ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ДИСЦИПЛИНАРНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ
ГЛАВА 2. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ПРАВУ
2.1. Понятие дисциплинарной ответственности по административному праву
2.2. Функции дисциплинарной ответственности
2.3. Дисциплинарное производство по административному праву
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. В процессе реформирования государственной службы была сформирована государственная гражданская служба как вид государственной службы, выстроена система федеральной государственной службы Российской Федерации и Италии. Ряд направлений реформирования государственной службы остался нереализованным, что определяет актуальность темы исследования.
Ключевые элементы отношений государственной службы были сформулированы в решениях органов административной юстиции. К их числу относятся следующие: работодателем является орган публичной администрации; назначение на должность производится на основании формального акта данного учреждения; осуществляемая работа обусловлена институциональными задачами конкретного учреждения и носит постоянный характер; в основе данных отношений лежит функциональная и иерархическая подчиненность; заработная плата служащих определяется на основании закона и регламентарного акта.
В качестве объекта исследования выступают общественные отношения в сфере дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих Российской Федерации.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие дисциплинарную ответственность гражданских служащих.
Цель работы: анализ дисциплинарно-правового принуждения по административному праву.
Задачами работы, будет являться решение следующих вопросов:
рассмотреть понятие и признаки дисциплинарного принуждения;
изучить понятие дисциплинарной ответственности по административному праву;
раскрыть функции дисциплинарной ответственности;
определить дисциплинарное производство по административному праву.
Методологической основой исследования является использование историко-правового, формально-логического, сравнительно-правового методов исследования.
Нормативную базу - составили: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты.
Вопросы дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих рассматривались совместно с проблемами государственного управления, его эффективности, с изучением состояния государственной гражданской службы, которыми занимались следующие ученые: А.П.Алехин, И.Н.Барциц, К.С.Бельский, В.Г.Вишняков, Б.П.Елисеев и другие.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ДИСЦИПЛИНАРНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ
Дисциплина как необходимый элемент любой совместной деятельности людей присутствует во всех сферах и областях человеческой жизни. Существует множество научных, а также нормативных определений дисциплины. В широком понимании дисциплина - обязательное для всех членов какого-либо коллектива подчинение установленному порядку, правилам (воинская, трудовая, финансовая и т.п.). Понятие служебной дисциплины содержится в законодательстве о государственной службе.
Так, под служебной дисциплиной на гражданской службе понимается обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с законодательством о гражданской службе, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом. Воинская дисциплина - это строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами РФ, общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ и приказами командиров (начальников). Служебная дисциплина в органах внутренних дел означает соблюдение сотрудниками органов внутренних дел установленных законодательством РФ, Присягой, контрактом о службе, а также приказами МВД РФ, прямых начальников порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществлении имеющихся у них правомочий.
Из приведенных определений следует, что реализация властных предписаний в данном случае в основном осуществляется в форме соблюдения, что говорит о пассивной форме следования запретам, которые по замыслу законодателя образуют сердцевину служебной дисциплины. В современных условиях предпочтительнее, на наш взгляд, такие правила и нормы, которые предполагают их исполнение, а также использование, что позволит перейти к активной форме реализации правовых предписаний, дать простор для разумной инициативы.
Служебная дисциплина основывается на осознании служащим своего служебного долга и личной ответственности за исполнение должностных обязанностей. Как правило, служебная дисциплина соблюдается сознательно и добровольно, однако для ее обеспечения не исключается возможность применения мер принуждения. К их числу можно отнести административно-пресекательные меры, набор которых в законодательстве о госслужбе крайне ограничен, и дисциплинарные взыскания, разновидности которых устанавливаются нормативными правовыми актами применительно к каждому виду государственной службы. Довольно многочисленные, а главное, разрозненные нормативные правовые акты (законы, уставы и положения) образуют правовую основу дисциплинарного принуждения государственных служащих.
Дисциплинарное принуждение включает в себя: 1) меры дисциплинарного пресечения, иначе их еще называют мерами обеспечения дисциплинарного производства; 2) меры дисциплинарного дестимулирования 3) дисциплинарные наказания. Дисциплинарное производство (в большинстве его разновидностей) осуществляется в административно-процессуальных формах. Основные процедуры, осуществляемые в процессе дисциплинарного производства, обладают существенным сходством с административно-процессуальными, что позволяет унифицировать их в едином нормативном правовом акте, например Дисциплинарном кодексе государственных служащих Российской Федерации. Необходимость принятия такого закона давно назрела в связи с прогрессивными изменениями в области идеологии госслужбы, фундаментальных основ ее организации и функционирования, необходимостью придания данному институту высокой эффективности в процессе реформирования системы государственной службы.
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета, № 237, 25.12.1993.
Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 13.07.2015) О системе государственной службы Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 02.06.2003, № 22, ст. 2063.
Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2015) О государственной гражданской службе РФ // Собрание законодательства РФ. 02.08.2004, № 31, ст. 3215.
Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 15.02.2016) О противодействии коррупции // Парламентская газета. № 90, 31.12.2008.
Литература
Болдырев А.Н. Правовые основы становления современной государственной службы в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. - 2015. - № 8. - С. 13 - 17.
Буравлев Ю.М. Проблемы правового регулирования дисциплинарного принуждения в системе государственной службы России // Юридический мир. - 2008. - № 10. - С. 14.
Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации: Учебный курс. М.: Дело и Сервис, 2015.
Добробаба В.В. Традиции и новации в правовом регулировании института дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. - 2016. - № 3. - С. 29 - 31.
Добробаба М.Б. Принципы дисциплинарной ответственности государственных служащих: конституционные основы и проблемы реализации в нормах служебного права // Ленинградский юридический журнал. - 2015. - № 2. - С. 131 - 145.
Добробаба М.Б. Проблема поиска фактических оснований дисциплинарной ответственности государственных служащих // Административное и муниципальное право. - 2013. - № 6. - С. 631 - 640.
Добробаба М.Б. Проблема понимания дисциплинарного проступка в служебном праве // Администр. право и процесс. - 2015. - № 5. - С. 32 - 34.
Зубарев С.М. К вопросу об основаниях и видах дисциплинарных проступков на государственной гражданской службе // Российский следователь. - 2015. - № 16. - С. 36 - 40.
Климкина Е.В. Административно-правовое регулирование дисциплинарной ответственности государственного гражданского служащего России: Монография. М.: Московский университет МВД России, 2007.
Колоколов Н.А. Дисциплинарная ответственность государственных и муниципальных служащих через призму судебной практики (материально-правовой аспект) // Государственная власть и местное самоуправление. - 2015. - № 2. - С. 38 - 43.
Мелехин А.В. Административное право Российской Федерации: Курс лекций // [Интернет-ресурс]: [Электронный ресурс]: СПС «Консультант плюс».
Орлов М.С. Реализация принципа законности государственной гражданской службы в деятельности федеральных органов исполнительной власти: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.
Перечень нормативных правовых актов, регламентирующих дисциплинарное производство, содержится, например, в работе И.В. Тимошенко «Административно-процессуальная деятельность (административный процесс)». Ростов н/Д, 2007.
Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Служебное право Российской Федерации: Учебное пособие. М.: НОРМА, 2015.
Туганов Ю.Н., Журавлев С.И. К вопросу о привлечении к дисциплинарной ответственности государственных служащих за правонарушения коррупционной направленности // Российская юстиция. - 2014. - № 4. - С. 57 - 60.
Чаннов С.Е. Дисциплинарное принуждение как средство обеспечения служебных правоотношений: современное состояние и перспективы // Административное право и процесс. - 2012. - № 7. - С. 13 - 18.
Чиканова Л.А. Применение трудового законодательства к служебным отношениям на государственной гражданской службе. М.: Щит-М, 2013.
Судебная практика
Апелляционное определение Липецкого областного суда от 03.02.2016 по делу № 33-368/2016 // [Интернет-ресурс]: [Электронный ресурс]: СПС «Консультант плюс».
Определение Московского городского суда от 15.02.2016 № 4г-1140/2016 // [Интернет-ресурс]: [Электронный ресурс]: СПС «Консультант плюс».
Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 03.03.2016 по делу № 33-1311/2016 // [Интернет-ресурс]: [Электронный ресурс]: СПС «Консультант плюс».