Воспитание подрастающего поколения в духе нравственности — одна важнейшая задача школы на всех этапах ее развития. Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, — главная цель развития отечественной системы школьного образования.
Отечественную систему образования и воспитания, как и состояние современной российской педагогики, исследователи часто характеризуют как кризисную. Это состояние неотделимо от кризиса общества, когда из сферы политики и экономики кризис переходит в область культуры, образования и воспитания человека.[1]
В современных условиях, когда роль морального фактора в нашем обществе особенно возросла, проблемы нравственного воспитания в процессе формирования всесторонне развитой личности приобретают первостепенное значение.
Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становиться повседневной нормой поведения. Выработать такую позицию, и есть задача нравственного воспитания. Успешное решение этой общей задачи во многом зависит от усилий школы, детских и юношеских организаций, семьи.[2]
Физическая культура и спорт способны внести значительный вклад в формирование у подростков нравственной культуры, здорового образа жизни. Однако, как показывает анализ деятельности учителей физической культуры, они в большинстве своем заняты спортивным совершенствованием отдельных, физически одаренных детей, нацеливанием их на достижение высоких спортивных результатов, но в то же время крайне мало внимания уделяют целенаправленному, духовно-нравственному воспитанию учащихся.
Результат воспитательного воздействия зависит от ясного представления цели, задач и итогов деятельности как учителем, так и учащимися на каждом уроке. Именно ясное представление того, каких задач нужно добиться на конкретном уроке, является одним из главных мотивов деятельности учеников.
Воспитательные задачи определяют направленность и эффективность всей системы обучения школьников и подготовки их к общественной и трудовой деятельности. Специально подобранные упражнения позволяют моделировать разнообразные жизненные ситуации, требующие определенные линии поведения воспитанников.
Итак, физическое воспитание учащихся неразрывно связано с нравственным воспитанием, что обусловило актуальность исследуемой темы.
[1] Игошев К. Е. Миньковский Г. М. Семья дети школа – М.: Издательский центр «Юридическая литература», 2015 – 80 с.
[2] Подласый И. П. Педагогика новый курс. В двух книгах. «Владос», 2014. С.60. 116 – 124.