Введение
Глава 1. Бизнес-план как форма экономического управления
1.1 Сущность и цели бизнес-плана.
1.2 Бизнес-планирование и его место в стратегическом управлении фирмой
Глава 2. Разработка бизнес-плана
2.1 Структура и содержание бизнес-плана
2.2 Основные проблемы при разработке бизнес-плана
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что в современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий. Бизнес-планирование – это комплекс мер, направленных на исследование прошлого, текущего и будущего состояния компании. Суть бизнес-планирования - определение целей, задач, перспектив развития, анализа способов реализации новых проектов, оценки потенциальной прибыли и рисков компании. Бизнес-планирование находит отображение в специальном документе – бизнес-плане.
Бизнес-план – расширенный план, в котором расписаны основные этапы развития компании на рынке, размеры необходимых инвестиций, сроки реализации проектов, кадровые решения, потенциальные риски ,сроки окупаемости проекта, потенциальные доходы и так далее.
Объектом исследования является бизнес-план.
Предметом настоящего исследования являются особенности составления бизнес-планов на предприятиях разных сфер деятельности.
Цель данной курсовой работы - раскрыть понятие и сущность бизнес-планов, а так же рассмотреть особенности формирования бизнес-планов предприятий разных сфер деятельности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность и цели бизнес-плана;
- рассмотреть бизнес-планирование, а также
- его место в стратегическом управлении фирмой;
- описать структуру и содержание бизнес-плана;
- выявить основные проблемы при разработке бизнес-плана.
Степень исследованности темы. В настоящее время существует достаточно широкий круг научных трудов в данной области. Среди исследований российских авторов следует выделить работы
Методы исследования. В данной курсовой работе были использованы: метод системного анализа, методы метод анализа и синтеза, компаративный метод, а также изучение отечественной и переводной учебной, методической и справочной литературы по вопросам бизнес - планирования.
Структура исследования. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырёх подглав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Бизнес-план как форма экономического управления
1.1 Сущность и цели бизнес-плана
Систему планирования в бизнесе условно можно разделить на два вида. Один из них – производственное планирование. Оно охватывает все виды деятельности предприятия. Ко второму относится планирование осуществления конкретного инвестиционного проекта, получившее название бизнес-план. Сущность бизнес-планирования определяет успех деятельности по использованию нововведений в производстве.
Бизнес-план является целевым, программным и системным документом, который структурирован на разделы и является системой расчётов, технических и экономических обоснований. Содержит экономические показатели, описывает меры и действия, направленные на то, чтоб достичь основную цель улучшения предпринимательской деятельности.
Бизнес-план является кратким, точным и достаточно понятным описанием намечаемого бизнеса, на который необходимы определённые инвестиции. Содержание документа должно давать ясный ответ на прогнозируемые перспективы: в нём должны быть рассмотрены все вопросы снабжения сырьём, рабочей силой, финансовыми средствами, предугаданы риски и финансовые результаты.
В рамках действующих объектов предпринимательства бизнес-планы создаются для осуществления инвестиций и инноваций. Их целью является повышение эффективности коммерческой деятельности, устранение низкой рентабельности, убыточности, возможного банкротства и другие меры возможного финансового оздоровления.
Для социальных объектов актуальными целями разработки бизнес-планов является расширение перечня новых социальных услуг и улучшение существующих.
Комплекс задач, решаемых при разработке бизнес-плана, можно разделить на две группы: стратегические и тактические.
Первые из них связаны с выявлением финансовых источников его формирования. Решается либо задача привлечения инвесторов любой формы собственности и организационно-правовой формы деятельности, либо привлечение средств через эмиссию ценных бумаг.
Текущие задачи связаны с разработкой отдельных разделов плана. Важнейшими из них являются формирование номенклатурных подробностей выпускаемых товаров и услуг, а также разработка тактической и стратегической тактики действия предприятия на рынке.
Аврашков Л. Я., Графова Г. Ф. К вопросу о формировании нормативной базы для оценки финансово-экономического состояния предприятия // Аудитор. - № 17. - 2013. - С. 258.
Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 343 с.
Анализ финансовой отчетности: учебник / под ред. М. А. Бахрушиной и Н. С. Пласковой. М.: Вузовский учебник, 2013. - 468 с.
Беа Ф.К., Дихтл Э., Швайтцер М. Экономика предприятия. - М.: Инфра-М, 2013. - 392 с.
Бочаров С. А., Иванов А. А., Олейников С. Я. Основы бизнеса. - М.: ЕАОИ, 2012. - 520 с.
Борисов Е. Ф. Экономика. - М.: Проспект, 2014. - 328 с.
Бизнес-план: метод. мат-лы. 3-е изд., доп. / Под ред. Н.А. Колесниковой, А.Д. Миронова. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 297 с.
Бунеева Р. И. Коммерческая деятельность: организация и управление. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 345 с.
Бадмаева Д. Г. Комплексная оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятий: методы и используемые показатели // Аудиторские ведомости. - № 17. -2014. - С. 190.
Волкова С. М. Как выполнить анализ финансово-хозяйственной деятельности организации. // Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение. - № 8. - 2013. - С. 288.
Голяков С.М. Бизнес-планирование на малых и средних предприятиях // Вестник Санкт-Пет. ун-та. Серия 11: Менеджмент. 2014. № 15. - С. 240.
Дьякова Ю.Н., Чекан Ю.А. Проблемы организации бизнес-планирования на российских предприятиях // Вестник Института Дружбы народов Кавказа. 2014. № 7. - С. 238.
Ефимова О. В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений: Учебник. - 5-е изд. - М.: Издательство «Омега-Л», 2013. - 427 с.
Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием. - М.: Инфра-М, 2012. - 512 с.
Заболотская Н. В., Козлова Т. В. Оценка экономического потенциала предприятия // Экономический анализ: теория и практика. - № 28. - 2015. - С. 195.
Красова О.С., Сергеева Т. Ю. Основные средства организации. М.: Московская финансово-промышленная академия, 2013. - 393 с.
Кибиткина Н. Финансово-экономическое моделирование: новые решения Консультант. - № 22. - 2014. - С. 237.
Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник / Л. Т. Гиляровская и др. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2013. - 296 с.
Косов В.В. Бизнес-план: обоснование решений. - М.: ГУ ВШЭ, 2013. - 372 с.
Кризисная экономика современной России: тенденции и перспективы. / под ред. Е. Т. Гайдар. - М.: Проспект, 2013. - 715 с.
Пласкова Н. С. Стратегический и текущий экономический анализ: Полный курс МВА. - Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2014. - 526 с.
Пятов М. Л. Оценка рентабельности: новая экономика - новые методы, или как все начиналось // БУХ.1С. - № 17. - 2014. - С. 243.
Сиротина Т.П. Экономика и статистика предприятия: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2013. - 388 с.
Скорочкин А. А. Оборотный капитал - важнейший резерв высвобождения денежных средств и доступный источник ликвидности // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. - № 8. - 2014. - С. 294.
Трифилова А.А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 385 с.
Ястребова О. К., Цветкова А. В. План финансово-хозяйственной деятельности: инструмент детального контроля или руководство к действию. Бюджет. - № 5. - 2014. - С. 289.