателей. При этом, оценка экономического развития невозможна без оценки социальных показателей, а оценка социального развития региона невозможно без оценки экономических факторов. Подобное понимание развития регионов и регионального развития значительно отличает данный вопрос от вопроса изучения усложнения социальных и экономических факторов или вопроса роста региона.
Таким образом, мы можем говорить о том, что и государство, и регионы могут выбирать цели, которые будут учитывать потребность в комплексном развитии. Одним из таких показателей можно считать показатель качества жизни жителей региона, что в свою очередь будет включать и экономическое и социальное развитие, и развитие инфраструктуры и деловой активности, и повышение эффективности работы самих государственных органов.
Вместе с этим, мы видим, что в качестве задач развития регионов РФ, определяющих цель повышения качества жизни жителей регионов, достаточно часто выделяются такие аспекты как:
- обеспечение повышения реальных доходов населения;
- повышение уровня и качества образования граждан;
- повышение качества питания;
- повышение качества услуг, оказываемых системой здравоохранения;
- повышение качества социальных услуг, оказываемых населению;
- снижения бедности и снижение дифференцирования доходов среди населения;
- обеспечение защиты окружающей среды и экологии региона;
- обеспечения равных возможностей в социальной инфраструктуре для всех жителей региона;
- сохранение и популяризация национальных традиций и культуры;
- расширения личных гражданских и политических свобод.
В рамках целеполагания государственные органы предлагают долгосрочные, стратегические задачи, которые позволяют добиваться желаемого эффекта в долгосрочной перспективе, но имеющие особое значение для развития региона. Обычно, долгосрочные программы рассчитаны на период от 10 до 25 лет, и преследуют цель достижения наиболее важных, комплексных и сложных общественно-значимых задач. Так, к долгосрочным по своему характеру целям можно отнести развитие постиндустриального общества, повышение уровня образования населения, качества жизни, повышение демографических или социально-медицинских показателей развития региона[20].