ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретическая сущность холдинговых компаний, особенности их деятельности
2. Характеристика деятельности Новосибирского холдинга ОАО «Трансервис»
3. Меры на пути совершенствования деятельности холдинга
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
В настоящее время в экономической науке с точки зрения организационной формы хозяйствования рассматривают пять типов объединений: ассоциации, финансово-промышленные группы, холдинги, альянсы и консорциумы. В России сейчас активно развивается такая экономическая структура как холдинг. Основная причина их развития в том, что нескольким объединенным организациям проще противостоять действиям конкурентов, нивелировать риски, постепенно расширять свое место на рынке и повышать экономическую устойчивость.
Действующее в России законодательство практически не регламентирует эту форму объединения, поэтому исследование холдингов представляет собой трудную задачу. Нужно отметить, что Гражданский кодекс РФ предусматривает только ассоциации (союзы), которые могут быть созданы коммерческими организациями для координации их предпринимательской деятельности.
Холдинговая модель организации бизнеса имеет свои преимущества и недостатки. С одной стороны, это эффективная форма согласованной предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов, с другой – осуществление предпринимательской деятельности в этой форме создает опасность для других, менее слабых участников имущественного оборота, в том числе кредиторов дочерних обществ, а также для самого государства, заинтересованного в противодействии трансфертному ценообразованию, осуществляемому участниками холдинга.
Самый распространенный способ образования холдингов – это получение контроля над предприятием путем приобретения пакетов акций и поглощения компаний для включения их в состав предпринимательских объединений.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в современной мировой экономике компании активно укрупняются и объединяются в огромные многопрофильные холдинги. Одна из причин данного явления - недавний мировой финансовый кризис. Крупные предприятия более устойчивы к изменениям рынка и имеют некоторые преимущества перед мелкими компаниями в условиях жесткой рыночной конкуренции. Например, они способны, благодаря единой инвестиционной политике, правильно распределить средства между компаниями, объединенными в единую производственную цепь, и эффективно проводить свою производственную и сбытовую политику.
Объект исследования – ОАО «Трансервис».
Целью данной работы является рассмотрение видов и особенностей холдинговых компаний.
В соответствии с данной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие «холдинг и его виды.
2. Рассмотреть разнообразие холдинговых компаний.
3. Проанализировать особенности холдингов, их преимущества и недостатки.
Предмет исследования – холдинговая деятельность в России.
Объектом исследования выступает Новосибирский холдинг ОАО «Трансервис».
В первой главе работы раскрывается понятие холдингов, дается их классификация.
Во второй главе проводится исследование деятельности конкретного холдинга.
В третьей главе выработаны рекомендации по совершенствованию деятельности холдинга.
1. Теоретическая сущность холдинговых компаний, особенности их деятельности
1.1. Понятие холдинга
У слова «холдинг» английская этимология, оно может быть переведено как «удержание (закрепление)». Таким образом, холдинговая компания – это организация, владеющая контрольным пакетом других фирм. Нужно отметить, что во многих литературных источниках понятия «холдинг» и «холдинговая компания» являются синонимами .
Как особый тип финансовых компаний, целью создания которых являлось владение контрольными пакетами акций других компаний для контроля и управления их деятельностью появились в США в конце XIX в. С течением времени холдинги принимали все большее распространение и на текущий момент практически все крупнейшие компании США и Западной Европы имеют холдинговую структуру.
Образование холдинговых компаний в России обусловлено процессом приватизации, который начался в 90-ых годах. При этом создание холдинговых структур было целесообразно с той точки зрения, что позволяло сохранить технологические и корпоративные связи крупных производственно-хозяйственных комплексов. Нужно отметить, что холдинговые компании создавались преимущественно в стратегически важных для государства отраслях, контроль над которыми было важным оставить в руках последнего, либо холдинговые структуры создавались на базе естественных монополий. Это обусловило тот факт, что такие корпорации образовывались с государственной долей участия .
Несмотря на постоянно увеличивающуюся роль холдинговых компаний в развитии реального сектора экономики, однако многие правовые вопросы, связанные с созданием и функционированием холдингов, на сегодняшний день остаются не решенными. Так, термин «холдинг» встречается в действующем законодательстве (например, в Законе о банках и банковской деятельности ), однако точного определения данного понятия нет. Данный пробел был несколько восполнен 16 ноября 1992 г., когда Указом Президента РФ № 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» было введено в действие временное положение о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества. Согласно п. 1.1 данного Положения холдинговой компанией признается предприятие независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. Предприятия, контрольные пакеты акций которых входят в состав активов холдинговой компании, именуются «дочерние».
Создание холдингов экономически обосновано тем, что они позволяют:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая. Действующая ред. от 28.09.2010.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации: части первая, вторая и третья; Действующая часть: по состоянию на 10 сентября 2010 года.
3. Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 (ред. от 26.07.2006) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
4. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об акционерных обществах» (принят ГД ФС РФ 24.11.1995).
5. Указ Президента РФ от 16 ноября 1992 г. № 1392. Временное положение о холдинговых компаниях.
6. Авдашева С. Российские холдинги: новые эмпирические свидетельства// Вопросы экономики. – 2007. – №1. – С. 12-18.
7. Белых В.С. Предпринимательское право // В.С. Белых. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 402 с.
8. Беляева О.А. Предпринимательское право. – М.: ЮРАЙТ – 90 с.
9. Беркович Л.А. Холдинговая приватизация: плюсы и минусы // ЭКО. – 1992. – №9. – С. 12-15.
10. Вылкова В.С. Налоговое планирование / В.С .Вылкова.- М.: ЮРАЙТ, 2012. – 640 с.
11. Винслав Ю. Становление холдинговых компаний: правовое и организационное обеспечение // РЭЖ. – 2000. – №5-6. – С. 57-68.
12. Дука Б. Холдинги //altrc.ru.
13. Дементьев В, Авдашева С. Тенденции эволюции официальных финансово-промышленных групп // РЭЖ. –2005. – №3 – С. 11-26.
14. Докучаев М.В. Российский холдинг: достоинства и недостатки //ЭКО. – 2004. – №6 – С. 150-170.
15. Государственное регулирование рыночной экономики. Под ред. Кушлина В.И. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: РАГС, 2011. – 834 с.
16. Келлер Т. Концепции холдинга. – Обнинск «ГЦИПК», 1997. – 55 с.
17. Лаптев В.А. Предпринимательские объединения: холдинги, финансово-промышленные группы, простые товарищества. – М., Изд-во: Волтерс Клувер, 2010. – 192 с.
18. Мельник М.В., Герасимова Е.Б. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2008. – 192 с.
19. Мильчаков Н. К проблеме холдингового контроля над промышленным капиталом как будущее организации российского военного производства // РЭЖ. – 1997. – №2. – С. 19-25.
20. Радыгин А.Д. Эволюция форм интеграции и управленческих моделей: опыт крупных российских корпораций и групп// Российский журнал Менеджмента. – 2004 –№4. – С. 28-31.
21. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2012. – 536 с.
22. Савчук В.П. Управление финансами холдингов. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2012. – 480 с.
23. Шиткина И. С. Холдинги. Правовое регулирование и корпоративное управление в холдинге. – М., Изд-во: Волтерс Клувер, 2012. – 648 с.
24. Официальный сайт// ОАО Трансервис // http://transervis.ru.