Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что государство, если оно действительно заинтересовано в повышении рождаемости, обязано поддержать женщину, принявшую решение родить второго ребенка. Должно предоставить в ее распоряжение, так сказать, первичный, базовый, материнский капитал, который реально повысил бы ее социальный статус, помог бы решать будущие проблемы» - это выдержка из выступления президента Владимира Путина перед Федеральным собранием в мае 2006 года. Уже в конце 2006 года был принят закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», и с 1 января 2007 года программа материнского (семейного) капитала заработала.
Материнский капитал - один из действенных механизмов влияния на демографические процессы, который был внедрён для повышения рождаемости и стимулирования семей к рождению более, чем одного ребёнка. Процесс был запущен в 2006 году, и за этот период размер финансовой поддержки возрос в 1,8 раз: от суммы в 250 тыс. рублей до 453 тыс.
Вопрос о материнском капитале для семей, которые планируют родить ребёнка в 2019 году, остаётся актуальным, поскольку выделенные средства являются отличным подспорьем в важных вопросах, связанных с материальными затратами на детей.
Несмотря на то, что программа была запущена в 2006 году на период в 10 лет, сроки её действия были продлены особым федеральным законом до 31 декабря 2018 года.
Официального решения по поводу материнского каптала после окончания этого срока и наступлением 2019 года пока нет. Но правительство страны оценивает результаты программы крайне позитивно, заявляя о её положительном влиянии на демографическую ситуацию в стране и отмечая связанный с программой рост рождаемости в большинстве регионов России. Поэтому подавляющее количество экспертов в данной области говорят, что есть большой шанс на очередное продление действия подобного финансирования родителей, решивших увеличить количество младших членов семьи.
Объект исследования – общественные отношения, регулируемые действующим законодательство в сфере социальной поддержки семьи.
Предмет исследования – материнский капитал как форма социальной поддержки семьи.
Цель курсовой работы – проанализировать понятие, сущность и порядок предоставления материнского капитала, а также проблемы его получения и использования.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) дать понятие материнского капитала;
2) рассмотреть правовое регулирование материнского капитала;
3) раскрыть условия предоставления материнского капитала;
4) проанализировать порядок получения и использования материнского капитала;
5) выявить проблемы судебной практики получения и применения материнского капитала.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты материнского капитала
1.1 Понятие материнского капитала
Демографическая ситуация в России является сегодня одной из самых острых социально-экономических проблем, затрагивающих интересы национальной безопасности. Ежегодно население России сокращается на 700 800 тыс. человек.
Введение с 1 января 2007 года материнского (семейного) капитала направлено на стимулирование рождаемости в стране, укрепление престижа института семьи. Важно, чтобы каждая женщина, принимая решение о рождении ребенка, ощущала поддержку государства и была спокойна за будущее своей семьи.
Одной из самых острых социальных проблем современной России является демографическая проблема, для решения которой была предложена программа стимулирования рождаемости, включающая в себя комплекс мер административной, финансовой, социальной поддержки молодой семьи.
Одной из мер материальной поддержки женщины, принявшей решение родить второго ребенка, стало предоставление в ее распоряжение первичного, базового материнского капитала, что должно поддержать в первую очередь женщину-мать, повысить ее социальный статус. Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки .
Регулирование отношений по социальному обеспечению осуществляется на основе принципов всеобщности социального обеспечения; дифференциации видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин, нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств; гарантированности социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми. Здесь названы только те принципы, проявление которых в нормах о материнском капитале вызывает наибольший интерес.
Социальное обеспечение занимает одно из ключевых мест в жизни общества; оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием граждан. Содержание социального обеспечения, его виды, размер постоянно изменяются и формируются по мере развития самой системы социального обеспечения (социальных гарантий) в государстве.
Полагаем, что меры дополнительной государственной поддержки семей, имеющих детей, предусмотренные Законом N 256-ФЗ, к числу которых относится право на материнский (семейный) капитал (далее - материнский или семейный капитал), являются разновидностями социального обеспечения. При этом можно сказать, что эта мера является абсолютно новым видом обеспечения как по содержанию, так и по условиям предоставления.
В частности, до настоящего времени социальное обеспечение предоставлялось в виде денежных выплат (пенсии, пособия) либо услуг натурального характера (протезирование), а материнский капитал нельзя получить в деньгах, хотя он выражен в рублях. Регулирование отношений по социальному обеспечению осуществляется на основе принципов всеобщности социального обеспечения; дифференциации видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин, нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств; гарантированности социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми .
Всеобщность социального обеспечения проявляется в законодательстве, регулирующем государственную помощь в содержании и воспитании детей. В соответствии с российским законодательством каждая семья независимо от ее социального положения, количества воспитываемых детей, материального достатка имеет право при рождении ребенка на материальную помощь в виде пособий, компенсационных выплат, социальных услуг, льгот по системе социального обеспечения.
Предоставление мер дополнительной государственной поддержки семьям, имеющим детей, в виде права на материнский (семейный) капитал основано на двух обстоятельствах: рождение (усыновление) второго и последующего ребенка и период времени, в течение которого это произошло, с 1 января 2007 г. до 31 декабря 2016 г. При этом иные обстоятельства не учитываются, например нуждаемость семьи в мерах дополнительной государственной поддержки .
Иными словами, поддержка в том смысле, в котором это предполагает социальное обеспечение, не будет оказана: суть социального обеспечения - это компенсация дохода, недополученного по уважительным причинам, сближение уровня жизни различных слоев населения. При этом у семьи, в которой родились двое детей до указанной даты, право на такие дополнительные меры поддержки не возникает, и в отношении этой семьи появляется "узаконенное неравенство", так как у нее уровень социального обеспечения будет ниже, чем у семьи, в которой ребенок родился на несколько дней позже. На этот недостаток Закона N 256-ФЗ уже обращали внимание в юридической литературе.
По мнению К.В. Бубона, положения Закона противоречат Конституции РФ, согласно которой граждане России от рождения приобретают равные права, в том числе в сфере социальной поддержки; кроме того, нет возможности объяснить, почему один ребенок имеет преимущество при оплате образования перед другими детьми, более того, родиться в той или иной семье и (или) срок отнюдь не его заслуга. Согласно Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР в 1991 г., граждане при наступлении определенных обстоятельств имеют право на социальное обеспечение (ст. 26). Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституционный Суд РФ уже высказал свою позицию по этому вопросу: гражданка Г., родившая третьего ребенка в 2004 г., в жалобе оспаривала конституционность отдельных положений Закона N 256-ФЗ, в том числе и применение Закона N 256-ФЗ к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2016 г.. По мнению заявительницы, ограничение ее права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал объективно не оправдано и нарушает принцип равенства всех перед законом, что не соответствует ст. 19, 38, 55 Конституции РФ.
Конституционный Суд отказал в принятии к рассмотрению жалобы по причине не подведомственности поставленного в ней вопроса. По его мнению, решение вопроса о действии закона во времени, в том числе о придании ему обратной силы, является прерогативой законодателя, а конкретные меры социальной поддержки семьи и детей в соответствии со ст. 39 Конституции РФ устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ. Таким образом, в настоящее время этот вопрос закрыт .
Материнский (семейный) капитал - это средства федерального бюджета, передаваемые в Пенсионный фонд России (ПФР) с целью поддержки семей, имеющих детей.
1. «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)
2. «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с «Протоколом [N 1]» (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом N 7» (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984))
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // Международные нормативные акты о правах человека. М., 1998.
4. «Европейская социальная хартия (пересмотренная)» (принята в г. Страсбурге 03.05.1996)
5. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
6. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.06.2018)
7. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 29.12.2017)
8. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018)
9. Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»
10. Ахмедшина А.Н. Право на материнский (семейный) капитал в системе мер социального обеспечения // Журн. рос. права. - 2009. - N 1. - С. 99-107.
11. Башкин М.В. Влияние материнского капитала на демографическую ситуацию в России // Вестник евразийской науки. 2016. №2 (33).
12. Бурьянова Е.И. Реализация конституционного принципа социального государства через социальную политику Российской Федерации // Проблемы и перспективы формирования правового государства и гражданского общества в России: материалы Международной научно-практической конференции. Невинномысск, 12-13 декабря 2013 года. - Невинномысск: НГГТИ, 2013, Ч. 1. - С. 130-137
13. Бубон К.В. Узаконенное неравенство, или Кому нужен закон о материнском капитале // Адвокат. 2017. N 5.
14. Вавильченкова С. Е. Правовое регулирование в сфере защиты материнства, детства и семьи в Российской Федерации и за рубежом // Современное право. - 2012. - № 1. - С. 65-68.
15. Грек Н.В. Социальная поддержка материнства в России: гендерный анализ современных социальных реформ (на примере материнского капитала и родовых сертификатов). Дисс. канд. социол. наук. - Саратов, 2012.-112 с.
16. Гусев, А. Материнский капитал. Получение, использование, субъекты / А. Гусев. - М.: Феникс, 2018. - 160 c.
17. Демакова М.Н. Актуальные проблемы правового регулирования пособий, предоставляемых семьям, имеющим детей // Современные проблемы права и управления. 3-я Международная научная конференция: сборник докладов. В 2 ч. Ч. 2. - Тула: Папирус, 2013, Вып. 3. - С. 188-194
18. Демакова М.Н. Актуальные проблемы правового регулирования пособий, предоставляемых семьям, имеющим детей // Современные проблемы права и управления. 3-я Международная научная конференция: сборник докладов. В 2 ч. Ч. 2. - Тула: Папирус, 2013, Вып. 3. - С. 188-194.
19. Еремина О. Ю. Региональный материнский (семейный) капитал // Социальная защита семьи: совершенствование механизма правового регулирования / под ред. О. Н. Петюковой. М., 2015.
20. Еремина О.Ю. Правовое регулирование материнского капитала: практика применения и перспектива развития // Журнал российского права. 2018. №5 (257).
21. Иванова А.А. Семья как объект государственной семейной политики в трансформируемом российском обществе // Власть.-2013.-№03.-С. 57.
22. Куликова Н.А., Березина В.Ю. Материнский капитал как мера стабилизации демографической стабилизации в России // Социальное и пенсионное право.-2012.-№2.-С. 12.
23. Куйбышев, В.С. В путь-дорогу, капитаны! / В.С. Куйбышев. - М.: Молодая Гвардия, 2017. - 525 c.
24. Маслова, Т.А. Материнский капитал: как получить и распорядиться / Т.А. Маслова. - М.: Российская газета, 2017. - 925 c.
25. Мошкович М., Завойкина Н., Терешко Ю. Материнский капитал на жилище // "ЭЖ-Юрист", 2008, N 1.
26. Семенистая, Т. Материнский капитал, а также о том, как получить и на что потратить / Татьяна Семенистая. - Москва: Гостехиздат, 2016. - 852 c.
27. Фролкин П.П., Мауталиев Р.В. Государственная политика по социальной защите материнства и детства в Российской Федерации: проблемы и перспективы // Информационная безопасность регионов.-2012.-№1.-С. 108.