Реферат|Административное право

Административно-правовое положение граждан

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 38

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

1.1.Понятие административного права

1.2. Граждане как субъекты административного права

ГЛАВА 2. ПРАВА ГРАЖДАН

2.1.Права, обязанности и ответственность граждан в сфере административного права

2.2.Права и обязанности граждан в сфере государственного управления

2.3. Права граждан в сфере управления

ГЛАВА 3. АДМИНИССТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАН РФ

3.1.Основные понятия административной ответственности

3.2. Административная ответственность за нарушение правил регистрации

3.3. Анализ административных правонарушений, на примере Республики Мордовии

3.4.Административные правонарушения и их последствия

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

 

     

Конституционные права, свободы и обязанности граждан для своей реализации нуждаются обычно в административно-правовом механизме, участии органов исполнительной власти, всей системы органов государственного управления. Именно поэтому еще совсем недавно реализация прав и свобод гражданина целиком зависела от административного усмотрения огромной армии чиновников государственного аппарата. Человек "терялся" перед стеной ведомственных актов, жестко регулировавших его поведение в разных сферах - хозяйственной, социальной, военной, коммунальной, жилищной и др. 

Административно-правовое положение граждан определяется прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности. Правосубъектность можно определить как способность быть субъектом права. При этом правосубъектность одновременно охватывает:  1) возможность обладания правами и обязанностями;  2) возможность их самостоятельного осуществления. 

Административная правосубъектность - это сочетание административной правоспособности и дееспособности. 

Административная правоспособность является проявлением общей правоспособности, то есть установленной и охраняемой государством возможности данного субъекта вступать в различного рода правовые отношения. Иными словами, это способность приобретать соответствующий комплекс прав, обязанностей и нести ответственность за их реализацию.

Административная правоспособность гражданина - реальная и обеспеченная государством возможность иметь субъективные права и исполнять административно-правовые обязанности. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью. По закону граждане обладают равным объемом административной правоспособности во всех сферах хозяйственной, социально-культурной и административно-политической жизни. При этом правоспособность может быть частично ограничена в случаях и в порядке, которые определены действующим законодательством (например, в связи с совершением уголовного или административного субъектов  административно-правовых отношений, правонарушения, за которое закон предусматривает санкции в виде лишения свободы, лишения специальных прав и других правоограничений). 

Говоря  о гарантиях реализации прав, традиционно принято выделять экономические, социальные, правовые гарантии, в том  числе судебной защиты. В самом  общем виде под гарантиями понимается комплекс средств, позволяющих обеспечить реализацию субъектами административно-правовых отношений своих прав. Во многих случаях гарантии принимают форму прав, воспользовавшись которыми заинтересованные субъекты могут обеспечить реализацию иных прав.

      Регулирование прав и свобод человека и гражданина должно осуществляться только федеральным законодательством (ст.71 Конституции Российской Федерации). Что же касается законотворческих полномочий органов государственной власти субъектов Федерации в данной сфере, то они распространяются лишь на защиту прав и свобод человека и гражданина, которая отнесена к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Помимо этого нельзя не учитывать и указание ч.3 ст.55 Конституции России о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, если административно-правовое регулирование прав и свобод человека и гражданина в сфере управления стало уже привычным, а за последнее время и приоритетным институтом административного права Российской Федерации, то на уровне субъекта Российской Федерации существование такого института является принципиально невозможным. В лучшем случае, можно предположить, что задачей регионального административного права является не регламентация правового статуса граждан в сфере управления, а защита прав и свобод, урегулированных федеральным административным законодательством, посредством закрепления специальных административно-правовых гарантий.

 

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

1.1.Понятие административного права

Понятие «административное право» употребляется для обозначения отрасли права России, имеющей предметом (объектом) регулирования общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, организации и деятельности органов исполнительной власти, а также внутриорганизационные отношения, возникающие в других государственных органах, учреждениях, предприятиях и в связи с осуществлением общественными объединениями некоторых функций исполнительной власти.

Слово «администрация» в переводе с латинского на русский язык означает управление. Поэтому по своей сущности административное право характеризуется как право управления или управленческое право, предназначенное для регулирования организующей деятельности людей, которая осуществляется для достижения определенных целей.

Становление административного права в России как самостоятельной отрасли права относится к концу XIX — началу XX века. К предмету его регулирования было отнесено так называемое «внутреннее управление». В учебниках административного права того времени внутреннее управление определялось как «отношения между органами государственного управления и гражданами», как меры государства «в целях организации условий безопасности и благосостояния».[1]

В советский период развития нашей страны предмет административного права уточнялся и дополнялся. Наряду с общественными отношениями, складывающимися в сфере государственного управления, исполнительно-распорядительной деятельности к предмету правового регулирования административного права были отнесены внутриорганизационные отношения во всех государственных органах, учреждениях и предприятиях, а затем и отношения по общегосударственному контролю.

Наименование административного права для обозначения отрасли правовой системы государства, регулирующей общественные отношения в сфере осуществления исполнительной власти, употребляется в Великобритании, Франции, ФРГ, США и других зарубежных странах. С расширением государственного вмешательства в экономику и в иные сферы общественной жизни развивается административная деятельность и укрепляется аппарат исполнительной власти, проводящий в жизнь государственные решения, принимаемые законодательной властью.

Происходящие в современном мире интеграционные процессы, расширяющиеся торгово-экономические и иные контакты между странами, провозглашение государственного суверенитета Российской Федерации, переход ее экономики на рыночные отношения, трансформация права собственности, реформирование государственного аппарата и государственного управления неразрывно связаны с обновлением правовой системы государства, в том числе административного права, приведения его норм в соответствие с новыми условиями и потребностями развития общества.[2]

Принятая 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием Конституция Российской Федерации установила, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10). Вместо употреблявшегося в прежних Конституциях словосочетания «органы государственной власти и государственного управления», что означало всевластие Советов и подчиненность им аппарата управления, новая Конституция определила и закрепила единство государственной власти в трех ее проявлениях: представительная (законодательная), исполнительная и судебная ветви власти. Это означает, что государственное управление в широком его значении осуществляется всеми тремя ветвями власти в присущих им правовых формах деятельности. Государственное управление в форме исполнительно-распорядительной деятельности осуществляется исполнительной властью.

Президент Российской Федерации, являясь главой государства, гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, обладает обширными полномочиями по осуществлению исполнительной власти. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации, издает нормативные указы, которые относятся к источникам административного права и обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Сказанное подчеркивает важность норм административного права для регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления, организации и деятельности органов исполнительной власти, которые занимают в государстве ключевое положение. От результатов их деятельности во многом зависит социально-экономическое и политическое положение страны^ реализация прав и законных интересов граждан.

  1. Агапов А. Б. Административное право: учебник / А. Б. Агапов. — 9-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 937 с. Зеленцов А. Б.
  2. Административный процесс: учеб. пособие / В.В. Волкова [и др.]. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. — 175 с.
  3. Алехин А. П., Кармолицкий А. А. Административное право России. Первая часть: Учебник. М.: Зерцало, 2009.
  4. Бахрах Д. Н. Административное право России: Учебник. 5-е изд., перераб и доп. М., 2010.
  5. Бондарь Н. С., Капранова Ю. В. Конституционное измерение равноправия граждан Российской Федерации. Ростов н/Д, 2002. С. 19.
  6. Гончаров В. Е. Понятие правового статуса личности в современной юридической науке // Права и свободы человека и гражданина: актуальные проблемы науки и практики: Сборник научных статей и докладов V Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. А. А. Лабейкина, Н. А. Щеголевой. Орел: ОФ РАНХиГС, 2013. С. 81.
  7. Демин А. А. Субъекты административного права: Учеб. пособие. М.: Книгодел, 2010. С. 16.
  8. Зеленцов А. Б. Субъективное публичное право: Учеб. пособие. М.: РУДН, 2012. С. 110.
  9. Конституция Российской Федерации(с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).М.:Юрид. лит., 2014.—64 с.
  10. Коренев А.П. Нормы административного права и их применение. - М., 2004.
  11. Костенников М. В. Современные проблемы кодификации российского административного права // Юрист. 2000. 
  12. Кулишов Д. Н. Понятие, элементы и особенности административно-правового положения граждан Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности // Закон и право. 2012. N 9. С. 100 - 103
  13. Купцов В.Н. Комплексные формы административно-правовых режимов в области государственного управления антимонопольной деятельностью //Юрист. 2005.
  14. Куракин А. В., Костенников М. В. Актуальные проблемы административного права. М., 2013
  15. Лукашева Е.А. Права человека и процессы глобализации современного мира. М.: Норма, 2005 
  16. Макарейко Н. В. Административное право Конспект лекций/ Н. В. Макарейко. — М.: Юрайт, 2014. — 154 с.
  17. Попова Л.Л. Административное право. М. 2007. 
  18. Права человека: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. С. Алексеев. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2013. С. 266.
  19. Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник. 4-е изд. пересмотр и доп. М.: Норма, 2009. С. 166.
  20. Старилов Ю.Н. Административная юстиция. Теория, история, перспективы. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА ИНФРА * М), 2005 304 с. 
  21. Стахов А. И. Административное право России: учебник / А. И. Стахов, П. И. Кононов. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 651 с.
  22. Трегубова Е.В. Запрещающие нормы административного права: понятие, структура, формы реализации и особенности // Административное и муниципальное право. 2008.
  23. Чанов С.Е. Состав административного правонарушения как основание административной ответственности. М. 2008. 
  24. Чепурнов А. А. Правовой статус личности: конституционные основы гарантирования // Конституционные основы, формы и методы государственного управления: Науч. издание / Под общ. ред. Н. М. Чепурновой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. С. 378.

Интернет-ресурс:

  1. Обобщение судебной практики об административных правонарешениям за 2012 год .Интернет-ресурс http://asrm.arbitr.ru/node/13064
  2. Постановление Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 (ред. от 10.11.2011) "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", интернет-ресурс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_41468/

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Административное право
2017 год 12 стр.
Реферат Статус гражданина в административно-правовой сфере
Svetlana

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское