Введение
Основная часть
1 Правовая природа законов Российской Федерации
2 Классификация законов Российской Федерации
3 Соотношение законодательства Российской Федерации
4 Систематизация законодательства Российской Федерации
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Тема института законов РФ, их видов и соотношения в настоящее время достаточно подробно исследована в научных произведениях монографического характера, а также научных статьях. Тем не менее, отдельные аспекты в понимании сущности законов РФ, их видов и соотношения, всё ещё недостаточно разработаны и вызывают научный интерес, в связи с чем, представляется актуальным исследование указанного института в данной работе.
Теория закона относится к числу высоко востребованных направлений юридических исследований. К ней обращаются разные поколения исследователей и в различных контекстах: как к самостоятельной теме исследования, в формате исследований об источниках права, а также в трудах, посвященных парламентскому праву, законотворческой деятельности, законодательному процессу, законодательной технике, механизму правового регулирования. Современный период глобализации связан с множеством проблем в государственных отношениях, усилившейся конкуренцией национальных государств с негосударственными организациями, появлением их сильных, негосударственных вооруженных формирований, расширением потенциала силы международного права в условиях однополярности современного мироустройства; все это актуализирует новое направление научных исследований - развитие теории общенационального (внутригосударственного) закона в контексте учения "о положительном содержании" суверенитета государственной власти.
Объектом исследования являются законы РФ, их виды и соотношение.
Предметом исследования являются нормы действующего законодательства Российской Федерации в рассматриваемой сфере отношений, а также научные исследования и практика применения данных норм в деятельности судебных органов.
Цель данной работы заключается в определении содержания состояния указанного объекта исследования, анализа правоприменительной практики по данному вопросу, выработке инициатив по устранению имеющихся коллизий и противоречий законодательства, а также получении целостного представления о проблемах правового регулирования.
Задачами данного исследования являются:
- Исследовать правовую природу и классификацию законов Российской Федерации;
- Проанализировать соотношение законодательства Российской Федерации;
- Рассмотреть варианты систематизации законодательства Российской Федерации.
Методами исследования являются всеобщий метод познания – материалистическая диалектика; общенаучные методы исследования: исторический и логический, анализа и синтеза, дедукции и индукции; частнонаучные методы: логико-формальный, системного анализа, моделирования.
Представляется обоснованным определить структуру данной работы посредством её разбивки на следующие составные части: краткое содержание работы, с указанием номеров страниц структурных элементов работы; введение, основная часть работы, которая состоит из трёх параграфов, заключение, список литературы, в котором излагаются источники, на которые имеются ссылки в основной части работы.
Основная часть
1 Правовая природа законов Российской Федерации
Юридические характеристики обыкновенного российского федерального закона (ФЗ), соответствующие периоду международной глобализации, обнаруживаются в нескольких параллелях сравнений - с федеральной Конституцией, с федеральными конституционными законами, законами субъектов РФ, с многообразными подзаконными актами федерального и регионального уровней по критериям: особенностям предметов регулирования, юридической силе, способам принятия, другим показателям. Новыми аспектами квалификации юридической силы и юридической природы федеральных законов в РФ с начала 90-х годов XX века являются такие параметры исследований, как соотносимость с решениями внутригосударственного конституционного правосудия, внутригосударственными (федеративными) договорами, а также с источниками международного права (общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, международными обычаями и международными судебными прецедентами).
Система признаков федерального закона (ФЗ) складывается прежде всего из показателей, общих с иными нормативными актами, и свойств, общих с иными законами, в том числе с федеральными конституционными законами (ФКЗ), то есть на них распространяются все совпадающие юридические характеристики законов как источников (форм) права, за исключением законов о поправках к Конституции, и все совпадающие признаки нормативных актов разных видов. Вместе с тем имеются особенности, отличающие обыкновенные законы от конституционных законов и от подзаконных актов. Общие признаки юридических характеристик законов в РФ как одной из форм нормативных актов и отличающие их от подзаконных нормативных актов заключаются в следующем.
Как и подзаконные нормативные акты, законы - это акты, исходящие от государственной власти, но, в отличие от иных нормативных актов, имеют парламентское происхождение: по показателю субъекта их принятия, обыкновенные (простые, ординарные) федеральные законы в РФ идентичны федеральным конституционным законам (ФКЗ) и отличаются от подзаконных актов тем, что согласно принципам конституционного государства принимаются только одним органом государственной власти - Федеральным Собранием (парламентом) РФ. Кроме того, и ординарные (обыкновенные) федеральные законы, и федеральные конституционные законы могут быть приняты и посредством формы непосредственного народовластия - референдума. В этой связи федеральные законы, как и федеральные конституционные законы, можно разделить на два вида: парламентские законы, принимаемые Федеральным Собранием (парламентом) РФ и референдарные федеральные законы.
Федеральные конституционные законы в России - это особая категория законов, имеют меньшую юридическую силу, чем Конституция РФ и поправки к Конституции, но более высокую в сравнении с просто федеральными законами.
Порядки отмены, прекращения действия всех нормативных правовых актов (в том числе федеральных законов) идентичны: это возможно по решению только самого органа (должностного лица), издавшего данный нормативный правовой акт, либо иного органа (должностного лица), уполномоченного на то конституцией либо законом, в правовом государстве возможна отмена также компетентным судом; нормативный акт временного действия прекращается по истечении его действия.
Законы, как и иные нормативные акты, - это акты, принимаемые органами (должностными лицами) публичной власти в пределах их компетенции. Однако, в отличие от иных нормативных актов, законы имеют формально определенные предметы правового регулирования, которые устанавливаются в основном законе государства и составляют предметы государственного ведения. При этом федеральные законы принимаются по предметам суверенного ведения федеральной государственной власти.