Актуальность темы. Выборы в последнее время прочно вошли в жизнь российского общества в качестве действительно функционирующего института формирования представительных основ народовластия (представительной демократии). Происходит становление и развитие современной избирательной системы Российской Федерации, сопровождаемое активным поиском и апробацией на практике юридических формул осуществления и защиты конституционного права граждан избирать и быть избранными. В процесс формирования избирательного законодательства вовлечены все уровни правового регулирования — федеральный, региональный и муниципальный, в него включены не только законодательные (представительные) органы власти, но и президентские и правительственные структуры, а также избирательные комиссии. Принимая во внимание особую значимость избирательных прав российских граждан в качестве единственного легитимного средства, обеспечивающего воспроизводство электоральных основ государственной и муниципальной власти, нельзя не учитывать, что поддержание надлежащей юридической взаимосвязи и взаимозависимости электората и политической публичной власти невозможно без соответствующей правовой регламентации, находящей выражение в нормах избирательного права.
Очевидно, что эта задача не может быть решена без разработки теоретической концепции современного российского избирательного права. Следует также и учесть, как отечественный опыт правового регулирования выборов, так и международные избирательные стандарты в их организации и проведении, отвечающих тем социальным и политическим процессам, которые происходят сегодня в Российской Федерации.
Отметим, что до настоящего времени избирательное законодательство и правоприменительная практика значительно опережают теорию избирательного права. Нередко динамика развития федерального и регионального законодательства о выборах сориентирована исключительно или преимущественно на чрезмерную детализацию и конкретизацию частных аспектов избирательного процесса. При зримом увеличении объема действующего в сфере организации и проведения выборов нормативно-правового массива не всегда способствует целостному, системному и непротиворечивому законодательному закреплению избирательных прав граждан. И как следствие, многие важные проблемы правовой регламентации электоральных отношений до сих пор не получили необходимого научного осмысления и обоснования, вызывают существенные разночтения ученых и практиков. Именно это обстоятельство определило обращение к проблемным аспектам теории современного российского избирательного права.
Целью исследования является изучение понятия и источников избирательного права.
Для достижения указанной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
определить понятие избирательного права;
рассмотреть принципы избирательного права;
исследовать источники избирательного права.
Исследованию проблем понятия и источников избирательного права посвящены исследования труды таких правоведов как: З. В. Асланов, Е. Н. Босова, Ю. А. Веденеев, О. Б. Волкова, С. В. Горяный, Ю. В. Иванченков, М. М. Какителашвили, Ю. В. Лукьяненко, И. В. Минникес, Г. Д. Садовникова, М. В. Сербин, Д. М. Худолей и др.
Глава 1 Избирательное право: понятие, принципы
1.1 Понятие избирательного права
Традиционно в юридической литературе избирательное право рассматривается в двух значениях — в объективном и субъективном.
Избирательное право как правовая категория в объективном смысле — это институт конституционного права, представляющий собой совокупность правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения выборов, деятельность субъектов избирательного процесса, их права и обязанности в сфере осуществления народовластия — выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В субъективном смысле избирательное право понимается как право, непосредственно принадлежащее конкретному гражданину и характеризующее его избирательную правосубъектность, т.е. право избирать и быть избранным, а также иные избирательные права (права на выдвижение кандидатов, проведение предвыборной агитации, быть наблюдателем).
Так, Р.Т. Биктагиров утверждает, что термин «избирательное право» употребляется в трех значениях: «во-первых, как свод правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в связи с назначением, подготовкой и проведением выборов в органы публичной власти, составляющих отрасль (подотрасль) российского права. Во-вторых, как совокупность теоретических положений и научных знаний об избирательном праве и процессе, представляющих собой отрасль (ответвление) правовой науки. В-третьих, как учебная дисциплина, изучаемая в высших и других учебных заведениях юридического и гуманитарного профиля, предметом которой являются не только общественные отношения, складывающиеся в сфере выборов, но и соответствующая отрасль права и отрасль правовой науки».
Также дискуссионным является вопрос о положении избирательного права в системе конституционного (государственного) права. Некоторые авторы рассматривают избирательное право в качестве института конституционного права, причем одного из наиболее значимых, который регулирует общественные отношения, складывающиеся, например, при выборах Президента Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления. Данной точки зрения придерживаются, в частности, О. Е. Кутафин, М. В. Баглай, Е. И. Колюшин, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтин, А. В. Иванченко. Согласно другой точке зрения, отраженной в работах А. Е. Постникова, С. Д. Князева и Д. Б. Каткова, избирательное право является подотраслью конституционного (государственного) права. Другой точки зрения в отношении отнесения избирательного права к институту конституционного права РФ придерживается, например В. И. Лысенко, Н. В. Хатченкова, Р. Т. Биктагиров, М. М. Какителашвили.
Так, Р. Т. Биктагиров указывает, что «в настоящее время об избирательном праве можно все более уверенно говорить как о самостоятельной отрасли права либо, по крайней мере, находящейся в процессе отпочковывания из конституционного (государственного) права».
М. М. Какителашвили придерживается своей точки зрения в отношении места избирательного права в системе российского права: по его мнению, это «сформировавшаяся подотрасль конституционного права, представляющая собой совокупность правовых норм, которыми устанавливается избирательная система и регулируются общественные отношения, возникающие в процессе избрания должностных лиц, представительных (законодательных) органов государственной власти и местного самоуправления».
Отметим, что отраслевая принадлежность избирательного права достаточно очевидна: избирательное право образует объемный массив законодательных и подзаконных нормативных правовых актов; предметом правового регулирования являются избирательные правоотношения; созданы образовательные программы, учебники и другие труды научного и прикладного характера по избирательному праву и процессу. Из чего следует, что избирательное право должно исследоваться как совокупность правовых норм, т.е. как отрасль российского права.
Если говорить о законодательном определении избирательных прав, то оно дано в Федеральном законе от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — ФЗ об основных гарантиях избирательных прав). ФЗ об основных гарантиях избирательных прав определяет избирательные права граждан как конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации. Практически дословно совпадающие определения содержит избирательное законодательство субъектов Российской Федерации.
ФЗ об основных гарантиях избирательных прав определяет избирательное право активное (активное избирательное право) — как право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления; избирательное право пассивное (пассивное избирательное право) — это право выдвигаться и баллотироваться в состав органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также на выборные публичные должности. В некоторых законах пассивное избирательное право определяется как право быть избранным, однако такое определение весьма неточно. В отношении пассивного избирательного права, на наш взгляд, интересна позиция авторского коллектива под редакцией А. А. Вешнякова и В. И. Лысенко, которые указали, что «право быть избранным, взятое буквально, не существует, поскольку нет корреспондирующей ему обязанности другого лица (лиц) избрать данное лицо. У лица есть право на выдвижение своей кандидатуры, после которого, если выдвижение законно, лицо баллотируется в состав органа или на должность».
Вызывает определенный интерес и точка зрения Г. Д. Садовниковой по поводу определений данных понятий. По мнению автора, данные определения представляются недостаточно полными и не вполне отвечающими их реальному содержанию. Как указывает автор, «представляется устаревшим термин «пассивное» по отношению к избирательному праву. Он получил распространение в советский период нашей истории, когда даже согласие гражданина баллотироваться в депутаты не всегда оформлялось письменно. Сами кандидаты не занимались агитацией, не создавали избирательные фонды, не собирали подписи и т.п. В настоящее время гражданин, желающий баллотироваться на выборную должность, обязан по закону предпринять ряд активных действий, и термин «пассивное избирательное право» не соответствует современным условиям, в которых проводятся выборы. Существенного изменения законодательства отказ от него не потребует, а ясность в понимание сути многих процессов избирательных кампаний такой отказ способен внести, т.к. на практике поведение кандидатов является более активным, чем избирателей. Проблемой последних лет является пассивность именно избирателей, поэтому устоявшаяся терминология — активное и пассивное избирательное право — вносит лишь путаницу в осмысление статуса избирателей и кандидатов».
Для реализации пассивного избирательного права существуют определенные требования к лицу, которое должно им отвечать, данные требования установлены Конституцией Российской Федерации. Среди регламентированных требований существуют: наличие гражданства (ч. 1, 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации); достижение соответствующего возраста, с которым Конституция связывает возможность граждан осуществлять свои права и обязанности в полном объеме (ст. 60 Конституции Российской Федерации); не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ч. 3 ст. 32 Конституции Российской Федерации); требования, касающиеся возраста и срока постоянного проживания в РФ, предъявляются к кандидатам на выборах Президента Российской Федерации (ч. 2 ст. 81 Конституции Российской Федерации).
Смысл установления, в частности, возрастного ограничения, по мнению Ю. В. Иванченков, «в том, чтобы возможность управлять была предоставлена гражданам, обладающим житейскими навыками и достаточными знаниями об окружающей действительности, способными на основе своего жизненного опыта и профессиональных знаний принимать адекватные складывающейся обстановке решения».
Отметим, что, конкретизируя конституционное положение, федеральный законодатель определяет порядок и условия осуществления активного и пассивного избирательного права.