Введение
Глава 1. Методы исследования
1.1. Понятие и классификация методов исследования
1.2. Этапы социологического исследования
Глава 2. Роль опроса
2.1. Понятие и виды опроса
2.2. Преимущества и недостатки опросов
Глава 3. Опросные методы исследования
3.1. Методы опроса
3.2. Составление анкеты и виды вопросов
3.3. Значение опросов в исследовании социально-экономических и политических процессов
Глава 4. Анализ результатов социологического исследования, проведенного в № 5
4.1 Краткая характеристика № 5
4.2 Описание методологии исследования
4.3 Анализ результатов опроса
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Современная школа – это школа новых отношений между учеником, родителем и учителем. Активную позицию в образовательной политике должна занимать семья. Учет мнения заказчиков образовательных услуг, коими выступает родительская общественность, позволяет школе быть более привлекательной для них. Для определения и учёта мнения целесообразно проводить оценку работы школы родителями. Один из способов получения родительского мнения – проведение опросов, основной задачей которых является выявление степени соответствия образовательных услуг запросам и ожиданиям родителей. Исследование является формой обратной связи и основой для содержательного диалога. Поэтому актуальность темы курсового исследования не вызывает сомнения.
Объектом исследования является МБОУ СОШ №6 .
Предмет исследования – учебно-воспитательный и образовательный процесс.
Цель курсового исследования: изучить роль опросов в оптимизации социально-экономических процессов (в частности в образовательном процессе).
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- Изучить методы и этапы социологических исследований.
- Исследовать достоинства и недостатки различных методов опроса.
- Провести опрос и сделать обоснованные выводы.
Основой для написания курсовой работы послужила научная и учебная литература отечественных и зарубежных авторов, занимающихся исследованиями социально-экономических и политических процессов.
Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Методы исследования
1.1. Понятие и классификация методов исследования
В каждой науке имеется свой инструментарий, с помощью которого осуществляется научно-исследовательская деятельность.
На выбор метода социологического исследования влияют цель и поставленные в соответствии с ней задачи. Поэтому выделяют в соответствии три типа социологического исследования:
- разведывательное;
- описательное;
- аналитическое.
Разведывательное исследование – это наиболее простой тип исследования. Помогает решать простые задачи, анализу подвергаются небольшие совокупности. Применяется упрощенная программа исследования, возможно проведение в сжатые сроки.
Этот вид социологического исследования может применяться в следующих случаях:
- на предварительном этапе глубоких и масштабных исследований для проверки методического инструментария и его коррекции;
- для сбора «прикидочных» сведений об объекте изучения;
- при малой изученности проблемы или неизученности вовсе, исследование помогает получить дополнительные сведения о предмете и объекте исследования, уточнить некоторые задачи и гипотезы исследования, а также его методический инструментарий.
Описательное исследование представляет собой более сложный вид социологического анализа, чем разведывательное исследование, так как по своим целям и задачам оно предполагает получение эмпирической информации, дающей относительно целостное представление об изучаемом объекте, явлении.
Аналитическое исследование – это наиболее сложный вид социологических исследований. Его цель состоит как в описании составляющих элементов предмета исследования, так и в выявлении причинно-следственных связей, которые лежат в основе сущности изучаемого явления.
- Воронов В.В., Давыденко В.А., Черноморченко С.И. Корпоративная культура. Учебное пособие. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2014. - 168 с.
- Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы: интерактивное учебное пособие - М.: Институт социологии РАН. 2011. - 254 с.
- Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: учебное пособие для вузов.- М.: Книжный дом «Университет», 2006. - 296 с.
- Кравченко С.А. Социология в 2-х тт. Т.1. Классические теории через призму социологического воображения. Учебник для академического бакалавриата. Издание 1. М.: Юрайт, 2014. - 584 с.
- Малхотра Нереш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 3-е изд.: Пер. С англ. – М.: Изд. Дом «Вильямс», 2007. – 184 с.
- Татарова Г. Г. Основы типологического анализа в социологических исследованиях. Учебное пособие - М.: Издательский Дом «Высшее Образование и Наука», 2007. - 236 с.
- Темницкий А.Л. Учебное исследование по эмпирической социологии. Учебное пособие. 2-е издание дополненное и переработанное. М. Издательство МГИМО-Университет, 2015. - 252 с.
- Тихонов А. В. Социология управления: Теоретико-прикладной толковый словарь / Отв. ред. А.В. Тихонов. - М.: КРАСАНД, 2015. - 480 с.
- Тощенко Ж.Т., Цветкова Г.А. Социология труда. Учебник для вузов. – М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2012, – 464 с.
- Черныш М. Ф. Социально-экономические факторы межэтнической напряженности в регионах Российской Федерации / Отв. ред. М. Ф. Черныш. – М.: Институт социологии РАН, 2015. – 107 с.
- Ядов В. А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций: Курс лекций для студентов магистратуры по социологии. Изд. второе, исправл. и дополн. - СПб.: Интерсоцис, 2009. - 138 с.