Введение
Глава 1. Теоретические основы стадий рассмотрения и утверждения проекта бюджета
1.1. Понятие и стадии бюджетного процесса
1.2. Правовое регулирование стадии рассмотрения и утверждения проекта бюджета
Глава 2. Реализация стадий рассмотрения и утверждения проекта бюджета
2.1. Деятельность законодательных органов власти по рассмотрению и утверждению проекта бюджета
2.2. Проблемы рассмотрения и утверждения бюджета
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы заключается в том, что стадии рассмотрения и утверждения проекта бюджета являются одним из главных инструментов финансового механизма государства, с помощью которого обеспечивается регулирование социально-экономических сфер общественной жизни.
Федеральный бюджет страны есть главная часть финансовой системы. В бюджете нуждается каждая страна в мире, ведь именно через него государство осуществляется свои экономические, политические и социальные функции, для осуществления которых необходимы финансовые ресурсы, которые удовлетворяются в денежной форме. Бюджетная система есть основа финансовой базы функционирования государства. Бюджет можно назвать индикатором, который отражает внутренне и внешнее положение государства.
Полноправными участниками бюджетного процесса являются органы законодательной и исполнительной власти. Каждый орган выполняет возложенные на него полномочия. Законодательные органы осуществляют одну из самых важный стадий бюджетного процесса – рассмотрение и утверждение федерального бюджета. Законодательные органы принимают или одобряют законопроект о бюджете страны, который определяет основные направления развития государства на предстоящий год и способствует эффективному решению социально-экономических задач.
Рациональное перераспределение финансовых ресурсов по различным уровням позволяет их более эффективно использовать, а с другой стороны, неэффективные организационная, управленческая, институциональная структуры бюджетного процесса становятся дестабилизирующими факторами, не позволяющими осуществлять в полной мере контроль за поступлением и расходованием бюджетных средств, и как результат приводит к ослаблению бюджетной дисциплины, и замедлению экономического развития.
Объектом исследования являются общественные отношения, которые складываются в связи с рассмотрением и утверждением проекта бюджета.
Предметом исследования являются нормы права, регулирующие общественные отношения, которые складываются в связи с рассмотрением и утверждением проекта бюджета.
Цель работы – рассмотреть правовые особенности стадии рассмотрения и утверждения проекта бюджета
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- Раскрыть понятие и стадии бюджетного процесса;
- Определить правовое регулирование стадии рассмотрения и утверждения проекта бюджета;
- Исследовать деятельность законодательных органов власти по рассмотрению и утверждению проекта бюджета;
- Проанализировать проблемы рассмотрения и утверждения бюджета.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы стадий рассмотрения и утверждения проекта бюджета
1.1. Понятие и стадии бюджетного процесса
Бюджетный процесс - это регламентируемая нормами права действие органов государственной власти, местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также контролю за их исполнением. Он является главной формой бюджетного планирования[1].
Бюджетный процесс направлен на решение таких задач, как:
- выявление финансовых резервов государства;
- обеспечение максимальной сбалансированности бюджета;
- согласование бюджета с действующей экономической программой;
- осуществление регулирования взаимоотношений между бюджетом разных уровней, секторами экономики и регионами страны.
Бюджетный процесс основан на основополагающих принципах, то есть главные требования, предъявляемые к организации бюджетного процесса с целью рационального использования средств бюджета государства, правильностью составления, утверждения и исполнения бюджета[2].
Бюджетные отношения связаны с общественными отношения, регулируемые нормами бюджетного права. Характерными особенностями бюджетных отношений является то, что они не могут длиться более одного года и прекращаются в конце соответствующего года. Но это обстоятельство не исключает возникновения нового бюджетного отношения между субъектами.
Бюджетные права – это полномочия различных субъектов бюджетного права, которые выражаются в праве получать определенные бюджетные доходы, распределению бюджетных средств по их усмотрению, самостоятельно исполнять бюджет, используя предусмотренные им ассигнования[3].
Субъектами, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне являются:
- Президент Российской Федерации;
- Федеральное Собрание;
- Правительство Российской Федерации;
- Органы законодательной и исполнительной власти и т.д.
Функции участников бюджетного процесса раскрыты в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Полномочия субъектов бюджетного процесса на федеральном уровне
Субъекты бюджетного процесса
|
Полномочия субъектов бюджетного процесса
|
Президент Российской Федерации
|
направляет Бюджетное послание Федеральному Собранию РФ, где определена бюджетная политика на очередной финансовый год и плановый период
|
Органы законодательной власти
|
рассмотрение и утверждение бюджетов соответствующих уровней и отчеты об их исполнении
|
Органы исполнительной власти
|
составление проектов бюджета, предоставление отчета об исполнении
|
Органы денежно-кредитного регулирования
|
разработка основных направлений денежно-кредитной политики Российской Федерации
|
Органы государственного финансового контроля
|
контроль за эффективностью использования бюджетных средств; проведение проверок на всех стадиях бюджетного процесса
|
Бюджетный процесс оказывает значительное влияние на финансовую стабильность, так как с помощью бюджета происходит аккумулирование и расходование государственных ресурсов. Это дает возможность политическим органам власти возможность воздействовать на экономику, финансировать ее реструктуризацию, оптимизацию, стимулирование приоритетные сферы, поддерживать социально незащищенное население[4].