Для каждого человека здоровье является самым непосредственным и неотъемлемым условием его жизни. Состояние здоровья нации - это категория не только социальная, но и экономическая, поскольку определяет каче-ство трудовых ресурсов - стратегического фактора развития любого государства. Расходы на здравоохранение занимают одно из первых мест в экономике каждой страны, поэтому поиски наиболее эффективного механизма функционирования национальных систем здравоохранения не прекращаются.
В России наиболее радикальные изменения в этом направлении стали осуществляться в течение последних 15 лет, выражаясь в переходе от господства административных методов управления на основе нормативных показателей содержания сети лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) к применению экономических регуляторов ресурсного обеспечения каждой медицинской услуги. Большое значение в этом процессе имело введение обязательного медицинского страхования (ОМС). За этот же период в структуре народного хозяйства стала заметней роль здравоохранения не только как сферы конечного потребления, но и как сферы производства услуг, оказываемых в порядке предпринимательской деятельности. Столь глубокие изменения вызвали необходимость применения новых подходов к управлению качеством и эффективностью медицинских услуг. В настоящее время расходы на здравоохранение в России в десять раз меньше, чем в странах Европы, где на медицинское обслуживание одного человека ежемесячно тратится 140 долларов (в России - 14 долларов). Учитывая, что достичь подобного показателя в ближайшей перспективе не представляется возможным, приближать уровень медицинского обслуживания к показателям развитых стран приходится, прежде всего, на основе эффективного использования имеющихся ресурсов. Все это определяет социальную актуальность данного исследования.
Несмотря на то, что проблема оценки качества медицинских услуг в научной литературе стала разрабатываться достаточно активно (в работах таких авторов как М.Б. Бершадской, С.И. Двойниникова, Дж. Дугласа, Л.В. Кравченко, Г.И. Куценко, И.В. Тимофеева, Г.Н. Царика и др.), исследование данного вопроса при оценке качества медицинских услуг в узком, ограниченном лечением конкретных групп заболеваний, аспекте, практически не рассматривается. Таким образом, научная актуальность данной работы объясняется важностью анализа качества деятельности медицинского учреждения в контексте изучения работы отдельного его отделения (в нашем случае отделения «-»).
Цель исследования – проведение анализа качества деятельности операционного отделения в «-» и разработка рекомендаций и предложений позволяющих улучшить качество оказания медицинских услуг.
Объект исследования: деятельность структурного подразделения «-»
Предмет исследования: качество деятельности операционного отделения.
Для данного исследования необходимо решить следующие задачи:
- Изучить данные литературы по вопросам: квалиметрии, качества медицинской помощи, особенностей урологических заболеваний их диагностики и методов лечения.
- Провести квалиметрический анализ качества деятельности операционного отделения.
3.Составить предложения и рекомендации по улучшению качества деятельности операционного отделения.
Методы исследования: аналитические, квалиметрические, статистические, экспертные.
Практическая значимость исследования заключается в разработке предложений и рекомендаций по устранению факторов, отрицательно влияющих на качество деятельности операционного отделения, выявленных методом квалиметрического анализа.
Глава 1. Теоретические аспекты анализа качества деятельности операционного отделения в «-»
1.1. Понятие «квалиметрия» как метода оценки качества медицинской деятельности
В настоящее время роль и значение такого понятия как качество постоянно возрастает и находится в развитии под влиянием прогрессивных технологий, потребностей рынка, конкуренции продукции и производителей на рынке. На современном мировом рынке товары без наличия сертификата качества реализуются по вдвое сниженной цене. В связи с этим за последние два–три десятилетия проблемы, связанные с оцениванием качества продукции, стали предметом интенсивных исследований, проводимых в такой новой научной отрасли знаний, как качествоведение, в которой изучаются закономерности получения и обработки информации о качестве объекта на всех этапах его жизненного цикла [2]. К наиболее типичным разделам качествоведения можно отнести: анализ качества, оценивание качества, управлением качеством и др. Качество продукции принято определять по направлениям: альтернативному, качественному, количественному [3]. При этом количественный подход характерен для квалиметрии – одного из основных разделов качествоведения, в котором разрабатываются методологические и методические основы количественного оценивания качества продукции, средства обеспечения единства форм оценивания указанного качества и достижения требуемой точности [1].
Квалиметрия (в переводе с греческого – измерение качества) - это область знания, посвященная методам количественного оценивания качества любых объектов (живой и неживой природы). Используя методы квалиметрии, можно найти количественные оценки качества различных объектов: зданий, оборудования, инструментов, лечебных препаратов; продукции, услуги., персонала и т.д. [1].
Квалиметрия объединяет количественные методы оценки качества, используемые для обоснования решений, применяемых при управлении качеством продукции и стандартизации, а также при решении смежных с ними вопросов управленческой деятельности.
Объект квалиметрии - это исследование принципов и методов оценки качества, а предмет - совокупность составляющих качество свойств предметов и процессов, с которыми человек контактирует в своей практической деятельности.
Квалиметрия включает взаимосвязанную систему теорий [21]:
-Общую квалиметрию, предусматривающую разработку общетеоретических проблем понятийного аппарата, измерения, оценивая квалиметрического шкалирования;
- Специальные квалиметрии, классифицированные по видам методов и моделей оценки качества (квалиметрия: индексная, вероятностно- статистическая, экспертная, таксономическая);
- Предметные квалиметрии классифицированные по видам объектов оценивая (квалиметрия: услуг, труда, процессов, продукции- технических устройств, проектная).
Основная задача квалиметрии состоит не столько в получении количественных оценок качества объектов и разработки алгоритмов перехода от оценок по единичным показателям к оценкам по всей их совокупности (комплексным показателям), сколько в принятии на их основе решений о качестве объектов, а при необходимости и по управлению качеством этих объектов.
Квалиметрия как наука переживает период становления, чем объясняется отсутствие единого мнения по ряду вопросов. Являясь в значительной степени научной дисциплиной межотраслевого характера, квалиметрия по многим вопросам смыкается с конкретными инженерными дисциплинами: стандартизацией, метрологией, экономикой, организацией производства, правом, психологией и др., а в ее аппарат включается целая группа мат. теорий.
Конечной целью квалиметрии являются разработка и совершенствование методик, с помощью которых качество конкретного оцениваемого объекта может быть выражено одним числом, характеризующим степень удовлетворения данным объектом общественной или личной потребности. Кроме того, подобные методики позволяют решить и другие задачи квалиметрического анализа [16].
Важным отличием квалиметрического оценивания от обычного обследования объекта, будь то человек или лечебно-профилактическое учреждение является обеспечение максимальной объективизации процесса поиска решений по оцениваемому объекту.
В квалиметрии применяется ряд специфических терминов, требующих однозначного толкования.
1) Качество продукции (услуги) - совокупность свойств продукции (услуги), обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
2) Свойство продукции (услуги) - объективная особенность продукции (услуги), проявляющаяся при ее создании, эксплуатации, использовании по назначению или потреблении (оказание услуги). Например: точность, надежность, своевременная поставка и т.д.
3) Показатель качества - количественная характеристика свойства объекта, входящего в состав его качества и рассматриваемая применительно к определенным условиям жизненного цикла объекта.
Для продукции - к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления. Для услуги - к определенным условиям ее разработки и оказания. Для процесса - к определенным условиям его подготовки и проведения и т.д.
Показатели качества (объектов) по количеству характеризуемых свойств могут быть: единичными и комплексными.
4) Единичный показатель качества - показатель качества, относящийся только к одному из свойств объекта. Например: вероятность безотказной работы или безотказность; средний срок хранения - сохраняемость и т.д.
При любом измерении используется эталон сравнения. Для этого в квалиметрии выделяют:
5) Базовый показатель качества - показатель качества объекта, принятый за эталон при сравнительных оценках качества. Базовые показатели так же могут быть единичными и комплексными.
6) Относительный показатель качества – это отношение показателя качества оцениваемого объекта к базовому показателю качества, выраженное в относительных единицах.
7) Комплексный показатель качества - показатель качества объекта, относящийся к нескольким его свойствам. Комплексный показатель качества позволяет в целом охарактеризовать качество объекта или группу его свойств.
Разновидностью комплексного показателя качества является интегральный - это комплексный показатель качества, отражающий отношение суммарного полезного эффекта от использования объекта по назначению к затратам на создание и использование объекта по назначению.
Обобщенный показатель качества - показатель качества, относящийся к такой совокупности свойств объекта, по которой принято решение оценивать его качество в целом. Как правило, это так называемые существенные свойства.
В целом, квалиметрический анализ - это такая совокупность организационных действий, которая позволяет быстро выявить факторы, негативно влияющие на качество условий труда и качество выполнения производственных функций, найти количественные оценки значимости этих факторов и немедленно выработать рекомендации по устранению наиболее сильно влияющих. Выполнение параллельно или последовательно квалиметрического анализа по выявлению факторов, позитивно влияющих на качество деятельности в том же учреждении, позволяет разработать рекомендации по их сохранению, расширению, если они имелись в этом учреждении и внедрению в случае их отсутствия, таким образом, повышая мотивацию сотрудников к непрерывному улучшению качества работы.
Квалиметрический анализ факторов, влияющих (отрицательно или положительно) на качество деятельности объекта здравоохранения может быть проведен и среди других групп потребителей, например пациентов, контролирующих структур и т.д. Это позволит комплексно, с позиций, если не всех, то большинства групп потребителей, провести оценивание деятельности объекта здравоохранения [1].
Квалиметрический анализ направлен на обнаружение факторов, оказывающих положительное или отрицательное влияние на качество деятельности органа здравоохранения и на выявление средств устранения негативных и внедрение позитивных факторов. Методика квалиметрического анализа позволяет выявить ранее неизвестные причины ошибок и низкого качества работы сотрудников органа управления здравоохранения, а также указать меры по непрерывному, ежедневному повышению качества работы.