Курсовая работа|Административное право

Административная ответственность должностных лиц

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 34

Введение

Глава 1. Понятие и сущность административной ответственности должностных лиц

1.1. Понятие должностного лица как субъекта административной ответственности

1.2. Признаки и характеристика должностного лица как субъекта административной ответственности

Глава 2. Особенности привлечения к административной ответственности отдельных категорий должностных лиц

2.1. Административная ответственность должностных лиц,

2.2. Привлечение к административной ответственности должностных военнослужащих лиц

Заключение

Список использованной литературы

 

Актуальность исследования субъектов административных правонарушений безусловна, так как ежегодно в Российской Федерации совершаются десятки тысяч административных правонарушений, в этой связи в настоящее время есть необходимость еще раз обратиться к выявлению особенностей круга субъектов административных правонарушений.

Рассмотрение субъектов административных правонарушений имеет очень важное как теоретическое, так и практическое значение, так как позволяет правильно квалифицировать совершенное деяние органами административной юрисдикции, способствует эффективному применению административных наказаний, повышает общую правовую культуру населения.

Цель курсовой работы – анализ и выявление особенностей административной ответственности должностных лиц.

Задачи курсовой работы:

- сформулировать понятие должностного лица как субъекта административной ответственности;

- изучить признаки и характеристику должностного лица как субъекта административной ответственности;

- выявить особенности привлечения к административной ответственности отдельных категорий должностных лиц;

- рассмотреть административную ответственность должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции;

- проанализировать возможность привлечения к административной ответственности должностных военнослужащих лиц.

Объект исследования – общественные отношения в сфере установления понятия и признаков должностных лиц как субъектов административного правонарушения.

Предмет исследования – административной ответственности должностных лиц.

Методы исследования включают в себя общенаучные – диалектический, анализа и синтеза, перехода от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному и специально-научные – формально-юридический.

При выполнении работы необходимо проанализировать Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ), комментарии к нему, учебные пособия и журнальные статьи по данной теме.

В последнее десятилетие учеными-административистами было предпринято множество интересных исследований по особенностям административной ответственности и специфике административно-деликтного статуса различных субъектов административных правонарушений, прежде всего юридических лиц и должностных лиц (Демин A.A., Жданов А.Н., Кизилов В.В., Колесниченко Ю.Ю., Масленников М.Я., Минашкин A.B., Панова И.В., Петров М.П., Россинский Б.В., Солдатов А.П., Хавин А.Л., Хараджиев Р.Ф. и другие.

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ  АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

1.1. Понятие должностного лица как субъекта административной ответственности

В КоАП РФ отдельно выделены такие специальные субъекты административной ответственности, как должностные лица, которые подлежат административной ответственности в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ). Вместе с тем во многих случаях статьи Особенной части КоАП РФ содержат одновременно санкции для физических и должностных лиц. В таких статьях содержатся одновременно и простой, и квалифицированный состав правонарушения (применительно к должностным лицам), и признак специального субъекта - должностного лица выступает здесь квалифицирующим. Подобная юридическая техника позволяет четко излагать правовые нормы в содержательном плане и экономно по форме выражения. Также в санкциях ряда норм КоАП РФ нет прямого указания на специальный субъект ответственности (в нашем случае - на должностное лицо), но их анализ приводит к такому выводу - это, например: ст. 5.1, ч. 2 ст. 5.6, ст. ст. 5.22, 5.24, 5.45, ч. ч. 2 и 4 ст. 7.30[1].

Исходя из требований практики и складывающихся реалий, КоАП РФ впервые в нормативном порядке определил понятие должностного лица как специального субъекта административной ответственности. В основе данного понятия лежит широкая трактовка должностного лица, объединяющая субъектов публичного и частного права, выполняющих обязанности, представляющие государственный интерес.

Применительно к сфере публичного права в примечании к статье 2.4 КоАП РФ указаны две группы должностных лиц:

1) представители власти, т.е. лица, наделенные правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также иные лица правоохранительных или контрольно-надзорных органов, наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности;

2) лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

К субъектам частного права, подпадающим под определение должностного лица, относятся лица, наделенные административными полномочиями в различных коммерческих и некоммерческих организациях, не являющихся публично-правовыми образованиями. Прежде всего это руководители и другие работники организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции (например, директор, генеральный директор, председатель производственного или потребительского кооператива, руководитель общественного объединения).

В действующем законодательстве понятия "организационно-распорядительные функции" и "административно-хозяйственные функции" отсутствуют. Их содержание наиболее полно раскрывается в п. п. 4 и 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий"[2] применительно к уголовно-правовому определению должностного лица, закрепленному в ст. 285 УК РФ.

Организационно-распорядительные функции охватывают полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п. К организационно-распорядительным функциям можно отнести полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

Руководствуясь приведенными разъяснениями, правоприменителям при решении вопроса о наличии у лица, привлекаемого к административной ответственности, статуса должностного лица, необходимо тщательно исследовать, какие именно функции выполняло это лицо. Как правило, уяснение данного вопроса не вызывает каких-либо сложностей. Например, не возникает сомнений, что продавцы и кассиры, осуществляющие продажу товаров с нарушением установленных правил и норм (ст. 14.2, ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ), организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями не наделены и подлежат административной ответственности за указанные правонарушения на общих основаниях как граждане (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"[3]). Однако не исключены и другие ситуации, в которых ответ на этот вопрос не столь очевиден.

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 12-ФКЗ) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря; Собрание законодательства. - 2014. - № 30 (часть I). - Ст. 4203
  2. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 10.10.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 50. - Ст. 6615.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 08.06.2015) // Собрание законодательства РФ. -2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1; Российская газета. - 2015. - 10 июня. - № 124.
  4. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (ред. от 04.11.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 50. - Ст. 7344.
  5. Федеральный закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 28. - Ст. 3466.
  6. Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (ред. от 06.04.2015) // Российская газета. - 1992. - 29 июля. - № 170.
  7. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (с изм. от 17.02.2015) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 47. - Ст. 4472.
  8. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 февраля 1996 г. по делу о проверке конституционности положений ч. 1 и 2 ст. 18, ст. 19 и ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // Вестник Конституционного Суда РФ. - 1996. - № 2. - С. 150.
  9. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. № 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях" // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2013. - № 9.
  10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2009. - № 12.
  11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (ред. от 09.02.2012) // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2006. - № 12.
  12. Постановление Верховного Суда РФ от 12.11.2012 № 11-АД12-11 // СПС Консультант Плюс.
  13. Постановление Верховного Суда РФ от 24.02.2005 № 50-ад04-1 // СПС Консультант Плюс.
  14. Постановление Верховного Суда РФ от 14.03.2006 № 29-ад06-1 // СПС Консультант Плюс.
  15. Стенограмма заседания Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 14 июня 2007 г. № 235(949). URL: http://transcript.duma.gov.ru/node/683/.
  16. Агапов А.Б. Административная ответственность: Учеб. М., 2007. – 680 с.
  17. Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: Учеб. М., 2011. Первая часть. – 528 с.
  18. Бельский К.С. Административная власть государственного служащего // Служба в государственных и общественных организациях: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. Д.Н. Бахрах. Свердловск, 1988. – 302 с.
  19. Военная администрация: Учеб. / Под общ. ред. В.М. Корякина. М., 2012. – 400 с.
  20. Гогин А.А. Общая концепция правонарушений: проблемы методологии, теории и практики: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Казань, 2011. – 23 с.
  21. Ефремов И.А. Неюбилейные размышления о прокуратуре Российской Федерации // Адвокат. - 2012. - № 2. - С.42-46.
  22. Жданов Н.М. Об административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции // Административное право и процесс. - 2013. - № 9. - С. 33 - 37.
  23. Кизилов В.В. Административная ответственность гражданских служащих: взгляд в будущее. Саратов, 2011. – 284 с.
  24. Кирин А.В. Об актуальности разработки новой редакции КоАП РФ // Административное право и процесс. - 2012. - № 4. - С. 21-24.
  25. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Главы 1 - 10. Постатейный научно-практический комментарий / Р.Ч. Бондарчук, А.Б. Вержбицкий, В.А. Виноградов и др.; под общ. ред. Б.В. Россинского. М.: Библиотечка "Российской газеты", 2014. Вып. VII - VIII. - 800 с.
  26. Кондратьев С.М. К вопросу об определении должностного лица в административном праве // Право в Вооруженных Силах. - 2014. - № 2. - С. 102 - 108.
  27. Лазарев Б.М. Государственная служба: Лекция. М., 1993. – 16 с.
  28. Лизикова И.И. К вопросу об основных понятиях и категориях института государственной службы применительно к исследованию правового статуса работников правоохранительных органов // Вестн. Нижегород. ун-та им. Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород). Серия "Право". - 2001. - № 1. - С. 130 -134.
  29. Макарейко Н.В. Актуальные проблемы правового регулирования административной ответственности // Юридический мир. - 2011. - № 7. – С.45-50.
  30. Манохин В.М. Советская государственная служба. - М., 1966. – 195 с.
  31. Панкова О.В. Настольная книга судьи по делам об административных правонарушениях: Научно-практическое пособие / Под ред. Н.Г. Салищевой. М.: ТК "Велби"; Проспект, 2008. – 300 с.
  32. Рогачева О.С. Эффективность норм административно-деликтного права: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - Воронеж, 2012. – 50 с.
  33. Сорокин В.Д. Административный процесс и административно-процессуальное право. - СПб., 2002. – 474 с.
  34. Чаннов С.Е. Правовой статус должностного лица органов государственной власти и местного самоуправления: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2000. – 176 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Административное право
2016 год 38 стр.
Курсовая Принципы деятельности полиции в РФ
Telesammit
Курсовая работа Административное право
2016 год 30 стр.
Курсовая Административно-правовой статус сотрудника полиции
diplomstud
Курсовая работа Административное право
2015 год 44 стр.
Курсовая Административная ответственность
Telesammit
Курсовая работа Административное право
2013 год 34 стр.
Курсовая Административная юстиция
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское