Введение
Глава 1. Теоретические основы развития социализирующего потенциала внеурочной деятельности учащихся в условиях ФГОС
Основные формы внеурочной работы по истории
Составляющие внеурочной работы
Глава 2. Реализация социализирующего потенциала внеурочной деятельности учащихся в условиях ФГОС начального общего образования
2.1. Технологии организации внеурочной деятельности в процессе социализации младших школьников
2.2. Изучение опыта организации внеурочной деятельности учащихся
Заключение
Список литературы
Введение ФГОС заставляет нас вести речь не об отдельных изменениях в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения, а о создании образовательной целостной среды школы, которая в своей совокупности охватывает все характеристики процесса обучения. Раздел III. «Требования к структуре основной образовательной программы» ФГОС п.13. конкретизирует: «Основная образовательная программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса общего образования и реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов».
Урочная деятельность трактуется как «…организованный в рамках урока процесс взаимодействия учеников и учителя, направленный на решение учебных задач, в результате которого учащийся овладевает знаниями, умениями, навыками и развивает личностные качества».
Внеурочная деятельность учащихся это деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения. Занятия по направлениям внеурочной деятельности учащихся, позволяют в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Каков же механизм реализации внеурочной деятельности на базе школы? В разделе № 3 п.13 ФГОС сказано: «… внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности». Развитие личности - это ее качественные изменения. В Стандарте конкретно прописывается ориентировка на построение образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающегося и созданию условий развития личности по определённым направлениям: духовно-нравственному, спортивно-оздоровительному, социальному, общеинтеллектуальному, общекультурному. Виды внеурочной деятельности разнообразны: познавательная деятельность, игровая деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность, художественное творчество, социальное творчество (социально-преобразовательная деятельность), трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая деятельность.
Цель внеурочной деятельности по истории - это углубление знаний, полученных школьниками на уроках, создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно - нравственных ценностей и культурных традиций.
Задачи:
1) формировать умения работать с книгой и справочной литературой,
2) учить реферировать и рецензировать,
3) готовить сообщения и доклады, выступать с ними перед детской или взрослой аудиторией,
4) открывать возможности для формирования интеллектуальных умений школьников в результате их «исследовательских изысканий» в архивах, музеях, библиотеках,
5) формировать потребность в самообразовании,
6) повысить уровень социализации школьника,
7) формировать чувства патриотизма, сопричастности к истории большой и малой Родины.
Методы и формы внеурочной работы по истории
Внеурочная работа по истории – это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, обеспечивающих необходимые условия для овладения ими навыками и умениями теоретической и практической работы по более глубокому усвоению и активному восприятию исторического опыта и окружающей действительности
Внеурочная работа должна носить исследовательский характер. Учащиеся, во-первых, решают конкретные задачи самостоятельно и, во-вторых, следуя соответствующим принципам - историзму, научности, альтернативности и т. д. Вопрос сложный и реализовать его на этой основе учащиеся смогут только под управляющим воздействием учителя. Значительная часть внеурочной работы должна носить коллективный характер.
По длительности виды внеурочной работы подразделяются на систематические, проводимые на протяжении всего учебного года (внеклассные чтения, кружки) и эпизодические (походы, экскурсии, встречи с ветеранами труда и войны, выпуски исторических журналов, просмотр художественных, документальных видеофильмов, историческая гостиная, виртуальные экскурсии, работа со средствами Интернет и СМИ).