Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа человеческих ресурсов организации
1.1. Сущность и элементы эффективного использования человеческих ресурсов
1.2. Методические основы анализа человеческих ресурсов организации
1.3. Эффективное использование человеческих ресурсов
Глава 2. Анализ человеческих ресурсов организации ООО «Челябинск-Торг»
2.1. Общая характеристика ООО «Челябинск-Торг»
2.2. Анализ эффективности использования труда работников предприятия
2.3. Разработка рекомендаций по повышению эффективности использования ООО «Челябинск-Торг»
Заключение
Список литературы
Актуальность темы исследования определяется тем, что самая большая ценность компании, имеющая большее влияние на прибыль предприятия, чем любой другой актив, - ее человеческие ресурсы. Работа с кадрами тогда принесет необходимый успех компании, когда она будет построена на принципах системного подхода, неразрывна во времени и тесно взаимосвязана с планами ее стратегического развития. Именно эффективное использование компетенций персонала определяет возможность роста объемов производства, качество выпускаемой продукции и выполняемых работ, финансовое положение предприятия.
В настоящее время качество персонала стало важнейшим фактором, определяющим выживание и экономическое положение организаций. Успех и развитие компании зависят от правильно подобранных людей, сотрудников компании, а также от действенной системы адаптации персонала.
Цель курсовой работы – разработать пути повышения эффективности использования человеческих ресурсов организации.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
-изучить теоретико-методологические основы анализа человеческих ресурсов организации;
-дать характеристику деятельности предприятия;
-провести оценку эффективности использования труда работников и организации оплаты их труда на предприятии;
-разработать рекомендации по повышению эффективности использования ООО «Челябинск-Торг».
Объектом исследования в работе является Общество с ограниченной ответственностью «Челябинск-Торг», осуществляющее торговую деятельность.
Предмет исследования – эффективность использования человеческих ресурсов ООО «Челябинск-Торг» в 2013-2014 гг.
В работе использованы:
- традиционные методы анализа, такие как сравнение, относительных и средних величин;
- методы факторного анализа, в первую очередь метод цепных подстановок.
Для анализа берется деятельность предприятия за период с 2013 по 2014 годы.
Методологической основой явились: нормативно-правовые, законодательные документы РФ, инструктивные материалы РФ и ООО «Челябинск-Торг», учебники и периодические издания.
Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа человеческих ресурсов организации
1.1. Сущность и элементы эффективного использования человеческих ресурсов
В случае если работодатель внимателен к потребностям своих сотрудников и задумывается об их ожиданиях, он не просто разрабатывает систему мотивации персонала в своей компании или единоразово применяет какие-либо меры, но и проводит регулярный мониторинг изменений. Трудовая деятельность любой компании динамична и постоянно развивается. Также не стоит забыть о влиянии изменений ситуаций в стране, рыночных отношениях и др., что также оказывает влияние на потребности людей.
На практике распространены два основных вида мотивации персонала:
- Материальная мотивация - обеспечивается денежными средствами через регулярные (бонусы, надбавки и др.) или единовременные (премии и др.) выплаты.
- Нематериальная мотивация - реализуется посредством проведения ряда мероприятий с целью повышения интереса сотрудников к их работе. Если меры материальной мотивации предельно ясны - это деньги в любых видах выплат, то с нематериальной мотивацией все гораздо сложнее. Общим для всех мер, естественно, является то, что такие меры не предусматривают получения дополнительных денег работником, в чем и заключается суть такой мотивации - за зарплату работник выполняет свои трудовые обязанности лучше при определенных условиях. Условий, которые может затрагивать нематериальная мотивация, великое множество: начиная от рабочего графика и пространства, заканчивая взаимоотношениями в коллективе и диалога с руководством.
Важно отметить, что труд каждого работника будет эффективным только при его желании, т.е. возможно влиять на того или иного сотрудника различными негативными методами, однако успешнее его работа будет только в том случае, если его обязанности станут его внутренними целями. Для достижения высокого уровня мотивации персонала работодателю стоит внимательно подойти к разработке системы мотивации, которая должна быть комплексной: распространяться на всех сотрудников и сочетать различные меры материального и нематериального характера. В этой статье мы говорим о мотивации в кризисных условиях, когда у компании нет лишних денежных средств, происходит максимальное снижение издержек по всем сферам, исключением не станет и материальная мотивация, в связи с чем особую роль приобретают нематериальные меры. Рассуждения о том, что сотрудников ничем нельзя заинтересовать, кроме денег, и в случае снижения заработной платы вы потеряете всех высококвалифицированных специалистов, ошибочны. Хорошо мотивированный нематериальными мерами персонал не только лучше работает, требуя меньший фонд денежных средств, но и спокойнее переносит перебои с выдачей заработной платы.
Система мер нематериальной мотивации персонала компаний в период кризиса
Получив достаточную теоретическую базу по интересующей нас теме, хотелось бы перейти непосредственно к мерам нематериальной мотивации. Первоначально читателю может показаться, что все это лишь слова и на практике эффекта от их применения не будет, однако работодателю в первую очередь нужно не просто выбрать какую-либо меру, которая вызовет его интерес и будет легко реализуемой, но и как мы отмечали ранее, - соотнести ее с потребностями и ожиданиями сотрудников компании. Мера нематериального характера, полностью или частично соответствующая потребностям сотрудников, особенно в случае если они активно призывают к таким изменениям, будет иметь серьезные положительные последствия.
«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 6 апреля 2015 г.) // Российская газета. – 08.12.1994. – № 238-239.
Трудовой кодекс Российской Федерации (в ред. от 06.04.2015). – Российская газета. - 31.12.2001. №256.
Баранова, И.П. Развитие системы управления дисциплинарными отношениями в современной образовательной среде с применением компетентностного подхода: монография. - «Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2014.
Басовский Л.Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / ред. Л.Е. Басовский. – М.: Инфра-М, 2010. – 355 с.
Гейц И.В. Рабочее время как основа нормирования труда / И.В. Гейц. – М.: Дело и сервис, 2009. – 208 с.
Герасименко, Г.П.; Маркарьян, С.Э.; Маркарьян, Э.А. и др. Управленческий, финансовый и инвестиционный анализ. Практикум; Ростов-на-Дону: МарТ; Издание 3-е, перераб. и доп. - Москва, 2014. - 160 c.
Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / ред. В.В. Ковалев. - М.: Проспект, 2009. – 427 с.
Ковязина И.З. Работа в выходные и нерабочие предпраздничные дни и ее оплата / И.З. Ковязина // Справочник кадровика. - 2009. - №8. - С.51-56.
Корпоративный финансовый менеджмент. Финансовый менеджмент как сфера прикладного использования корпоративных финансов : учеб.-практ. пособие / М. А. Лимитовский, Е. Н. Лобанова, В. Б. Минасян, В. П. Паламарчук. – М. : райт, 2012. – 990 с.
Кравец, Д.А. Нематериальная мотивация персонала в кризисных условиях / Д.А. Кравец // Делопроизводство и кадры. – 2015. – №1.
Львов Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса / Ю.А. Львов. – СПб.: Формика, 2009. – 468 с.
Любушин Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: учебное пособие для вузов / ред. Н.П. Любушин. - М.: Юнити-Дана, 2010. – 471 с.
Плешин Ю.И. Управление персоналом: учебное пособие / Ю.И.Плешин. – СПб.: Питер, 2010. – 86 с.
Прогнозирование и планирование экономики: учебное пособие для вузов / Общ. ред. В.И. Борисевич; Г.А. Кандаурова. – Мн.: Экоперспектива, 2009. – 431 с.
Прыкин Б.В. Экономический анализ предприятия / Б.В. Прыкин. - М.: Юнити-Дана, 2009. – 360 с.
Романова Е.В. Дисциплина труда с позиции Трудового Кодекса Российской Федерации / Е.В. Романов // Журнал российского права. - 2009. - №12. - С.9.
Рофе А.И. Организация и нормирование труда / А.И.Рофе. – М.: МИК, 2009. – 368 с.
Рофе А.И. Экономика труда / ред. А.И. Рофе. – М.: МИК, 2009. – 406 с.
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст]. Г.В. Савицкая – 4-е изд., перераб. и доп., - Минск: ООО «Новое знание», 2011. – 688 с
Соболевская А.А. Функции и параметры заработной платы в рыночной экономике / А.А. Соболевская // Труд за рубежом. - 2009. - №3 (51). - С.16.
Управление персоналом: учеб. пособие / А.Р. Алавердов, Е.О. Куроедова, О.В. Нестерова, И.П. Баранова [и др.]. М.: МФПУ «Синергия», 2013.
Щиборщ К.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий России / К.В. Щиборщ. – М.: ДИС, 2010. – 320 с.
Экономика труда и социально-трудовые отношения / ред. Г.Г. Милликьян. – М.: Изд-во МГУ, 2009. – 112 с.