Введение
Глава 1. Материнский капитал: понятие, правовое регулирование
1.1. Понятие и содержание материнского капитала
1.2. Цели использования и порядок предоставления материнского капитала
Глава 2. Материнский капитал: региональный аспект
2.1. Дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов
2.2. Региональный материнский капитал в Красноярске и Красноярском крае
2.3. Материалы правоприменительной практики по Красноярскому краю
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложения
Актуальность исследования обусловлена возрастающим интересом ученых, политиков и общественности к транс-формирующемуся институту семьи. Социальная политика – универсальный инструмент воздействия на поведение общества в целом и отдельных граждан в частности, она является ответом на происходящие в стране социальные процессы и параллельно с этим формирует их. Особого внимания заслуживает семейная политика, поскольку ее целью является регулирование такой тонко организованной, приватной сферы социального, как семейные взаимоотношения, а именно – родительство. Родительство было и остается важнейшей семейной функцией, параллельно с этим находясь в центре российской семейной политики.
Приоритетным направлением 2000-х годов стала пронаталистская политика, ориентированная в основном на повышение рождаемости. Не-смотря на то, что демографии России присущи общемировые тенденции (общее старение, отрицательный прирост), воспроизводство населения рассматривалось в дискурсе национальной безопасности. Послание Президента В. Путина Федеральному собранию РФ 2006 г. определяет демографическую ситуацию в стране как критическую, после чего Правительством РФ были разработаны и внедрены в широкую практику две социальные инновации: материнский капитал и родовые сертификаты. Однако все они рассчитаны на средний класс, который в развитых странах является основной опорой государства, составляет большую часть всего населения и имеет значительную экономическую самостоятельность. В российских условиях произошло смещение целевых аудиторий: по статистике бедные семьи гораздо охотнее отзывались на предлагаемые им меры помощи, а семьи со средним достатком нередко оказывались индифферентны к предложениям государства.
Кроме того, пронаталистская политика вступает в противоречие с существующим образом многодетной семьи. Основными получателями и материнского капитала, и родовых сертификатов являются, прежде всего, женщины, что продуцирует усугубление гендерного неравенства в российском обществе. Ориентация на рождение ребенка смещает женщину в сферу приватного, препятствуя ее реализации в профессиональной сфере.
Принимая во внимание все вышесказанное, становится очевидной необходимость анализа основных социальных процессов, происходящих на данном этапе развития современной семейной политики. Интересы семьи как социального института, выполняющего функцию воспроизводства и воспитания детей, требуют повышенного внимания государства. Социологический интерес представляют и микроуровневые аспекты реализации современных социальных инноваций «родовой сертификат» и «материнский капитал». Выявление латентных функций вышеуказанных программ позволит их скорректировать и, следовательно, повысить эффективность.
Недостаточное внимание уделено взаимодействию семьи и государства на микроуровне, гендерному анализу реализации практик социальной помощи. Необходимо также выявление корреляции и причинно-следственных отношений между жизненными траекториями семьи и реализации права на социальную поддержку. Важность представляет определение основных дисфункций и латентных функций программ материнского капитала и родовых сертификатов, а также сопоставление ожиданий семей и видов государственных социальных бенефиций.
Объект исследования – семейная политика как механизм воздействия государства на репродуктивное поведение семьи.
Предмет – противоречия социальных технологий, направленных на стимулирование рождаемости (родовой сертификат, материнский капитал).
Цель работы: исследование оснований и порядка предоставления материнского капитала.
Задачи работы:
изучить понятие и содержание материнского капитала;
рассмотреть цели использования и порядок предоставления материнского капитала;
раскрыть дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
выделить региональный материнский капитал в Красноярске и Красноярском крае;
определить материалы правоприменительной практики по Красноярскому краю.
Методологической основой исследования является использование историко-правового, формально-логического, сравнительно-правового методов исследования.
Теоретическую основу исследования составили труды ученых в области права, экономики, социологии, демографии. Теоретико-правовой фундамент исследования определили работы таких ученых как А.И. Абрамов, В.Н. Карташев, Г. И. Литвинова, Л.С. Мамут, М.Н. Марченко, И.С. Морозова, С.В. Поленина, Т.Н. Радько, В.П. Реутов, О.В. Родионова, В.М. Сырых, Ю.А. Тихомиров, М.Д. Шаргородский, А.А. Ушаков, А.И. Экимов и др.
Информационную основу работы составляют положения международно-правовых актов о правах человека, законодательство советского и постсоветского периодов в сфере социального обеспечения семей с детьми, в том числе законодательство субъектов РФ, а также подзаконные нормативные правовые акты по исследуемому вопросу. Кроме того, в работе анализировались научная и учебная литература, материалы практики.
Современная социальная политика России носит пронаталистский характер, что выражается в интенсивном стимулировании репродуктивного поведения.
Она разрабатывается и претворяется в жизнь на основе алармистского подхода к демографии страны, в дискурсах упадка нации и необходимости ее возрождения. Данная политика декларируется как всеобщая, однако латентно все же имеет основания для разделения на «желательную» и «нежелательную» рождаемость, ориентируясь в основном на средний класс.
Сопутствующие ей пособия и льготы не играют значительной роли в совокупном бюджете среднестатистической, «благополучной» семьи и в то же время не являются весомой экономической поддержкой для семей с низкими доходами. Такая политика также не ориентируется на семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации: семьи, имеющие ребенка-инвалида или многодетные семьи с низким доходом сталкиваются с непреодолимыми социально-экономическими препятствиями на пути к социальным благам. Такие глубинные процессы постепенно порождают стабильную социальную эксклюзию, которая ригидна по своей сути.