Дипломная работа|История государства и права зарубежных стран

Зарождение сегуната и развитие самурайского сословия

файл в формате rtf
По всем вопросам пишите нам на topwork2424@gmail.com или в Телеграм  Telegram

Авторство: gotovoe

Год: 2015 | Страниц: 82

Цена: 1 600
Купить работу

Введение

Зарождение сегуната и развитие самурайского сословия (конец XII – вторая половина XVI в.)

1. Измерение статуса самураев в период сёгуната Камакура

2. Особенности развития самурайского сословия в период сегуната Муромати (1336-1573 гг.)

Глава II. Самурайское сословие в период сегуната Такугава (XVI –первая половина XVII в.в.)

1. Установление власти сегуната Токугава 

2. Повседневная жизнь самураев в период 3 – го сегуната

Глава III. Падение сегуната и революция Мэйдзи

1.Кризис сегуната и гражданская война

2.Революция Мэйдзи и её влияние на положение самураев

Заключение

Список иточников и литературы

Актуальность темы. Дальний Восток всегда притягивал к себе большое внимание, как яркими отличиями культурно-исторического наследия стран данного региона, так и обусловленными этими отличиями особенностями национально-культурного самосознания его представителей. Порой это внимание оборачивалось жестоким противостоянием (особенно во времена активных попыток колонизации отстающих в научно-техническом развитии стран и раздела зон политического и экономического влияния между считавшими себя высокоразвитыми мировыми державами). Но с развитием цивилизации, культуры международных отношений искренний интерес к ярко отличным особенностям этнического наследия стран Востока, а в последнее время и к продиктованным ускоренными темпами развития некоторых стран азиатского региона научно-техническим и экономическим прорывам, все чаще приводит к необходимости плодотворного взаимовыгодного сотрудничества. В Азии расположены, по меньшей мере, две влиятельные на сегодняшний день державы, играющие в политике региона, да и мира, начиная как минимум со второй половины XIX в., не последнею роль: Китай и Япония, издревле соперничавшие между собой. Постепенно страна восходящего солнца стала занимать лидирующие позиции, как одна из первых восточных стран, понявших необходимость ускоренного экономического и научно-технического развития для эффективного отстаивания собственных геополитических интересов на мировой арене. Япония, как и Китай, - это страна утверждавшихся и развивавшихся на протяжении веков и тысячелетий традиций, основу которых составляет тесная глубинная связь с прошлым. Но в отличие от подвергшегося долгой самоизоляции от техногенного развития Китая, любым путем пытавшегося избежать военного конфликта с западными странами, Япония – страна самураев, кодекс чести которых не позволял смириться с унижением диктата каких-либо чужеземных держав. Таким образом, одной из ключевых предпосылок усердного заимствования лучших плодов развития западных цивилизаций, как ни парадоксально, явилась вековая устойчивость древних обычаев и идеологии японского рыцарства – самураев, не позволяющая японцам смириться с положением родной страны как «второстепенной» державы в сферах мирового влияния. Но несмотря на эту любовь японцев к заимствованию всего нового, они четко разделяют исконно свое и иностранное. Яркий пример – японские азбуки: исконно японские слова пишутся хироганой, а те же по значению заимствованные слова – катаканой, другой азбукой (передающей точно такие же звуки!).                                                                

История самураев - это история Японии на протяжении большей части последнего тысячелетия, поэтому не следует приписывать самурайские традиции исключительно давнему прошлому. Прежде всего, важен тот факт, что невозможно понять устройство современного японского общества и даже поведение рядового японца, не представляя исторически сложившихся ценностей прежней Японии, преимущественное развитие которых протекало в среде самураев. Действительность показывает, что японцы более всех прочих современных народов связаны в построении поведенческой линии и выборе способа самореализации узами той личной преданности и долга, которые обычно называют «феодальными» - так явственно проступает многое из того, что является наследием их самурайского прошлого. Это прошлое неотъемлемо присутствует в настоящем: в методах управления, в нормах морали, в канонах образования, в иерархии межличностных отношений в трудовой сфере и в повседневном быту, а также и в прочих областях жизни современного японца.   Присутствие в японской истории и культуре сильного военного начала, несомненно, привнесло во многие важные составляющие основных направлений японской мысли и общественной жизни определенные черты, характерные для военного сословия, далеко выходящие за непосредственный контекст искусства войны. Сотни лет самураи были не только властителями политических судеб нации, но и считались главной гордостью национального самосознания. Воинские мораль и дух оказывали на общество такое же мощное влияние, как и реальная власть воинов. Поэтому практически нет иного способа достичь понимания японского сознания и японской цивилизации, как через проникновение в суть военных принципов сёгуната и военной культуры самураев, на протяжении многих столетий в значительной степени определявших жизнь Японии и в значительной мере продолжающих делать это по нынешний день.                                                                                                  

Опираясь на такие столпы восточной цивилизации, как буддизм и конфуцианство, самурайская идеология включает в себя постулаты и исконно японского вероисповедания - синто. Даже сегодня, несмотря на экономические реалии начала XXI века, традиционная национальная японская культура обладает мощными механизмами самосохранения. Интерес к ней в России конца XX века стал возрастать с обращением к восточным единоборствам - каратэ, дзюдо, айкидо и т.п.
Время не стоит на месте: теряют значение многие исторические ценности, на смену им быстро приходят новые. Неизменными же на протяжении всего периода существования человеческого общества остается желание познавать историческое наследие другого народа: обрядовые культурные традиции, этнические принципы и нормы морали, особенности повседневного быта  мировоззрения и т.п. Особенно ярко этот процесс проявляется на современном Востоке.

Цель работы – изучение эволюции самурайского сословия в период существования сегуната в Японии.

Задачи исследования:

  • проанализировать особенности развития Японии в изучаемый период;¾   проследить процесс утверждения власти сегуна  и формирования самурайского сословия;
  • показать процесс становления и развития сегуната как системы государственного управления;
  • выявить причины;
  • заката самурайского сословия.

Хронологические рамки работы охватывает период с конца XII до 60 гг. XIX вв.

Нижняя граница характеризуется возникновением сегуната в Японии и усилением позиции  самурайского сословия.  Верхняя граница связана с событиями реставрации Мэйдзи, и возвратом начальной власти императору Японии Муцухито.

Географические рамки охватывает всю территорию Японии.   

Объектом исследования – история Японии с конца XII  до 60 гг. XIX вв..

Предметом исследования является эволюция самурайского сословия в период существования сегуната. 

Методологической основой работы является принцип историзма, который позволяет рассматривать историю Японии с возникновения самурайства, как военного сословия и вплоть до возвышения, а затем падения клана Токугава, выявить значение  правления самураев в истории страны и последующих событий, связанных с реставрацией Мэйдзи.

В ходе работы использовались логические методы (анализ и синтез), аналогия и сравнение, общенаучные методы (системно – структурный анализ), описательно – повествовательный, биографический, сравнительно – исторический, ретроспективный, метод терминологического анализа.

Источниковую базу работы составил широкий круг письменных источников, различных по своему содержанию, информативной ценности, происхождению и форме. Прежде всего "самурайская" литература, которая представляет собой произведения,  созданные самураям, либо представителями японского буддийского духовенства, близкими к воинскому сословию, в том числе выходцами из него, и датируется XIII-XVI вв. В нее входят: исторические хроники, относящиеся к жанру военно-исторического повествования гунки ("Хэйкэ-моногатари"[1], "Сказание о Великом мире"[2] и прочие), которые являются основным источником сведений о самурайским военном сословии на начальном этапе его формирования; сочинения самураев о воинском долге XIV-XVII вв., духовные завещания глав воинских кланов и жизнеописания ряда выдающихся деятелей того периода.

Информационным сборником  наставлений и документальные материалы, фиксирующие содержание идеалов самурайского морально-этического кодекса, их осмысление в локальных традициях. Кодексы кахо («семейные законы») и какун («семейные нормы поведения»). Так часть кодексов, таких как наставления Имагава Рёсюн (1326-1420), Курода Нагамаса (1568-1623) очерчивают обязанности сюзерена. Другая часть, например, кахо Ходзё Соун (1432-1456), Като Киёмаса (1562-1611), раскрывает обязанности вассалов. Наиболее важным для нашего исследования является «Стостатейные установления Токугава» («Токугава сэйкэн хякка дзё», 1616)[3], предназначенные членам старших ветвей и старшим вассалам дома Токугава. Его изучение помогает проследить преемственность законодательства Токугава по отношению к традиционным «домашним законам». Ко второму типу можем отнести сборники высказываний выдающихся воинов (кодексы Асакура Сотэки (1477-1555)[4], Тори Мототада (1539-1600)[5]) и комментированных цитат из конфуцианского канона (Такэда Нобусигэ (1525-1561)[6]). Данные источники основываются на архаичной традиции обучения и воспитания буси, и позволяют выявить черты структурной трансформации самосознания самурайства в период Токугава.

Сборник указов «Букё сёхатто» (1615г.) – «Несколько законов для военных домов» [7], выпущенных сёгунатом Токугава для регулирования жизни дайме и других представителей японской аристократии. Указы 1615 г. представляю собой характеристику основ философии сегуната в рамках самурайского кодекса поведения. Согласно содержанию указов можно сказать, что аналогичная политика распространялась на простолюдинов. Законы, в свою очередь, многократно переиздавались и ужесточались в течение всего периода Эдо. Особый интерес вызывают положения, регламентирующие повседневную жизнь.

Важным источником при написании работы послужили документы, датированные 1616 г. (завещание Иэясу Токугава), ставшие известными под названием «Стостатейные установления Токугава»[8]. По сути, это политическое завещание основателя династии.

Для более подробного изучения административного устройства, особенностей исполнения властных функций на местах, положения крестьян нами были использованы документы, кусающих японской деревни – записи пятидворок японских деревень за период с 1691 по 1738 гг[9]. Документы включают в себя своды законов и описание обычаев, соблюдаемых в пределах той или иной деревни. 

Для изучения были представлены источники сочинения Бусидо. Первыми сочинениями принято считать работы философа школы когаку (классического конфуцианства) Ямага Соко (1622-1685 гг.)[10]. Им была разработана концепция «Пути служилого мужа (самурая)», ставшая отправной точкой развития самурайской этической мысли изучаемого периода. Разработку практической стороны учения сидо продолжил Дайдодзи Юдзан (1639 – 1730 гг.) в 20-х гг. XVII в. Эти сочинения адресованы самураям среднего и низкого ранга. К этому же типу работ мы относим «Хагакурэ» («Сокрытое в листве»,  1710-1716 гг.)[11] Ямамото Цунэтомо (1659-1719 гг). Текст является собранием наставлений, записанных со слов автора. Этика «Хагакурэ» испытывает сильное буддистское влияние, и представляет собой ненаучную интерпретацию этоса самурайства Токугава. Однако многие исследователи склонны преувеличивать его значение для развития традиции.

Рассказ   «Месть Ако» или «Сорок семь ронинов» 1701-1703 гг.  Анализ публицистических[12] и драматических произведений  данной группы позволяет выявить основные кризисные тенденции в культуре и самосознании самурайства, особо ярко проявившиеся на фоне культурного и экономического подъёма сословия горожан в XVIII в. 

Основными темами официальных хроник, таких как  («Подлинные хроники дома Токугава», 1809-1849 гг.)[13] составленные Хаяси Дзюссай (1768-1841 гг.) и Нарусима Мотонао (1778-1862 гг.), являлись укрепление авторитета Токугава Иэясу (1543-1616 гг.) и основанного им сёгуната. Среди частных исторических сочинений наибольший интерес  представляют труды Рай Санъё (1780-1832 гг.)[14],  Кумадзава Бандзан, Огю Сорай. Данные источники отражают рост значения императорской власти в  сознании самурайства низкого и среднего ранга.

С XV-XIX вв идет составление источников сочинения и трактаты,   освещающие развитие связей токугавской Японии со странами Запада и Азии. Наиболее важными японскими источниками являются малоизученные в отечественном японоведении трактаты об истории огнестрельного оружия XVI-XVII вв., работы Миура Байэн и Айдзава Сэйсисай. Так же интерес представляют трактаты о странах Запада и о России, позволяющие установить объём знаний японцев о внешнем мире. Однако при работе с данными этих источников необходимо учитывать, что до периода Мэйдзи они были доступны только высшим чиновникам сёгуната.

При написании работы использовались различные законодательные акты сёгуната Токугава, свидетельства иностранцев, посещавших Японию в XVI-XIX вв., материалы литературных и драматических произведений. Совокупность использованных источников позволяет, на наш взгляд  в полной мере рассмотреть процесс развития самурайского сословия, выявить влияния экономических, социальных и политических факторов на изучаемые трансформационные процессы.

Степень изученности темы. Изучению вопросов, связанных с историей объединения Японии и анализом деятельности сёгунов на сегодняшний день посвящены десятки работ. Данная тематика представлена в трудах как отечественных, так и зарубежных исследователей.

Более тщательное, на наш взгляд, исследование периода правления третьего сёгуната представлено в монографии Н.Ф. Лещенко «Япония в эпоху Токугава››[15]. В своей работе автор опровергает существующую точку зрения о том, что время сёгуната Эдо было застоем в истории страны. На основе широкого круга источников Н.Ф. Лещенко показывает данный период в качестве динамично развивающегося, что обусловлено, в том числе, отсутствием войн. Подробно в монографии освещены периоды прихода Токугава к власти, проведен анализ специфики способов централизации и управления страной. Автор уделила особое внимание личности Иэясу Токугава, дав характеристику правления всех пятнадцати сегунов. В монографии Н.Ф. Лещенко подчеркивает значение описываемого периода для дальнейшего развития страны Японии.

Отдельную группу исследований составляют работы, затрагивающие вопросы социального статуса самурайского сословия, их влияния на политику, экономику, культуру Японии. Эти проблемы рассмотрены в исследованиях Ю.Д. Кузнецова[16], Дж. Мак-Клейна[17], А.Ю. Синицына[18], В. Тарновского[19], Х.Т. Эйдуса[20].

Основанная на результатах последних исследований, работа   Мак-Клейна "Япония От сёгуната Токугавы - в ХХІ век" является, на наш взгляд, одним из лучших трудов по данной теме. В данном исследовании представлена история страны, позволяющая интегрировать события периода Токугава в процесс становления и развития японской государственности.

В монографии «Самураи - рыцари Страны восходящего солнца. История, традиция, оружие" автор характеризует самурайские традиции, которые складывались на протяжении столетий, в работе представлена информация, затрагивающая социальные и политические проблемы.

Работа Эйдуса Х.Т. «История Японии с древнейших времен до наших дней. Краткий очерк» позволяет провести анализ экономической и культурной составляющей развития страны на различных этапах. Основным достоинством, помимо наличия фактического и аналитического материала, является четкая структура материала, разделенного на небольшие главы, структурированные согласно проблемно – хронологическому принципу изложения.

Значительный интерес представляют работы, освещающие военные аспекты темы, такие как: Е.М. Жуков «Японский милитаризм››[21], А.Б. Спеваковский «Самурай-военное сословие Японии››[22], С. Тёрнбулл «Самураи. История японской военной аристократии››[23]. В них важное место отводится определению места самураев в японской истории и той роли, которую они играли в политическом противостоянии японских императоров с военными вождями (сёгунами). Описание ключевых исторических фигур, правивших Японией в ХVІІ - ХІХ вв, сопровождается подробными авторскими комментариями. Сделан вывод, о том, что изучаемый период наложил отпечаток на историю современной Японии.

Бытовые аспекты жизни самурайского сословия отражены в монографии А.Н. Мещерякова «Книга японских символов. Книга японских обыкновений»[24]. Структура работы позволяет одновременно рассматривать сразу два аспекта: быт самураев при сёгунах и своевременную жизнь Японии с ее обычаями и традициями, сложившимися еще в период Эдо. Также эту тему освещают работы Е.А. Гаджиевой «Страна Восходящего Солнца. История и культура Японии››[25], Ч. Данна «Традиционная Япония: быт, религия культура»[26], Г. Нормана «Возникновение современного государства в Японии. Солдат и крестьянин в Японии»[27], В. Овчинникова «Ветка сакуры»[28].

Таким образом, имеющиеся на сегодняшний день исследования, позволяют рассмотреть основные проблемы и при сопоставлении с имеющимися источниками сделать обобщающие выводы.

Структура работы: введение, три главы, заключение, список источников и литературы.



Глава I.  Зарождение сегуната и развитие самурайского сословия (конец XII – вторая половина XVI в.)

1.1.Изменения статуса самураев в период сёгуната Камакура 1192—1333


В Японии XII в. установился режим военной диктатуры, при котором власть в стране находилась в руках верховного военачальника - сёгуна. Подобная форма правления отодвигала императора, лишённого фактической власти, на задний план и позволяла князьям более эффективно эксплуатировать крестьян и другие низшие слои населения, удерживая их в подчинении силой оружия. С этого времени самурайство, под которым в широком смысле слова стали впоследствии подразумеваться светские феодалы, начиная от крупных влиятельных князей (даймё), включая и самого сёгуна, и кончая мелкими дворянами окончательно завоевало политическую власть, став господствующей силой страны. Феодальное рыцарство складывалось и юридически оформлялось как наследственное и привилегированное сословие внутри господствующего класса, являясь его составной частью.

Как отмечала в своей работе отечественный исследователь Главева Д.Г. «самураи положили конец экономической и политической гегемонии придворной аристократии, но не смогли уничтожить её культуру. В сущности, говоря, в течение полутора столетий эпохи Камакура в Японии существовало два культурных центра: новый – Камакура и старый – Киото; два носителя и созидателя культуры: новый – самураи (букэ) и старый – родовая аристократия (кугэ). Первые создавали новую по содержанию и эмоциональному настрою культуру, вторые хранили прежние культурные тенденции»[29].В связи с различием социальных функций и материального положения разных слоёв самурайства оно имело сложную иерархическую структуру, связанную отношениями личного служения вассала сюзерену и покровительством князя своим слугам. Наиболее характерной чертой, присущей Японии, являлась многочисленность военно-служилого дворянства. Это было обусловлено стремлением отдельных даймё к могуществу и превосходству над противостоящими им феодальными князьями и необходимостью бороться в междоусобицах и при крестьянских восстаниях собственными силами, без поддержки извне[30].

На фоне этого ослабления среди самураев выделились две основные соперничавшие группировки: Тайра и Минамото.

Минамото удалось в 1185 г. в битве при Данноура (бухта к истоку от Симоносэки) разгромить Тайра. Присвоив себе в 1192 г. звание главнокомандующего (сёгун), они учредили главную штаб-квартиру на востоке в городе Камакура. Создание резиденции в Камакура было вызвано стремлением Минамото ослабить власть императорского дома и намерением создать свое независимое правительство. По наименованию местонахождения штаб-квартиры в японской историографии выделяется период Камакурского сёгуната, для которого характерно двоевластие.

В начале 80-х годов XII в. Минамото стремились охватить своей властью все население страны, однако в условиях социального хаоса это было невыполнимо. Во второй половине 80-х гг. самураи призвали императора взять на себя функции управления не вассалами сегуна, что юридически было оформлено в специальном указе 1205 г., согласно которому все апелляции надлежало направлять в Киото. Внешнеполитические связи контролировались киотоским двором, а не сёгунатом.

В XIII в. началось размывание основной податной единицы в сёэне  — «именных хозяев» — этого промежуточного социального слоя, на одном полюсе которого образовались «новые имена» — мелкие феодалы и самураи, осевшие на землю, а на другом — мелкое крестьянство. Это знаменовало развитие процесса социального размежевания сословий крестьян и дворян (самураев).

В общине этого периода отсутствовало самоуправление. Сёгунский администратор — «земельный глава» вершил суд и осуществлял надзор за выполнением повинностей и сбором налогов. Определенную инициативу проявляли зажиточные крестьяне, которые заключали налоговые контракты с феодалами и администрацией, чтобы налог ежегодно не пересматривался[31].

В  конце XIII — начале XIV  в.  получают  распространение  письма — апелляции крестьян, которые феодалы и сегуны уже не могли игнорировать. В 1250 г. устанавливается процедура «тяжбы общинников», согласно которой жалобы формально поощрялись сегуном. Однако крестьяне фактически не могли жаловаться на беззакония дзито, поскольку для подачи жалобы им надо было иметь разрешение от дзито, на которого подавалась жалоба.

Некоторое укрепление сельской общины способствовало консолидации основной массы крестьян, хотя влияние зажиточной деревенской верхушки в вопросах руководства общиной не уменьшилось[32].

О развитии товарно-денежных отношений в XIII в. свидетельствует запрет 1226 г. употреблять ткань в качестве денег. В 1290 г. в Китай направляется специальное посольство для закупки медных денег в обмен на золото, поскольку в обращении находились лишь медные монеты, не изготовлявшиеся тогда в Японии.

Развитие товарно-денежных отношений повлекло за собой частичную замену барщины и натурального налога деньгами (коммутация). Этот процесс ускорился во второй половине XIII в. и означал возникновение денежной реформы феодальной земельной ренты, сохранившейся до конца XVI в.

Появление сёэнских (сёэн) рынков стимулировало развитие денежной формы феодальной земельной ренты. Феодалы рассматривали сёэнские рынки как свою собственность

Таким образом, развитие торговли явилось экономической основой обострения социальных и сословных противоречий.

Административная структура власти самурайского сословия возникла на основе распространения практики управления феодальными домами на все дворянское сословие. Военное управление сёгуната, именовавшееся Полевой ставкой (Бакуфу), подразделялось на две основные группы: административную и судебную в составе Административной палаты и Высшей судебной палаты. Кроме того, существовало специальное Самурайское управление.

Для осуществления административно-полицейских функций сёгунат учредил институты Земельного главы (дзито) и Охранников, защитников (сюго).

Исследователи относят возникновение дзито 1185 годом[33]. Они назначались из числа вассалов Минамото. В течение нескольких месяцев (с ноября 1185 г.) дзито направлялись в 36 западных провинций для обеспечения сёгунских войск продовольствием, но уже в следующем году эта функция стала сходить на нет. По соглашению с Камакура дзито предоставлялось полное право управления на местах в обмен на регулярно поставляемые налоги. После 1221 г. дзито стали уполномоченными сегуна в частнофеодальных сёэнах, где их административная и полицейская деятельность дублировала функции управляющих, назначенных владельцами сёэнов. Дзито творили беззакония, игнорировали судебные решения Камакура, заставляли местных жителей подписывать благоприятные для себя письменные показания. Права последних укреплялись за счет сокращения реальной власти и доходов владельцев сёэнов.

Уже с 1190 г. стали назначаться сегуном в провинции в качестве руководителей полицейских сил для наведения порядка и поддержания связи с вассалами сегуна. Обладая вооруженной силой, они стали вытеснять губернаторов и, присвоив себе их основные функции, стали основной военно-административной силой в провинции, военными губернаторами.

                                                        Источники

  1. Документы по истории японской деревни. Записи пятидворок за 15 год кёхо (1730), совершенные на основании законов. Провинция Мусаси, уезд Эбара, деревня Кугахара. URL://leit.ru/modules.php? name=Раgеs&ра=showpage &ріd=1021>(08.04.2012)
  2. «Кодекс из ста статей». 1742 г. Филиппов А.В. Стостатейные установления Токугава 1616 г. и Кодекс из ста статей 1742 г.: Право, общество и идеология Японии первой половины эпохи Токугава. - СПб.: Изд – во СПб. ун-та, 1998. - С. 39-59
  3. Кодекс самурая: современный перевод «Бусидо Сёсинсю›› Тайра Сигэсукэ/ Томас Клири. Пер. с англ. Ю.Е. Бугаева. - М.: АСТ: Астрель, - 122 с.
  4. Несколько законов для военных домов. «Букё сёхатто›› 1615 г. URL://leit.ru/modules.php name=Раgеs&ра=showpage&ріd=634( 18.04.2012)
  5. Филиппов А.В. «Стостатейные установления Токугава» 1616 г. и «Кодекс из 100 статей» 1742 г. СПб. гос. ун-т. – СПб., 1998 –  С. 150
  6. С. Глюка «Дебаты о гребни волн Вендетта», «источники Японии традиция»: 2-е изд: Изд.2. Нью-Йорк, 2006 – 354 с., «Сорок Семь Ронинов»: Взгляд Очевидца Сато. Легенда самураев. – Вудсток, 1995 - 393 с.
  7. Мотоори Н; рассказ о верных самураев гребни волн. Монументы Nipponica: очерки японской культуры. Токио, 2003. Вып. 58. № 4. 493 с.
  8. С. Глюка «Сегун Токугава (Токугава Иэясу)» источников в Японии традиция. Комп. Де Бари, А. 2-е: Соч.2. Нью-Йорк, 2006 – С. 19-27
  9. Огю Сорай дискурс о государственных, (Seidan): Аннотированный перев. О. Д. Лидин. Висбаден, 1999. –C. 205
  10. Стостатейные установления Токугава 1616 г. Филиппов А.В. Стостатейные установления Токугава 1616 г. и Кодекс из ста статей 1742г.: Право, общество и идеология Японии первой половины эпохи Токугава. – СПб.: Изд – во СПб. ун-та, 1998. – С. 10 – 38.

                                                              Литература

  1. Главева, Д.Г. Традиционная японская культура: специфика мировосприятия. – М.: Вост. лит. 2003. – 264 с.
  2. Спеваковский, А.Б. Самураи – военное сословие Японии. – М.: Наука, 1981. – 168 с.
  3. Мендрин В.М. История сёгуната в Японии: Нихон гайси; СПб, 1999 - 250 с.
  4. Васильев Л.С. История Востока. Том – 1.  М. , Высшая школа, 1998. – С. 485
  5. Жуков Е. М. История Японии. Краткий очерк. М.: Профиздат, 2004. – 478 с.
  6. Куков Е. М. История Японии. Краткий очерк. М.: Интерпракс, 1992. – 378 с.  
  7. Власов В. В. Япония. М., Наука, 1991. – 200 с.
  8. Кузнецов     Ю.Д.   Социально-классовая   структура   Японии.   М.: Владос, 2002.– 389 с.
  9. КузнецовЮ.Д., Навлицкая Г.Б., Сырицын И.М. «История Японии» - Москва: Высшая школа, 1988 – 432 с.
  10. Лепехова Е. С. Буддийская сангхавЯпонии в VI – IX вв. М., Восточная литература. 2009. – 224 с.
  11. Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. М.: Наука, 1993. – 205 с.
  12. Долгоруков, П.Д. Экономика Японии: подъем или рост неустойчивости? П.Д. Долгоруков. Япония. Ежегодник. 1985. Глав. ред. КоваленкоИ.И. — М.: Наука, Глав. ред. вост. лит., 1986 – 250 с.
  13. Громковская Л. Л. Внутренняя и внешняя полтика Японии в XV-XIX вв. М.:«Интерпракс», 1998. – 300 с.
  14. Выборнова В.Я. Япония. Региональная структура экономики. М.,«Наука», 2001. – 232 с.
  15. Попов К.М. Земельная реформа и аграрные отношения в Японии. М.: «Прогресс», 1993. – 504 с.
  16. Жуков Е. М. Полтика Хидэёси в отношении крестьянства АН СССР. Серия «История философии». М.: Статистика, 1996. – 210 с.
  17. Искендеров А.А. История Японии 1800 - М.: Наука, 1995.-120 с.
  18. Cила-Новицкая Г. Б. По Японии.// М.: Наука, 1997. – 180 с.
  19. Кузнецов Ю.Д., Павлицкая Г.Б., Сырицын И.М. История Японии. М., 1988.- 620 с.
  20. Макаренко В.В. «Мэйдзи-исин»: стадиальные особенности генезиса капитализма в Японии. Народы Азии и Африки, № 5, 1983.- С. 17-20.
  21. Кутаков Л.Н. Очерки новейшей истории Японии (1918 – 1963 гг.). М., 1965.- 270 с.
  22. Агаев С.Л. «Мэйдзи-исин»: революция или реформа? //Народы Азии и Африки, № 2, 1978, - С. 67 – 80.
  23. Ромашкина Н. Ядерная многополярность как новый фактор стратегического баланса, //Мировая экономика и Международные отношения, 2003 № 8. – С. 14-20
  24. Данн Ч. Традиционная Япония (быт, религия, культура). Пер. с англ. О.Д. Сидорова. М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. - 222 с.
  25. Елисеев Д. История Японии. Между Китаем и Тихим океаном. Пер. с фр. СПб: Евразии, 2009. – 318 с.
  26. Накорчевский А.А. Синто в эпоху Токугава. Синто – Путь японских богов: В 2т. Т.1. Очерки по истории синто. – СПб., 2002. – С. 203-260
  27. Мещеряков А.Н. Император Мэйдзи и его Япония. – М.: Наталис, 2009. – 736 с., его же «Древняя Япония: буддизм  и синтоизм:  проблема  синкретизма»
  28. Радуль-Затуловский Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. Отв. ред. Н.И. Конрад. – М., 2010. – 520 с.
  29. Глобальные вызовы – японский ответ, Рук. проекта Э. В. Молодякова. – М., 2008. – 308 с.
  30. Чугров С.В. Япония в поисках новой идентичности. Научное издание, 2010 – 312 с.
  31. Гамалей М.С. Трансформация морально-этических идеалов 4.самурайского сословия в период Эдо (1604-1868гг.) Восток-Запад: Приоритеты эпох: Сборник статей участников межвузовской научной конференции. Москва, РУДН, 25 апреля 2008 г. – М.: РУДН, 2008. – С. 38-55.
  32. Лещенко Н. Ф. Из самураев в купцы: история торгового дома Мицуи// История и современность – 2008, №1 – С. 113-132
  33. Бусидо. Кодекс чести самурая : [сборник] А.А. Маслов – 2-е изд . – Ростов н/Д : Феникс [Ростов н/Д], 2007 . – 286 с.
  34. Пасков С.С. Япония в раннее Средневековье: VII-XII вв. 1987 – 208 с.
  35. Долин А.А., Попов Г.В. Кэмпо – традиция воинских искусств. 3-е изд. – М., 1991. – 430 с.
  36. Карелова Л.Б. У истоков Японской трудовой этики: история в портретах. Л.Б. Карелова; Ин-т философии РАН. – М., 2007; её же. Учение Исиды Байгана о постижении «сердца» и становление рудовой этики в Японии / Л.Б. Карелова; Ин-т философии РАН. – М., 2007. – 318 с.
  37. Гречко П.К. Социальное: истоки, структурные профили, современные вызовы. – М., 2009. – 440 с.
  38. Мещеряков А.Н. Император Мэйдзи и его Япония. – М.: Наталис, 2009; Быть японцем. История, поэтика и сценография японского тоталитаризма. – М., 2009. – 592 с.
  39. Толстогузов С.А. Сёгунат в первой половине XIXв. и реформы Тэмпо. М., 1999. – 345 с.
  40. Долин А.А. (Ред.). Японская классическая поэзия Нового времени: конец ХIХ - первая половина ХХ вв. 2013 – 386 с.
  41. Пинус Е. (перевод) Мифы Древней Японии, Издательство: У-Фактория Серия: Bibliotheca mythologica,  2005 – 253с.
  42. А.Е.Глускиной. Манъёсю. Избранное, Наука 1987 – 406с.
  43. Ермаковой Л.М., Мещерякова А.Н. Мифологическо-летописный свод Т – 2, 1997 – 355 с.
  44. СикибуМурасаки.Повесть о Гэндзи (Гэндзи-моногатари). К – 2. 1993 -  40 с.
  45. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. 1961 – 900с.
  46. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 25. Ч. II. 1961 – 550 с

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа История государства и права зарубежных стран
2013 год 111 стр.
Дипломная Ислам
antiplagiatpro
Дипломная работа История государства и права зарубежных стран
2016 год 99 стр.
Гражданская война в США 1861-1865 гг. в освещении зарубежных и отечественных историков
Дипломная работа История государства и права зарубежных стран
2013 год 79 стр.
Перспективы развития инвестиционной политики Китая
gotovoe
Дипломная работа История государства и права зарубежных стран
2011 год 61 стр.
Организационное построение силовых структур нацистских государств
bugalter

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское