ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Развитие нормативного регулирования в сфере международно-правовой защиты прав детей
1.1. Исторические предпосылки необходимости защиты прав ребенка
1.2. Конвенция о правах ребенка – итог многолетних исканий
1.3. Международно-правовые принципы защиты прав ребенка
1.4. Всемирная программа действий, касающаяся молодежи
Глава 2. Характеристика деятельности органов, уполномоченных в сфере международно-правовой защиты детей
2.1. Структура международных органов, участвующих в защите прав детей
2.2. Характеристика Комитета ООН по правам ребенка
2.3. Деятельность Европейского суда по рассмотрению дел о защите прав детей
Заключение
Библиографический список
Государственная семейная политика в Российской Федерации составная часть социальной политики государства. Она представляет целостную систему, направленных на улучшение и повышение качества жизни семьи, оценок и мер различного характера: организационного, правового, информационного, кадрового, научного и пропагандистского.
Н.С. Шерстнева отмечает, что государственная семейная политика нацелена на государственное обеспечение таких условий, которые необходимы для реализации семьей ее функций и для повышения качества жизни.[1] На законодательном уровне в п. 3 ст. 1 Семейного кодекса РФ[2] определены принципы, регулирующие семейные отношения. Среди них законодателем назван принцип по обеспечению таких приоритетных направлений, как защита прав и интересов несовершеннолетних, а также забота о благосостоянии и развитии детей, их семейного воспитания.
Первостепенное значение каждое общество должно предавать не только потребностям, а также благополучию семьи и всех ее членов. Основные усилия государство, общественные учреждения должны прилагать для сохранения целостности семьи, так как именно семья, как основная ячейка общества, несет ответственность за первоначальную подготовку детей к жизни. На общество накладывается обязанность в оказании помощи семье по обеспечению защиты и ухода за детьми, укрепления их психического и физического здоровья.
14 декабря 1990 года приняты Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних[3]. Положения п. 13 данного документа устанавливают важность и необходимость выработки политики, которая будет способствовать воспитанию детей в условиях стабильной и благополучной семьи. Необходимые услуги должны предоставляться семьям, имеющим потребность в оказании помощи в целях преодоления конфликтных ситуаций или внутренней нестабильности. Думается, что в данной ситуации существенное значение приобретают вопросы международно-правовой защиты детей.
Актуальность выбранной темы исследования определяется стремлением общественных организаций, а также всего международного сообщества к защите прав и свобод личности в полной мер. В этой связи немаловажное место занимает защита детей.
Цель курсовой работы: исследование вопросов международно-правовой защиты прав детей.
Для достижения поставленной целью определены следующие задачи:
- дать характеристику развития нормативного регулирования в сфере международно-правовой защиты детей;
- изучить изложенные в различных международных актах принципы защиты детей;
- провести анализ деятельности международных органов, уполномоченных в сфере защиты детей.
Объект исследования: нормы современного конституционного права Российской Федерации, семейного права Российской Федерации, нормы международных актов.
Предмет исследования: международные отношения, права и обязанности государств в области международно-правовой зашиты прав детей.
Методологической основой исследования является общенаучные и частно-научные методы: логико-юридический, исторический, системный, метод сравнительного правоведения, метод количественного анализа, диалектический.
Теоретическую и информационную основу работы составляют труды по вопросам теории международного права и непосредственно изучаемым в данной работе. Для проведения исследования широко использовались нормативные документы ООН, международные договоры. В работе мы обращались к трудам известных отечественных ученых, таких как Э.М. Аметистова, Е.А.Лукашевой, Ю.М. Колосова, В.А. Карташкина, А.В. Кукушкиной, Г.И.Тункина, JI.B. Корбут, С.В.Черниченко, Т.А.Титовой, З.К. Шнекендорфа и других. Также использовались работы зарубежных исследователей данной проблемы Ж. Амарсаны, С. Нарангэрэла, В. Мунтарбхорна, Е.Верхелена, и др.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, состоящих из параграфов, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Развитие нормативного регулирования в сфере международно-правовой защиты прав детей
1.1. Исторические предпосылки необходимости защиты прав ребенка
Человечество хотя и не сразу, но признало ребенка полноценным членом общества. Несмотря на это не вызывает сомнения, что любой ребенок нуждается в специальной заботе и охране до и после рождении, в том числе и надлежащей правовой защите. Прежде всего, это связано с тем, что всем детям свойственна как физическая, так и умственная незрелость. Появление первых предпосылок для понимания со стороны общества и рассмотрения прав детей, их защиты от рабства и произвола родителей, экономической и социальной эксплуатации связывают с происходящими в XIX веке революциями в Европе. Гражданское общество только в эпоху индустриализации и в связи с введением обязательного школьного образования начало осознавать, что мир взрослых и мир детей значительно различаются.
Революции в Америке (1776) и во Франции (1849) обратили повышенное внимание к правам человека, в том числе и к имеющейся ситуации по правам детей. В Европе начали вносить изменения в законодательные нормы, которые имели непосредственное отношение к права детей. Так, в 1833 году в Великобритании налагается запрет на работу детей, возраст которых не достиг 9 лет, на фабриках. Несколько позже, в 1842 году вводятся ограничения по работе детей в шахтах. Законы Германии 1896 года содержат нормы, предусматривающие наказание родителей, которые недостаточно заботятся о своих детях или издеваются над ними. В 1899 году в США впервые создаются ювенальные суды. До этого момента суд рассматривал детей наравне со взрослыми. В 1900 году XX век шведской писательницей и педагогом-реформатором Эллен Кэй объявлен столетием ребенка.
В 1919 году начинает функционировать Комитет детского благополучия, учрежденный Лигой Наций для развития сотрудничества между народами и гарантии их мира и безопасности. Комитет осуществлял деятельность, направленную на оказание помощи сиротам, беспризорным детям, детям-рабам. Он выступал против торговли детьми, использования детского труда и проституции несовершеннолетних. В этот период неправительственные организации играют важную роль разработке социальных стандартов защиты детей. Одной из таких организаций является основанный британской учительницей и правозащитницей Эглантайн Джебб после окончания Первой мировой войны Международный союз спасения детей (Save the Children International Union). 24 сентября 1924 г. Генеральноая Ассамблея Лиги Наций приняла сформулированную Эглантайн Джебб Хартию прав ребенка, которая впоследствии стала известной как Женевская декларация прав ребенка, ставшей первым международным правовым документом по охране прав и интересов детей. Декларация указывала, что о защите детства должно заботиться все человечество, а не только отдельное государство или семья.
В Женевской декларации прав ребенка сформулированы четыре принципа, положенные основу международно-правовой защиты детей.
Первый принцип гласит, что каждый ребенок имеет право для своего нормального духовного и материального развития. Если ребенок болен, то ему необходимо предоставить соответствующий уход, если ребенок голоден, то его следует накормить. Для беспризорных детей и сирот должно быть предоставлено укрытие, а также все необходимое для их существования. Ребенок с пороками должен быть исправлен.
В соответствии со вторым принципом Декларации в случае бедствия первым помощь должен получить ребенок.
Третий принцип предусматривает предоставление ребенку возможности самостоятельно зарабатывать средства на свое существование. Однако он должен быть огражден от всех форм эксплуатации.
И, наконец, четвертый принцип указывает не необходимость такого воспитания ребенка, при котором он будет осознавать, что все его лучшие качества будут использованы на благо следующего поколения.
После распада Лиги Наций в 1946 году Женевская декларация прав ребенка потеряла правовую основу. Однако уже в 1948 году Организацией Объединенных Наций (ООН) принимается Всеобщая декларация прав человека, провозглашающая право каждого ребенка на особое попечение и помощь.
20 ноября 1959 года на 841-м пленарном заседании 14 сессии Генеральная Ассамблея Объединенных Наций, преследуя достижение цели, направленной на обеспечение всех детей счастливым детством и пользования ими правами и свободами, после многолетней работы Генеральная Ассамблея Объединенных Наций провозглашает Декларацию прав ребенка. С этого момента 20 ноября считается Днем прав ребенка.
В этот важный документ входят 10 статей. Во всех статьях провозглашается принцип равенства детей. Положения, содержащиеся в них, направлены на социальную защиту, а также гармоничное развитие детей. В них содержаться нормы о праве детей на образование, нормы о защите детей от эксплуатации, о защите материнства и младенчества. Один из принципов устанавливает обязанность общества оказывать отдельную заботу неполноценных детей в психическом, физическом или социальном отношении. Декларация прав ребенка, несмотря на свой рекомендательный характер, оказала значительное влияние на политику правительств во всем мире.
В качестве первых международных обязывающих документов в области прав человека можно рассматривать только Международный пакт о гражданских и политических правах[4] и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах[5], принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году. В них затрагиваются в отдельности некоторые права ребенка. Например, право на защиту семьей, обществом и государством, защита ребенка в случае распада семьи, запрет дискриминации, право на имя и гражданство.
7 декабря 1965 года на 1390-м пленарном заседании ООН принята Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами. [6] В ней провозглашаются 6 принципов, которые она призывает признавать и соблюдение с помощью проведения требуемых мероприятий. В основе Декларации лежат такие документы как Всеобщая декларация прав человека, Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам, Резолюции Генеральной Ассамблеи 1572 (XV) от 18.12.1960 года и 110 (II) от 03.11.1947 года, Декларация ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Декларация прав ребенка.