Введение
Глава 1. Общая характеристика признания и социальной поддержки безработных граждан в Российской Федерации
1.1 Порядок и условия признания граждан безработными
1.2 Понятие и виды гарантий социальной поддержки безработных граждан в Российской Федерации
Глава 2. Порядок назначения и выплаты пособия по безработице
2.1 Порядок определения размера пособия по безработице
2.3 Прекращение и приостановка выплаты пособия по безработице
Заключение
Список использованных источников
Актуальность темы исследования. Безработица – это явление, суть которого – в отсутствии работы, приносящей доход, у трудоспособных членов общества. В современном российском обществе наблюдается тенденция перехода общества к экономически новым формам, в связи с чем появляется новое социально-экономическое явление, называемое безработицей. Безработица влияет на общее состояние человека, особенно на его материальное и психологическое состояние и возникает потребность в поиске комплекса мероприятий по коррекции поведения, устранения негативных последствий. Безработные граждане сталкиваются с целым рядом проблем, начиная от неопределенного состояния, включая финансовые трудности, потеря жизненных перспектив.
Проблема занятости является одной из ведущих в деятельности государственных и муниципальных органов власти по ряду причин. Во-первых, органы власти призваны поддерживать порядок и стабильность в обществе.
Немаловажную роль здесь играет обеспечение соответствующего уровня занятости, отсутствие высокого уровня безработицы. Во-вторых, занятость неразрывно связана с производством, распределением, присвоением и потреблением материальных благ. Через занятость обеспечивается определенный уровень доходов населения, спрос и потребление, в-третьих обеспечение рабочими местами трудоспособного населения как условие нормального существования людей, в-четвертых обеспечение эффективной занятости и сокращение разрыва в доходах населения залог политической стабильности в обществе.
Потребность обеспечения занятости и материальной поддержки безработных вызвала формирование службы занятости. Подобная служба становится одним из важнейших институтов рынка труда, которая решает проблемы занятости населения и защиты от безработицы. В связи с этим возникает большой интерес и приобретают важное значение технологии социальной работы с безработными, осуществляемые данными службами.
В России вырастет число безработных. Через три года число не трудоустроенных граждан увеличится в два раза. Об этом говорится в пояснительных записках к бюджету на плановый период 2021-2022 годов.
Однако в правительстве не ожидают реального роста безработицы, а данный факт объясняют популярностью государственного центра занятости. Сейчас услугами службы пользуются менее 20% населения, но в будущем эта доля увеличится до уровня выше трети.
Целью работы является исследование условий признания граждан безработными.
В соответствии с этой целью были определены следующие задачи:
- раскрыть порядок и условия признания граждан безработными,
- изучить понятие и виды гарантий социальной поддержки безработных граждан в Российской Федерации,
- проанализировать порядок определения размера пособия по безработице,
- выявить особенности прекращения и приостановки выплаты пособия по безработице.
Объектом исследования общественные отношения, касающиеся вопросов правового регулирования пособия по безработице.
Предмет исследования включает в себя:
- нормы российского и международного права;
- материалы судебной практики;
- научные публикации по исследуемым вопросам.
Теоретическая основа исследования. Вопросам правового регулирования пособия по безработице уделяли внимание многие ученые. Среди них отметим работы Е.Г. Азаровой, Т.И. Волостновой, М.Г. Гильдингерш, В.В. Каболов, Г.Г. Пашкова и др.
В методологическом плане при написании настоящей курсовой работы были использованы следующие методы познания: сравнительно-правовой, анализ, метод экспертных оценок и др.
Нормативная основа исследования. В работе анализировались такие нормативные правовые акты как:
- Конституция Российской Федерации,
- Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»,
- Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,
- Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях и т.д.
В структурном плане настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1. Общая характеристика признания и социальной поддержки безработных граждан в Российской Федерации
1.1 Порядок и условия признания граждан безработными
Будучи особой категорией, безработный выступает субъектом социальной защиты и обладает в силу положений закона комплексом прав и обязанностей, несет ответственность за их неисполнение, а комплекс указанных структурных элементов формирует особый правовой статус последнего. Исполнение им обязанностей должно носить неукоснительный характер, под угрозой утраты соответствующего статуса и компенсаций. Критериями безработного гражданина выступают: трудоспособность, то есть возможность в силу состояния здоровья, особенностей возраста работать, образовательный уровень; отсутствие работы; отсутствие заработка; регистрация в органах занятости населения в целях поиска подходящей работы; наличие желания и намерения приобрести работу.
Проводимые государственно-властными структурами мероприятия в данном направлении имеют своей целью создание сбалансированной организации занятости, повышение уровня воспроизводства профессиональных ресурсов, создание обновленных мест для трудовой деятельности, усовершенствование системы подготовки и переподготовки кадров. Выносимые в данной сфере решения должны отвечать критериям взаимозависимости с состоянием занятости населения на различных уровнях, что позволит повысить эффективность проводимой государством политики[1].
В целом порядок признания гражданина безработным схематично можно представить следующим образом:
1) регистрация в целях поиска подходящей работы;
2) предъявление перечисленных в п. 2 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»[2] (далее - Закон о занятости) документов;
3) поиск органами службы занятости подходящей работы в целях ее предоставления данному гражданину;
4) признание гражданина безработным в случае невозможности предоставления подходящей работы в указанный срок.
Категории лиц, в отношении которых исключается вынесение решения о наделении их соответствующим статусом:
- лица, которым меньше 16-ти, что соответствует подходу, приведенному в ст. 63 ТК РФ[3].
- пенсионеров по старости.
Отнесении к указанному перечню не исключает их регистрацию для поиска рабочего места. Например, пенсионеры являются нетрудоспособными и наделены возможностью получать пенсии, представляющую собой компенсационную выплату за утрату способности работать[4].
- граждан, в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы отказавшихся от двух разных предложенных им вариантов подходящей работы.
При этом в п. 3 ст. 3 Закона о занятости не устанавливает основание и порядок признания трудовых мест отличными друг от друга при установлении запрета на повторное предложение гражданину одной и той же работы. Полагаем, что таким критериям будут отвечать рабочие места, если предполагается заключение трудовых договоров с различными работодателями, территориально расположенными в разной местности, дифференцирующихся друг от друга объемом и содержанием трудовой функции.
Вышеуказанное положение, закрепляющее императивный характер относительно необходимости предложения альтернативных рабочих мест дает возможность нуждающимся по собственному усмотрению, с учетом квалификации и пр., выбирать род деятельности и профессию не исключая того, что определенный предложенный вариант может не подойти человеку. Однако если гражданин отказывается от двух вариантов, то он не отвечает критерию готовности к трудовой деятельности, в связи с чем не может быть наделен статусом «безработного». В то время как такого рода готовность носит характер базового критерия, а ее отсутствие, само по себе порождает отказ в наделении лица статусом безработного.
- лиц, в отсутствие значимых причин, не пришедших в органы службы занятости для предложения подходящей работы.
Срок неявки составляет десять календарных дней, исчисляемых со дня регистрации граждан в целях поиска подходящей работы. В условия нарушения данного требования можно заключить, что гражданин не хочет трудиться, а лишь злоупотребляет имеющимися у него правами и возможностями.
Статусом безработных не могут также наделяться гражданине, не пришедшие в установленные сроки для вынесения в их отношении юридического акта об их регистрации.
- граждан, осужденных к исправительным работам, а также к лишению свободы;
- граждан, представивших подложные письменные документы, или прочие недостоверные сведения.
- граждан, являющихся занятыми. Поскольку данные лица по мысли законодателя не нуждаются в получении установленных законом гарантий и защиту от безработицы[5].