Актуальность темы работы определяется необходимостью для демократического государства, каким стремится стать Россия, предоставить, гарантировать и защищать права и свободы своим гражданам, в том числе и в случае утраты ими трудоспособности. Уровень демократичности государства на международной арене во многом определяется объемом прав, представляемых трудящимся, и степенью их реализации. Россия, провозгласившая себя правовым, социальным государством, для достижения поставленных целей должна в новых экономических условиях создать развитую систему социальной защиты.
Практика государств с развитыми рыночными экономиками показывает, что основой действенной системы социальной защиты должно быть социальное страхование. Процесс восстановления социального страхования в России связан с определенными трудностями. В период функционирования государства – монопольного работодателя, государства – монопольного распорядителя социальных выплат в массовом сознании сформировались стереотипы, практически исключающие ответственность работников и работодателей, важность их солидарных усилий по созданию специализированных институтов социальной защиты – обязательного и добровольного социального страхования.
В современных социально–экономических условиях, характеризующихся расслоением общества на богатых и бедных, снижением жизненного уровня населения значение социального страхования как системы правовых, экономических, организационных мер, направленных на компенсацию изменения материального и социального положения работающих граждан, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам, возрастает. Особое значение в этих условиях приобретает обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, в рамках которого удовлетворяются важнейшие жизненные потребности человека в выживании, безопасности и стабильности. От того, насколько полно в рамках данного вида обязательного социального страхования компенсируется утраченный заработок (доход), будет в определенной степени зависеть защищенность, стабильность работающих граждан.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе назначения, исчисления, определения размера и выплаты пособий по временной нетрудоспособности.
Предметом являются нормы действующего законодательства, касающиеся вопросов правового регулирования пособий по временной нетрудоспособности, юридическая и иная литература, относящаяся к анализируемой проблеме.
Целью исследования является изучение и оценка опыта правового регулирования пособий по временной нетрудоспособности на теоретическом, законодательном и практическом уровнях в современных социально–экономических условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие пособия по временной нетрудоспособности и основания его назначения;
- выявить круг граждан, имеющих право на пособие по временной нетрудоспособности;
- определить нормативно–правовое регулирование материального обеспечения граждан в случае временной нетрудоспособности;
- проанализировать проблемы правовой деятельности регулирования материального обеспечения граждан в случае временной нетрудоспособности;
- рассмотреть перспективы развития правового регулирования материального обеспечения граждан в случае временной нетрудоспособности.
Методы исследования: для решения поставленных задач использовались методы логического, системного анализа, а также формально–юридический метод.
Теоретическая и методологическая база исследования: Теоретическую базу исследования составили научные, периодические труды, учебная и справочная литература российских и зарубежных ученых по социальной защите населения, социальному страхованию, охране материнства и детства, проблемам здравоохранения. Информационной базой исследования послужили Конституция РФ, Законы РФ. В том или ином объеме данная проблема затрагивалась такими учеными, как И. В. Бестужев, И. К. Заславский, В. А. Мальцев, В. А. Тарасова, Я. М. Фогель, В. Ш. Шайхатдинов и др.
По своей структуре работа состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения и списка использованных источников информации.
Глава 1. Теоретические аспекты пособий по временной нетрудоспособности
1.1 Сущность материального обеспечения граждан и его виды
Социально–экономические права имеют характер принципов, правовых стандартов и обеспечиваются непосредственной защитой в судебном порядке. Подтверждение этой позиции является положения Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта о социальных, экономических и культурных правах. Положения первого Пакта подлежат применению без оговорок, тогда как положения второго Пакта реализуются в зависимости от материальных возможностей государства.
Следовательно, в отличие от личных и политических прав и свобод социально–экономические права и свободы являются положительными – их обеспечение требует от государства определенных действий.
Социально–экономические права и свободы человека и гражданина составляют особую группу прав и свобод человека и гражданина, они связаны с концепцией материального государства и касаются таких сфер жизнедеятельности, как собственность, трудовые отношения, отдых, материальные и духовные потребности человека и тому подобное. Экономические права обеспечивают человеку возможность свободно распоряжаться основными факторами производственной деятельности, составляет основу существования и развития общества. Социальные права обеспечивают человеку достойный уровень жизни и социальную защищенность, а культурные права способствуют духовному развитию человека, обеспечивают ее участие в экономическом, социальном и культурном прогрессе общества [1].
Опосредованная содержанием и сущностью экономических прав и свобод человека и гражданина, форма – наиболее подвижный и динамичный компонент данного явления. Такое определение, по мнению Ю. Фролова, является наиболее точным и лаконичным и способствует пониманию основных принципов экономических прав и свобод человека и гражданина. Оно позволяет определить правовую природу экономических прав и свобод человека и гражданина и отделить их от других конституционных прав и свобод как самостоятельной группы, создает возможности для дальнейших научных исследований внутренне видовой классификации экономических прав и свобод человека и гражданина в РФ.
В Большом энциклопедическом юридическом словаре содержание социальных прав определено как гражданские права в социальной сфере, которые заключаются в возможности получения социальных благ, владении, пользовании и пользовании ними и их защите или совершении определенных действий в этой сфере .
К социальным правам отнесены право на труд, на отдых, на социальную защиту, на жилье, на достаточный жизненный уровень, на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование и др.
Следовательно, социально–экономические права человека – это право быть собственником имущества, право заниматься предпринимательской деятельностью, право на труд, свободный выбор профессиональная достойный уровень жизни и др.
Конституция РФ 1993 года фиксирует такие социально–экономические права и свободы [2]:
– право собственности и право граждан РФ пользоваться объектами права государственной и коммунальной собственности;
– право на предпринимательскую деятельность;
– право на труд, на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда, на заработную плату не ниже определенной законом, право на защиту от незаконного увольнения и на своевременное получение вознаграждения за труд;
– право граждан РФ на социальную защиту; право на жилье;
– право на достаточный жизненный уровень;
– право на образование, право граждан РФ бесплатно получить высшее образование в государственных и коммунальных учебных заведениях и право граждан РФ, которые принадлежат к национальным меньшинствам, на обучение на родном языке или на изучение родного языка.
Понятие материального обеспечения в системе социально–экономических прав представляет собою многоаспектное понятие. Официального определения материального обеспечения в законодательстве нет. В экономической науке этот термин обозначает совокупность экономических отношений, возникающих в процессе распределения обобществленной части созданного продукта. Содержанием материального обеспечения выступают социальные фонды, которые являются составной частью фондов потребления.
Материальное обеспечение рассматривается и как юридическая категория. В этом случае отношения по материальному обеспечению являются объектом воздействия комплекса правовых норм. Право на материальное обеспечения регулирует специфический комплекс общественных отношений распределительного характера, возникающих между гражданами и органами системы материального обеспечения [3]. Эти отношения, возникают в связи с денежной формой обеспечения (пенсиями, пособиями, компенсационными выплатами);
– отношения в связи с предоставлением гражданам различного рода социальных услуг (материального обслуживания престарелых, нетрудоспособных, семей с детьми и т.п.);
– отношения, возникающие в связи с другими видами социальной заботы о пожилых, детях, нетрудоспособных, других категориях граждан.
В современной научной и учебной литературе понятие материального обеспечения авторами формулируется по–разному, в зависимости от того, какие признаки являются основными для данного явления.
Так, М. Баглай рассматривает понятие «право на материальное обеспечение» в качестве идентичного понятию «право на социальное обеспечение».
При этом, в понятие материального обеспечения он включал «социальное страхование, систему мер социально–культурного обслуживания трудящихся за счет государства, обеспечение колхозников за счет общественных фондов, а так же различные формы организации помощи и взаимопомощи на самодеятельных началах, в том числе кассы взаимопомощи, средства профсоюзов» .
М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова считают социальное обеспечение родовым понятием по отношению к материальному обеспечению. Поэтому с его точки зрения все особенности материального обеспечения в равной степени характерны и для материального обеспечения [4].
Обобщая различные взгляды на материальное обеспечение следует отметить, что в настоящее время можно говорить о трех основных концепциях понятия «материальное обеспечение». Сторонники первой рассматривают материальное обеспечение в «узком смысле», – как обеспечение за счет общественных фондов потребления лишь нетрудоспособных граждан и семей с несовершеннолетними детьми.
Вторые, отстаивающие точку зрения, преобладающую в литературе, отождествляя материальное и социальное обеспечение, понимают под ними материальное обеспечение граждан при нетрудоспособности, при потере кормильца, осуществлении охраны материнства и детства, включая содержание и воспитание подрастающего поколения преимущественно за счет средств общества; медицинское обслуживание и лечение как средство профилактики и восстановления трудоспособности.
Третья концепция основывается на наиболее широком понимании материального обеспечения, при этом материальное обеспечение понимаемся как элемент системы материального обеспечения. Социальное обеспечение в широком смысле трактуется как предоставления всех благ из общественных фондов потребления, осуществляемого бесплатно на началах равного доступа к ним каждого гражданина пропорционально потребностям, либо с учетом трудового вклада или материальной обеспеченности, либо с частичной, как правило, с незначительной оплатой .
При таком подходе содержанием материального обеспечения будет охватываться не только обеспечение лиц, нуждающихся в материальной поддержке со стороны общества, но и бесплатное медицинское обслуживание и лечение, лекарственная помощь, бесплатное образование и пользование достижениями культуры. В этом случае материальное обеспечение охватывает ту часть материального обеспечения, которая связана с материальной поддержкой.
Следовательно, термином «материальное обеспечение» в российской юридической науке обозначалось три различных подхода:
– обеспечение трудящихся за счет всех фондов общественного потребления;
– обеспечение за счет фондов, предназначенных в основном для материального обеспечения трудящихся в старости, в случае инвалидности и временной нетрудоспособности;
– один из видов материального обеспечения трудящихся в старости, в случае инвалидности и других, установленных законом случаях за счет прямых ассигнований из государственного бюджета.
Таким образом, материальное обеспечение есть совокупность общественных отношений, возникающих в связи с удовлетворением потребностей граждан и членов их семей в случаях утраты средств существования, отсутствия необходимого прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам. В содержание права на материальное обеспечения как одного из основных прав граждан, входит право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления инвалидности или иной случай утраты средств к существованию по независящим от человека обстоятельствам.
Виды материального обеспечения – предоставление какого–то блага имущественного (деньги, вещи, услуги) характера нуждающемуся гражданину с целью его содержания или для оказания ему помощи в денежной или натуральной форме .
В современной отечественной системе социально–экономического обеспечения РФ предусматривает несколько видов направлений материального обеспечения: пенсии, социальные пособия, льготы и компенсации.
Для осуществления анализа видов материального обеспечения, считаем необходимым их классифицировать по следующим критериям:
– по субъектному составу: полные семьи, неполные семьи, многодетные семьи, бездетные семьи;
– по имущественным признакам: малообеспеченные семьи, семьи со средним уровнем достатка; семьи с высоким уровнем достатка;
– по возрастным признакам: молодые семьи, семьи, имеющие в своем составе престарелых и другие;
– за физическими недостатками: семьи, имеющие в составе ребенка–инвалида; родителя–инвалида;
– по видам материальной поддержки: помощь при беременности и родах (полные семьи, неполные семьи); единовременное пособие при рождении ребенка (полные семьи, неполные семьи), помощь по уходу за ребенком до достижения им 3 – летнего возраста (полные семьи, неполные семьи), помощь на детей, находящихся под опекой или попечительством (отдельные категории семей, оформивших опеку или попечительство), помощь на детей одиноким матерям (неполные семьи);
– по видам льгот (на образование, питание, оздоровление и проезд детей, налоговые льготы, льготы в части пенсионного обеспечения, бесплатное получение лекарств по рецептам врачей, дополнительные льготы малообеспеченным семьям: субсидии для возмещения расходов на оплату жилищно–коммунальных услуг, на оплату обучения, питания и другие, которые могут быть установлены местными органами власти за счет собственных средств).
Основные направления видов материального обеспечения можно разделить на:
экстренные, т. е. направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное удаление из семьи детей, находящихся в опасности или оставленных без попечения родителей)
социально–экономические, направленные на поддержание стабильности семьи, социальное развитие семьи и ее членов.
К настоящему времени, пишет М. Буянова, «сложились четыре основные направления видов материального обеспечения:
- Денежные выплаты (пособия и пенсии).
- Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы.