Курсовая работа|Конституционное право

Организационные формы участия общественности в охране правопорядка

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 24

Введение

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРАВОПОРЯДКА И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫКИ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ

1. Понятие правопорядка

2. Исторические аспекты участия граждан в охране правопорядка

ГЛАВА 2. ФОРМЫ УЧАСТИЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ОХРАНЕ

1. Переход от традиционных форм к современным. Общие аспекты

2. Современные формы участия общественности в охране правопорядка

ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧАСТИЯ ОБЩЕСТВЕЕННОСТИ В ОХРАНЕ ПРАВОПОРЯДКА

Заключение

Список литературы

 

Для человека важно проявить и утвердить себя как личность в общественной жизни, в повседневном общении с другими людьми. Стремление людей к социальному общению для них действительно необходимо. Это взаимодействие людей отражается в их взаимоотношении с другими людьми. В сфере трудовой и иной общественной деятельности, в жизненных ситуациях складываются социальные связи людей, их взаимоотношения. В итоге рождается многоступенчатая система многообразных общественных отношений, взаимных прав и обязанностей людей по отношению друг к другу и к обществу. Наиболее существенные из этих отношений закрепляются законом.

Правопорядок возникает из волевых отношений людей, которые находят себя в их взаимоотношениях друг с другом как результат их осознанной деятельности. Политическая система (государство, общественные объединения) регулирует правопорядок, активно стимулирует общественные связи путем установления законов и обеспечения их действенности.

         В настоящее время в России остро стоит вопрос успешного противодействия преступности при сложившейся неблагоприятной социальной обстановке. К сожалению органам внутренних дел все сложнее и сложнее противостоять сплоченным преступным формированиям, а кроме этого полный ход набирает уличная преступность: кражи, хулиганства, грабежи, нарушения общественного порядка. В такой ситуации остро возникает необходимость в помощи общественных организаций и граждан для поддержания порядка в обществе. Необходимо проанализировать и усовершенствовать возможности участия граждан в поддержании действенного правопорядка на территории России.

         Аспекты данной темы выражены в работах: Боровиковой В.В., Веремеенко И.И., Кондаковой Н.И., Котлярова В.А., Кузнецова А.И., Рябыкина Ф.К., Гришакова А.Г., Прибытко Ю.А., Исарова О.Б. Михайлова А.П., Лазицкого С.Л., Литвиновой А.В., Сауляка О.П.

         Объектом настоящего исследования являются общественные отношения в сфере участия граждан и организаций по охране правового порядка

          Предметом исследования стало действующее законодательство по данному вопросу, теоретические подходы к решению данной темы, изучение понятийного аппарата.

         Целью работы является рассмотрение форм участия граждан в деятельности по охране правопорядка.

         Задачами настоящей работы является: выработка определения «правопорядка», рассмотрение исторических аспектов участия граждан в охране правопорядка, анализ перехода от традиционных (советских) форм участия к более современным, изучение современных форм участия граждан и организаций в охране правопорядка, мониторинг действующего российского и международного законодательства, касающегося темы исследования.

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРАВОПОРЯДКА И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫКИ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ПРАВОПОРЯДКА

  • 1. Понятие правопорядка.

         В контексте рассмотрения заданной темы необходимо рассмотреть понятие «правопорядка», а именно основные подходы к его определению, соотношение с понятием «общественного порядка» и выработка собственного определения рассматриваемого понятия.

         В тексте Конституции Российской Федерации термин «правопорядок» встречается лишь один раз, подп. «б» ч. 1 ст. 72 фиксирует положение, согласно которому защита прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Единичное упоминание термина правопорядок вовсе не означает, что сама идея правопорядка в Основном законе страны отодвинута на задний план. Напротив, анализ конституционных норм и действующего законодательства позволяет утверждать, что вопросам правопорядка в современном российском обществе уделяется значительное внимание. По справедливому мнению О.П. Сауляк, практически любое теоретическое исследование, выполненное отечественными правоведами, прямо или косвенно затрагивает вопросы совершенствования правопорядка в Российской Федерации[1].

         В современной юридической литературе выделяется несколько подходов к пониманию правопорядка. «Первый подход: правопорядок – система правоотношений…С подобным пониманием правопорядка как системы правоотношений можно было бы согласиться (действительно, основой правопорядка являются правоотношения как нормативно упорядоченная разновидность общественных отношений), однако правопорядок нельзя отождествлять только с правоотношениями даже в их системном выражении. Система правоотношений будет существовать, если определенный круг общественных отношений будет урегулирован правом…Второй подход: правопорядок – состояние урегулированности общественных отношений на основе права и законности…Данное понимание правопорядка представляется нам слегка упрощенным. В частности, правопорядок не появляется «автоматически», а базируется на основе сложного взаимодействия участников правоотношений…Третий подход: правопорядок – это упорядоченность общественных отношений, выраженная

в правомерном поведении. При таком подходе характеризуется не сам правопорядок как таковой, а его нормативно закрепленная идеальная модель, за пределами которой остаются все противоправные явления. Правопорядок понимается как результат исключительно правомерного поведения субъектов…Четвертый подход: правопорядок – прочный и устойчивый режим законности. Иначе говоря, отдельные авторы уравнивают термины «законность» и «правопорядок»[2].

         Также для полного и все стороннего исследования темы необходимо разграничить понятия «правопорядка» и «общественного порядка». «В юридической науке принято различать понятия «правопорядок» и «общественный порядок». Правопорядок — это часть общественного порядка, его главная составляющая. Являясь венцом, итоговым результатом действия права, он как бы замыкает цепь основных общественнополитических явлений из области правовой надстройки (правозаконность — законность — правопорядок)» Установление правопорядка влияет на состояние социальных связей. Он призван эффективно координировать субъективные права, законные интересы и юридические обязанности участников правоотношений для поддержания требуемого социального баланса в обществе»[3].

         Таким образом мы можем определить правопорядок как реальное состояние правовой жизни страны, которое определяется внутренней упорядоченностью, согласованностью системы правовых отношений, основанных на требованиях права, а также на свободе и ответственности всех субъектов правовой деятельности.

  • 2. Исторические аспекты участия граждан в охране правопорядка.

          В данном параграфе необходимо рассмотреть истоки участия граждан в деятельности по охране правопорядка.

         Сама суть привлечения граждан к такому виду деятельности берет свое начало еще со времен Древней Руси. «Еще в Киевской Руси, согласно основному нормативному акту того периода «Русской правде», было предоставлено право потерпевшим, их родственникам, близким и всем желающим участвовать в охране правопорядка, в задержании преступника»[4].

         В дальнейшем создание в России специальных полицейских структур более точно утвердило порядок привлечения населения к правоохранительной деятельности. В Инструкции, данной Московской полицмейстерской канцелярии 10 декабря 1722 года, отмечается: «Для лучшего смотрения всякого… неисправления, надлежит определить в каждой слободе или улице старосту, и к каждым десяти дворам десятского из тех жителей, и дабы каждой десятской за своим десятком накрепко смотрел, чтоб не учинялось противно запрещению, и ежели за кем усмотрят, о том тотчас объявить старосте, а ему старосте определенному в той свободе офицеру, а тому офицеру ему обер-полицмейстеру, и будет что будет касаться до купечества, о том ему иметь сношение с Магистром»[5].

[1] Сауляк О.П. Конституция Российской Федерации и укрепление правопорядка // Российский судья. 2006. № 3. С. 3.

[2] Литвинова А.В. К вопросу о понятии термина правопорядок в российском праве // Алтайский юридический вестник. 2013. № 4. С. 78-79.

[3] Гришаков А.Г., Прибытко Ю.А. О соотношении понятий «дисциплина», «законность» и «правопорядок» в деятельности полиции // Вестник Воронежского института МВД России. 2015. № 2. С. 72.

[4] Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XV века / Пер. М.Н. Тихомирова. М., 1960. С. 202-205.

[5] Инструкция, данная Московской полицмейстерской канцелярии, 10 декабря 1722 года. П. 32 // Сизиков М.И. История государства и права России с конца XVII до начала XIX века:- М., 1998. с. 293-306

Нормативно-правовые акты

1) Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.

2) Международный пакт ООН о гражданский и политических правах.

3) ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» от 2 апреля 2014г.

4) ФЗ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г.

5) Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 10 января 2012 г. N 8 г. Москва «Об утверждении Инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции».

6) Приказ МВД РФ от 01.01.2009 № 1 "Об утверждении Концепции совершенствования взаимодействия подразделений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации и общественными объединениями на 2009 - 2014 годы

Авторефераты, монографии, учебные пособия

1) Боровикова В.В. Проблемы освещения преступности в средствах массовой информации и профилактическая деятельность органов внутренних дел: Дисс. ... канд. юрид. наук. – М., 2002.

2) Веремеенко И.И. Оперативные отряды добровольных народных дружин. М.: Юридическая литература, 1976.

3) Кондакова Н.И. Война, государство, общество. 1941-1945 гг. М.: МГФ «Ветеран Москвы». 2002.

4) Котляров В.А. Протестный потенциал субкультуры современной российской молодежи. Автореф. канд. дис. на соиск. уч. ст. канд. социол. наук. Майкоп, 2012.

5) Кузнецов А.И. Социокультурный статус сотрудника органов внутренних дел в современной российской ментальности. Автореф. канд. дис. на соиск. уч. ст. канд. социол. наук. Майкоп, 2011.

6) Нижегородская милиция. История и современность / Кол. авт. – Нижний Новгород, 2005.

7) Резолюции и документы XIII съезда ВЛКСМ. М., «Молодая гвардия», 1958.

8) Рябыкин Ф.К. Организация применения средств массовой информации в профилактике правонарушений. Учебное пособие / Под ред.: Аванесов Г.А. - М.: РИО Акад. МВД СССР, 1980.

9) Сизиков М.И. История государства и права России с конца XVII до начала XIX века: - М., 1998.

10) Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XV века / Пер. М.Н. Тихомирова. М., 1960.

Научные статьи

1) Гришаков А.Г., Прибытко Ю.А. О соотношении понятий «дисциплина», «законность» и «правопорядок» в деятельности полиции // Вестник Воронежского института МВД России. 2015. № 2. С.70-74.

2) Исаров О.Б. Понятие и сущность оперативно-розыскной профилактики преступлений // Научный портал МВД России. - 2008. - № 1.

3) Котляров В.А., Михайлов А.П. Правовое поведение молодежи как предмет социологического анализа // Вестник Адыгейского государственного университета. Майкоп. 2012. Вып. 1(92). С.137-144.

4) Лазицкий С.Л. Роль населения в деятельности по охране правопорядка // Известия Сочинского государственного университета. 2013. № 4-2 (28). С. 29-31.

5) Литвинова А.В. К вопросу о понятии термина правопорядок в российском праве // Алтайский юридический вестник. 2013. № 4. С.77-81.

6) Сауляк О.П. Конституция Российской Федерации и укрепление правопорядка // Российский судья. 2006. № 3. С. 3-7.

Интернет-ресурсы

1) spb.kp.ru

2) niu.ranepa.ru

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Конституционное право
2010 год 35 стр.
Курсовая Конституционный Суд
diplomstud
Курсовая работа Конституционное право
2014 год 28 стр.
Курсовая Приобретение российского гражданства и выход из него
VAshueva
Курсовая работа Конституционное право
2011 год 35 стр.
Курсовая Формирование и функционирование гражданского общества
diplomstud
Курсовая работа Конституционное право
2013 год 25 стр.
Курсовая Конституционные свободы и обязанности человека и гражданина в России
Telesammit
Курсовая работа Конституционное право
2014 год 42 стр.
Курсовая Институт президента РФ
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское