Введение
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Сущность и содержание Конституции Российской Федерации как социальное предназначения Основного Закона
1.2. Форма Конституции Российской Федерации
Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Преамбулы конституций и их правовое значение
2.2 Проблемы внесения поправок в Конституцию Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников
Актуальность проблемы совершенствования закрепленной в Конституции РФ[1] системы разделения властей связана с самой возможностью и необходимостью пересмотра норм Конституции для юридического оформления изменений, произошедших со времени принятия Конституции РФ во всех сферах общественной жизни. В научной литературе сущность данной проблемы связывают с вопросами существования пробелов в Конституции РФ. В теории конституционного права есть несколько различных точек зрения на проблему необходимости и возможности пересмотра конституционных положений для устранения правовых пробелов.
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, поправки необходимо вносить лишь в исключительных случаях и с особым процессом внесения поправок.
Потребность в конституционных изменениях возникает в связи с всесторонним развитием общества, из-за борьбы за то или иное решение актуальных проблем жизни народа, из стремления восполнять недостатки текста Конституции, повышать эффективность конституционного регулирования, обеспечивать все более строгое соблюдение ее положений о правах и свободах граждан, обязанностях государства, его органов публичной власти и их должностных лиц. Практика внесения поправок не столь обширна, как уже отмечалось, поправки в Конституцию производятся лишь в исключительных случаях и исключительном порядке. Поправки к Конституции в некоторых случаях неизбежны, в связи с усовершенствованием систем или решения государственных проблем.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие связи с порядком пересмотра Конституции РФ и внесения в нее поправок.
Предмет исследования – нормы права, регулирующие порядок пересмотра Конституции РФ и внесения в нее поправок.
Цель исследования – провести комплексный анализ порядка пересмотра Конституции РФ и внесения в нее поправок.
Для достижения этой цели предлагается решить следующие задачи:
- Рассмотреть сущность и содержание Конституции Российской Федерации как социальное предназначения Основного Закона.
- Определить форму Конституции Российской Федерации.
- Выяснить преамбулы конституций и их правовое значение.
- Проанализировать проблемы внесения поправок в Конституцию Российской Федерации.
Методологическую основу курсовой работы составляют общенаучные и частнонаучные методы. К общенаучным методам исследования можно отнести методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, аналогии, формально-логический метод. К частнонаучным методам исследования относится, прежде всего, формально-юридический метод, историко-правового анализа, сравнительного правоведения, метод системного анализа и некоторые другие.
Нормативную правовую базу составили Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ), Федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ (ред. от 25.12.2012) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» и другие нормативно-правовые акты.
Теоретическую основу курсовой работы составляют труды российских авторов таких как Абдуллабекова А. Э., Артемова С. Т. Бондарь Н. С., Джагарян А. А., Бутусова Н. В., Вохмянин Д. В., Голубева Л. А., Гриценко Е. В., Лагуткин, А. В., Грудцына Л. Ю. и других авторов.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырех парагарфов, и списка использованных источников.
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Сущность и содержание Конституции Российской Федерации как социальное предназначения Основного Закона
Процесс разработки Конституции России 1993 года, принятие и вступление её в силу, последующая за этим реализация новых конституционных институтов стали мощным стимулом для развития теории конституционного права. На свет появилось весьма значительное число монографий, статей, учебников и учебных пособий, многие из которых существенно обогатили конституционно-правовую науку. Но в тоже время были созданы и такие разработки и исследования, которые имеют хотя и довольно оригинальные, но сомнительного характера попытки объяснить роль и социальное назначение Основного Закона.
В результате накопился значительный объём интеллектуального продукта, требующий систематизации, взвешенного и критического осмысления и в тоже время позволяющий сформулировать некоторые выводы этапного значения по комплексу вопросов касающихся сущности конституции, её содержания и формы. В условиях неопределённого множества мнений о понимании феномена конституции своевременной представляется, прежде всего, потребность осмыслить научное определение самого этого понятия.
В методологическом плане подход к решению этой задачи обусловлен тем, что конституция объективно представляет собой важнейший итог мировой общечеловеческой культуры и венец развития права, как нормативного регулятора общественных отношений, дающего ответ на главный вопрос политической жизни, кому принадлежит официальная публичная власть в обществе. Все современные цивилизованные государства развиваются на основе Конституций, которые признаются универсальными Основными Законами, обеспечивают политическую стабильность, способствуют успешному экономическому развитию и гарантируют устойчивое правовое положение личности.
С учётом этого можно утверждать, что конституция — это Основной Закон общества и государства, выражающий интегрированную волю народа, обладающий наивысшей юридической силой, закрепляющий систему официальной публичной власти, определяющий основные начала правового положения личности и организации общественного и государственного строя, устанавливающий базовые принципы всей национальной правовой системы.
Весь исторический опыт существования правовых актов, известных как конституции (само это понятие использовалось для обозначения правовых актов ещё в Древнем Риме в период с 30-х годов до новой эры и по 476 год новой эры), указывает на то, что социальным предназначением Основного Закона является то, что он является: а) идеологическим документом, б) политическим документом и в) юридическим документом общества и государства.
Сущность Конституции обнаруживается при анализе её как идеологического документа общества и государства. В этом своём качестве она провозглашает признанные в данном обществе моральные и духовные ценности, которые лежат в основе законов и других нормативно-правовых актов; утверждает эти ценности авторитетом Основного Закона и порицает тех, кто не уважает и не соблюдает освященные конституцией нравственные идеалы народа. Защита нравственных начал юридической мощью Основного Закона имеет сугубо практическое политическое значение, так как служит укреплению и сохранению государства и других публично-властных структур, без которых немыслимо нормальное развитие общества в целом. Достаточно напомнить в этом отношении, что основными причинами распада и гибели всех известных в истории крупных государств (так называемых империй) были три фактора: это 1) коррумпированность чиновников и разложение государственного аппарата, 2) алчность, не знающая границ и 3) духовная деградация общества, проявляющаяся в таких социальных язвах как пьянство, преступность и тунеядство.
Характеризуя Конституцию как идеологический документ, надо подчеркнуть, что «бездуховных» и «безыдейных» конституций не существует. Любая Конституция выражает конкретные идеалы общественного развития, и нет такой Конституции, в основе которой не было бы определённой системы духовных и моральных ценностей. Конституция всегда отражает достаточно устойчивое философское мировоззрение. Весомым доказательством объективного характера идеологического содержания конституции является то, что, как идеологический документ, Конституция строится на определённых принципах.
В числе принципов Конституции РФ 1993 года следует выделить мировоззренческие идеи, доминирующие в сознании законодателя и разделяемые обществом.
Это:
1) идея добра,
2) идея гуманизма,
3) идея справедливости,
4) идея общественного прогресса и плюрализма общественного развития,
5) идея суверенитета народа и государства,
6) идея приверженности принципам конституционализма и верховенства права,
7) идея признания общечеловеческих ценностей, в том числе естественных прав человека и
8) идея мирного сосуществования с другими народами и государствами.
В тоже время от принципов Конституции, как универсальных и самых широких философских идей, формирующих её сущность и оказывающих влияние на содержание и форму Основного Закона, следует отличать конституционные принципы отдельных отраслей права. Последние являются отражением и преломлением общеконституционных принципов в сфере регулирования тех однородных групп общественных отношений, которые составляют предмет той или иной конкретной отрасли права[4]. Например, действующая Конституция РФ закрепляет такие принципы уголовного права, как гарантии неприкосновенности личности и её достоинства, равенство всех перед законом и судом, соблюдение подсудности, гарантии права обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях предусмотренных федеральным законом, обеспечение презумпции невиновности и так далее.
По своему содержанию конституция представляет собой политический документ общества и государства.