Введение
Глава 1. Теоретико-правовые основы избирательной системы
1.1 Современная трактовка понятия «избирательная система»
1.2 Становление избирательной системы в Российской Федерации
Глава 2. Избирательные системы в Российской Федерации: региональный аспект
2.1 Избирательные системы в субъектах Российской Федерации и их особенности в Алтайском крае
2.2 Конституционно-правовое регулирование избирательной системы. Пути совершенствования избирательного законодательства
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Отечественная избирательная система, отметившая в 2013 году свое 20-летие, находится на этапе интенсивной эволюции, охватывающей все грани электоральной политики. В условиях совершенствования избирательной системы повышение доверия общества к выборам – залог не только достижения гражданского согласия и стабильности, но и устойчивого развития государства и успешного решения общенациональных задач. Как отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин, от политической системы люди ждут большей открытости, честности и конкурентности. Своего рода катализатором изменений послужила либерализация законодательства о партиях.
В 2012 году были внесены значительные изменения в Федеральный закон «О политических партиях», в соответствии с которым с 4 апреля 2012 года создаваемая политическая партия должна насчитывать не менее 500 членов. В то же время отменены требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях. Существенно повысив уровень политической активности, либерализация привела к возрастанию роли партий как ключевых участников избирательного процесса и оказала положительное влияние на социальную активность граждан. Продолжается интенсивное внесение изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и другие законодательные акты о выборах. 2 ноября 2013 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 303-ФЗ, который снижает планку обязательности применения пропорциональной избирательной системы на выборах в региональные законодательные органы до 25% с оговоркой относительно городов федерального значения, где необходимость пропорциональной составляющей вовсе не устанавливается. Закон также предоставляет возможность субъектам Российской Федерации изменить вид избирательной системы на выборах в муниципальных образованиях региона в зависимости от численности избирателей, вида муниципального образования и так далее вплоть до полного отказа от пропорциональной избирательной системы. Таким образом, у регионов по-прежнему остается достаточно большое пространство для маневра при определении пропорции для распределения мандатов.
Все это и многое другое позволило констатировать, что тема исследования является актуальной.
Предметом исследования являются общественные отношения, возникающие в ходе реализации гражданами своих избирательных прав.
Объектом исследования выступает избирательная система России.
Целью исследования является раскрытие содержания и нормативно-правового регулирования функционирования избирательной системы в Российской Федерации, в частности на примере Алтайского края.
Задачи исследования:
- исследовать историко-правовые аспекты формирования избирательной системы Российской Федерации;
- дать обобщенную характеристику избирательных систем субъектов Российской Федерации и её особенность в Алтайском крае;
- проанализировать конституционно-правовые аспекты регулирования избирательной системы и пути совершенствования избирательного законодательства;
Для раскрытия темы использовались такие научные методы, как сравнительно-исторический, статистический, анализ и синтез, обобщение.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных ученых в области, конституционного, избирательного права и научные статьи, посвященные данной проблеме Н.И. Воробьева, В.В. Никулина, Ю.А. Веденеева, М.В. Баглая, Е.Ю. Бархатовой, А.Н. Кокотова, М.И. Кукушкина, Ю.А. Дмитриева, В.Б. Исраеляна, С.А. Иванова, В.Г. Стрекозова, В.А. Ершова, Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина, Д.Н. Лызлова, О.И. Чистякова, И.Я. Фроянова, Ю.Г. Алексеева и др.
Глава метoд 1. Теоретико-правовые основы избирательной системы
1.1 Современная трактовка метoд понятия «избирательная система»
В юридической теории и практике широко применяется термин «избирательная система». Однако, несмотря на метoд многолетний опыт оперирования этим понятием и столь же длительные исследования данного феномена, в конституционно-правовой науке не сложилось единой точки зрения в определении его содержания. Анализ научной и учебной литературы свидетельствует об употреблении термина метoд «избирательная система» в широком и узком смыслах слова, а метoд также о существовании воззрений с предложениями придания ему исключительно однозначного толкования.
Избирательная система метoд в широком смысле – совокупность правовых норм, определяющих итоги голосования. Исходя из этих правовых норм определяются: вид выборов, тип избирательных округов, форма метoд и содержание бюллетеня, правила метoд подсчета метoд голосов и т.д.
В зависимости от того, какой вид избирательной системы (в узком смысле) будет использован на метoд конкретных выборах, результаты при одних и тех же итогах голосования могут быть разными.
Неоднозначность использования термина метoд «избирательная система» отмечается и в действующем законодательстве Российской Федерации, содержащем серию правовых актов, не раскрывающих содержание исследуемого понятия. Так, Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права метoд на метoд участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - ФЗ № 67)[1] использует данное понятие применительно к статусу избирательных комиссий разного уровня (ч. 1 ст. 20), закрепляя за метoд ними обязанность по обеспечению реализации мероприятий, связанных с «развитием избирательной системы в Российской Федерации» (ст. 23 рассматриваемого закона).
Дополнительно к Центральной избирательной комиссии фиксируются полномочия по осуществлению международного сотрудничества метoд «в области избирательных систем» (ст. 21 ФЗ №67). В Федеральном законе от 10.01.03 № 19-ФЗ «О выборах Президента метoд Российской Федерации»[2] закреплено финансирование расходов избирательных комиссий за метoд счет средств федерального бюджета метoд «на метoд развитие избирательной системы».
В преамбуле Указа метoд Президента метoд РФ от 20.12.93 № 2227 «О мерах по совершенствованию избирательной системы в Российской Федерации»[3], касающегося преобразования Центральной избирательной комиссии, отмечается, что данный Указ принят «в целях совершенствования избирательной системы в РФ». Впрочем, аналогичный смысл вложен и в наименовании данного юридического документа.
Как видно из приведенных фрагментов нормативных положений, федеральный законодатель исходит из позиций широкого понимания избирательной системы, связывая ее с системой избирательных комиссий.
Данный термин регламентируется и в региональных нормативных правовых актах. Так, данный термин, имеется в названиях статей и глав уставов субъектов Федерации, либо как в Алтайском крае, избирательный кодекс которого содержит нормы с указанием термина метoд «избирательная система»[4].
Анализ правовых документов, проведенный Т.Ю. Нырковой[5], свидетельствует о том, что региональный законодатель вкладывает разное содержание в понимание исследуемого термина. Так, в структурных частях документов, закрепляющих правовой статус субъектов и имеющих названия «Избирательная система метoд в Костромской области», «Основы избирательной системы Ленинградской области», «Избирательная система метoд Магаданской области», содержатся нормы, адресованные не только институту выборов, но и институту референдума. Тогда метoд как в других субъектах избирательную систему связывают только с институтом выборов, что подтверждается содержанием текстов соответствующих документов (например, в Республиках Алтай и Якутии (Саха), Кировской области, Хабаровском крае). Либо, если объединяют нормы, посвященные выборам и референдуму, то это находит отражение и в названиях соответствующих частей нормативного правового акта, например, «Избирательная система метoд и референдум» во Владимирской области, Приморском крае; «Избирательная система, референдум» в Еврейской автономной области. В то же время глава метoд VIII «Избирательная система» устава метoд Чукотского автономного округа метoд посвящена метoд системе и статусу избирательных комиссий, комиссий референдума.
Предполагаем, что во многом такое положение продиктовано некритическим использованием понятия «избирательная система», отсутствием единого методологического подхода метoд к оценке его содержания.
В 2005 г. трактовка метoд термина метoд «избирательная система» получает свое закрепление в ч. 3 ст. 23 Федерального закона метoд от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 131)[6]. Под избирательной системой в данной статье понимаются «условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов – допущенными к распределению депутатских мандатов, а метoд также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов». Примечательно, что федеральный законодатель, как и многие исследователи в подходах к толкованию избирательной системы в «узком» смысле[7], сконцентрировал внимание только на метoд заключительной стадии выборов как на метoд одном из существенных звеньев.
Вряд ли можно признать такое определение максимально отражающим содержание избирательной системы. Это подтверждается тем что: указание на метoд то, что подобный смысл вкладывается в понятие «избирательная система» именно в данной статье; наличие в тексте фразы общего характера метoд – «условия признания», указывающей на метoд существование дополнительных элементов в избирательной системе, часть из которых будет закреплена метoд нормативным правовым актом муниципального образования в соответствии с возможностями, предоставленными федеральным и региональным законодателями.
Следовательно, общая формулировка метoд закона метoд будет конкретизирована метoд другим актом.
В то же время данное дефинитивное положение имеет существенное значение для единообразного понимания закона, вносит определенность в юридическое регулирование, указывает на метoд естественный характер взаимосвязи избирательной системы с признанием кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов – допущенных к распределению депутатских мандатов, а метoд также с порядком распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.
Как правило, термин «избирательная система» употребляется в том значении, в котором это необходимо именно для данного юридического документа, т.е. внимание акцентируется на метoд тех элементах избирательной системы, которые являются наиболее значимыми для данного контекста, как и в научных разработках по данной проблеме. Либо оценка метoд содержания избирательной системы как компонента метoд правовой нормативной структуры может соответствовать достигнутым знаниям об этой категории. В любом случае данные обстоятельства метoд свидетельствуют об устойчивости и жизнеспособности использования «широкого» и «узкого» смысла метoд исследуемой категории, а метoд также об отсутствии единого методологического подхода метoд к оценке его содержания (см. приложение 1).
В настоящее время в мире существует столько типов избирательных систем, сколько существует стран, формирующих органы власти с помощью выборов. Но за метoд многовековую историю выборов были созданы базовые типы избирательных систем, на метoд основе которых происходят выборы во всем мире.
Существуют три основных вида метoд избирательных систем: мажоритарная; пропорциональная; смешанная (гибридная).
В мажоритарной систему существуют такие разновидности как: абсолютного большинства метoд – кандидату необходимо набрать 50% + 1 голос; относительного большинства метoд – кандидату необходимо набрать самое большое число голосов. При этом данное число голосов может быть меньше 50% от всех голосов; квалифицированного большинства метoд – кандидату необходимо набрать заранее установленное большинство голосов. Такое установленное большинство всегда метoд больше 50% от всех голосов – 2/3 или 3/4.
Существуют два метoд вида метoд пропорциональной избирательной системы:– по закрытым партийным спискам и по открытым партийным спискам - когда метoд избиратель голосует только за метoд партию, а метoд не за метoд отдельного кандидата; открытый партийный список – когда метoд избиратель голосует не только за метoд партию, но и за метoд конкретного члена метoд партии из списка.
Смешанная (гибридная) избирательная система метoд - это синтез мажоритарной и пропорциональной избирательных систем.