Введение
Глава 1. Теории кризисных состояний
1.1. Нормативное кризисное развитие (теория Эриксона)
1.2. Негативное воззрение на кризисные состояния (точка зрения С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец)
Глава 2. Характеристика основных средств психологической помощи при кризисных состояниях
2.1. Основные средства помощи при кризисных состояниях
2.2. Кризисная интервенция и ограничения в психологической помощи
Заключение
Список использованной литературы
На своем пути жизни, от начала до конца, человеку приходится преодолевать нормативные возрастные кризисы, разрушая что-то отжившее и старое и раскрывая для себя новые, недоступные ранее возможности становления личности.
На сегодняшний день в психологии существует много теорий (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, З.Фрейд, Э.Эриксон и др.), авторы которых полагают, что в процессе развития человек склонен к прохождению нескольких стадий. Переходя от одного возрастного периода к другому периоду появляется кризис развития, или возрастной кризис, что связывают с преобразованиями в области общественных отношений, сознания и деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин).
Слово «кризис» указывает на нарушения равновесия, возникновения иных потребностей и перестройки области мотиваций личности. Но так как в этой фазе развития такое состояние является статистически нормальным, то и эти возрастные кризисы являются «нормативными».
Кризис — время качественных быстрых изменений, это критический момент в человеческой жизни, момент ситуации, когда осуществление жизненного замысла невозможно или затруднено. Кризис описывает состояние, которое порождает возникшая перед человеком проблема, от которой он не может уйти и которую не способен разрешить в короткий промежуток времени и обычным способом.
Л.С.Выготский утверждает, что развитие — это «детерминированный внутренне процесс, протекающий скачкообразно: через происхождение и разрешение внутренних кризисов, конфликтов»[1]. По его мнению, кризис – это период качественных человеческих изменений, это движение вперед, в результате чего личность переходит на более высокую, новую ступень развития. Вместе с этим кризис диалектически включает в себя и отрицательный компонент — распад сложившейся общественной ситуации, разрушение конкретного построения развития, происхождение новой.
Целью данного реферата является анализ основных психологических средств профилактики развития кризисных состояний.
Цель обусловила постановку следующих задач:
- рассмотреть теорию Эриксона о возрастных кризисах(позитивное отношение);
- рассмотреть теорию Рубинштейна (отрицательный взгляд на кризисные состояния);
- дать характеристику основным психологическим методам борьбы с кризисными состояниями.
Структура реферата. Реферат состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теории кризисных состояний
1.1. Нормативное кризисное развитие (теория Эриксона)
О нормативности кризисов в развитии, о важности и необходимости возрастных кризисов повествует Э.Эриксон. Стоит познакомиться с его теорией поближе.
По мнению Эриксона, человек в течение жизни «переживает восемь кризисных состояний, которые специфичны для определенного возраста, неблагоприятный или благоприятный исход которых способствует возможному последующему расцвету личности».
Первый кризис человек проходит в первый год своей жизни. Он взаимосвязан с тем, удовлетворяются либо нет главные физиологические потребности ребенка человеком, ухаживающим за ним. В первом случае у ребенка возникает ощущение глубокого доверия к внешней среде, а во втором, наоборот, страх перед ней.
Второй кризис совпадает с первой попыткой обучения, в особенности с того момента, когда ребенка приучают к чистоплотности. Если родители нашли контакт с ребенком и помогают ему ограничивать физиологические отправления, ребенок получает автономный опыт. Наоборот, чересчур строгий или чересчур непоследовательный контроль внешне ведет к развитию у ребенка сомнений или стыда, которые связаны главным образом с опасением потерять контроль над собственным телом.
Третий кризис происходит в период второго детства. В данном возрасте возникает самоутверждение ребенка. Планы, которые он все время строит, и которые ему дают реализовать, помогают ему развить чувство инициативы. Напротив, переживание повторяющихся неудач и безответственность могут повлечь чувство вины и непокорность.
Четвертый кризис возникает в школьном возрасте. В школе ребенок учится выполнять работу, готовится к реализации будущих задач. В зависимости от атмосферы, царящей в школе и методов воспитания, принятых в учебном заведении, у ребенка появляется заинтересованность в работе или же, наоборот, комплекс неполноценности как при использовании средств и возможностей, так и в оценке себя товарищами.
Пятый кризис проходят подростки обоего пола при поиске идентификаций (усвоения моделей поведения людей, значимых для подростка). Данный процесс предполагает объединение прошлого подросткового опыта, его возможностей и выборов, которые он должен осуществить. Невозможность совершения подростком идентификации может привести к смене ролей, которые подросток играет в социальной, аффективной и профессиональной областях.
Шестой кризис присущ взрослым молодым людям. Он возникает из-за поиска близости с любимым человеком, вместе с которым ему необходим будет совершить цикл «работа — рождение детей — отдых», чтобы дать своим детям необходимое развитие. Отсутствие такого опыта может привести к человеческой изоляции и замыканию его на самом себе.
Седьмой кризис человек переживает в сорокалетнем возрасте. Его характерной чертой является развитие чувства сохранения рода (генеративности), которое выражается главным образом в «интересе к воспитанию следующего поколения». Данный жизненный период отличается повышенной созидательностью и продуктивностью в самых различных областях. Если, наоборот, развитие супружеской жизни проходит другим путем, она может остаться в состоянии псевдоблизости (стагнация), обрекающем супругов на лишь на эгоистические чувства с риском упадка межличностных отношений.
Восьмой кризис переживается в период старения. Он являет собой окончание предыдущего жизненного пути.