ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПОЛНОМОЧИЙ
1.1 Понятие обязанность, полномочия и ответственность в управлении. Виды управленческих полномочий
1.2 Делегирование управленческих полномочий
2 ПРИНЦИПЫ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ, ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ПОЛНОМОЧИЙ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Основные принципы делегирования полномочий
2.2 Сущность централизации децентрализации полномочий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Организация управленческих процессов начинается с определения полномочий, обязанностей и ответственности управленческих работников, что является одним из существенных условий осуществления полноценной деятельности менеджмента любого предприятия.
Инструментом, при помощи которого руководство устанавливает отношения между уровнями полномочий, является делегирование. Делегирование задач, полномочий и ответственности важнейшие понятия, которые используются при осуществлении организационного процесса.
Под делегированием понимают передачу задач и полномочий другим лицам, которые принимают на себя ответственность за выполнение задач на основе использования переданных полномочий. Делегирование является значимым актом в процессе формирования формальной организации. Оно представляет собой средство, при помощи которого руководство распределяет среди работников задачи, которые должны быть выполнены для достижения целей всей организации. Важной особенностью делегирования является невозможность делегирования ответственности. Делегируются только задачи и полномочия. Лицо, на которое возложена ответственность за решение какой-либо задачи, не обязано, таким образом, выполнять ее лично, но остается ответственным за удовлетворительное завершение работы. Поэтому ответственность в организациях кумулятивно нарастает на высших уровнях управления и первый руководитель отвечает за всю совокупную деятельность организации. Что касается его подчиненных, то они отвечают перед ним и перед своими непосредственными руководителями за выполнение своих задач.
Степень предоставления полномочий в организации обуславливает уровень децентрализации управления. Децентрализованное управление – процесс, при котором существенное количество управляющих воздействий, относящихся к данному объекту, вырабатываются самим объектом на основе самоуправления.
Умение рационально распределять права и обязанности среди подчиненных – это важнейший аспект эффективного функционирования современной организации. Чем больше полномочий и ответственности руководитель дает подчиненным, тем сильнее его способность руководить людьми. Это обуславливает актуальность темы курсовой работы.
Цель работы: раскрыть понятие «управленческие полномочия» и определить принципы их реализации. Цель работы предполагает решение следующих задач:
• дать определение понятиям «обязанность», «полномочия» и «ответственность в управлении», рассмотреть особенности их расщепления и распределения;
• охарактеризовать виды полномочий в структуре управления;
• рассмотреть понятие «делегирование управленческих полномочий», а так же факторы, которые влияют на него;
• дать характеристику централизованной и децентрализованной форме управления, определить факторы, от которых зависит выбор той или иной формы организации.
Предметом исследования являются управленческие полномочия.
Объектом исследования являются теоретические аспекты реализации управленческих полномочий на предприятии.
Структура работы определена ее общей концепцией, поставленными задачами и логикой исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения и списка использованной литературы.