Введение
Глава 1. Гуманитарная дипломатия: теория, концепции, смыслы
1.1. Гуманитарная дипломатия во внешней политике государств после окончания «холодной войны»
1.2. Трансформация системы международных отношений и международное гуманитарное сотрудничество
1.3. Законодательное регулирование международного гуманитарного сотрудничества
Глава 2. Технологии гуманитарного сотрудничества в эпоху цифрового общества
2.1. Государственные институты международного гуманитарного сотрудничества
2.2. СМИ и интернет-пространство как технологии гуманитарной дипломатии.
2.3. Экспорт образования как ведущий инструмент международного гуманитарного сотрудничества
Глава 3. Новые возможности и перспективы гуманитарной дипломатии России в условиях глобальных изменений МО
3.1. Новые возможности участия НКО в развитии международного гуманитарного сотрудничества
3.2. Побратимские связи как новый инструмент
3.3. Цифровой туризм
3.4. Активное присутствие России в рамках крупных международных организаций, законодательное регулирование этих аспектов
3.5. Работа с соотечественниками за рубежом
Заключение
Список использованных источников
В дипломатии чрезвычайно важны отношения между различными формами государственного правления. Смысл гуманитаризма заключается в защите и помощи нуждающимся людям. Таким образом, дипломатия характеризуется компромиссами и прагматичными деловыми отношениями, в то время как общественный имидж гуманитарных действий (часто противоречащий тому, что происходит на практике) представляет собой совсем другое: это работа за идеал и общечеловеческие принципы, не взирая на интересы отдельных политических акторов.
Такие масштабные гуманитарные кризисы, как в Украине, Боснии, Афганистане, Ираке, Йемене и Сирии, показали, что охраняемые территории, изначально предназначаемые для гуманитарных действий, становятся сейчас целью конфликтующих сторон. Как следствие, многие люди либо остаются заложниками внутри конфликта, либо, рискуя стать жертвами эксплуатации и работорговли, выбирают путь вынужденного бегства, куда полностью или частично закрыт доступ гуманитарным организациям.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что в современной гуманитарной дипломатии присутствуют значительные противоречия. Разнообразие политических акторов, вовлеченных в сложные чрезвычайные ситуации, и их конкурирующие приоритеты и цели, приводят к различным пониманиям и методам гуманитарной дипломатии. Ее определения и осознанное содержание также многочисленны, как и количество организаций (государств), использующих этот термин. Существует значительная разница между понятием идеи гуманитарной дипломатии, использованием самого термина и приходу к ее международному признанию и к соглашению по поводу того, как ее надо проводить.
Гуманитарная дипломатия призвана убедить общественных лидеров и высокопоставленных лиц, принимающих решения, действовать всегда и при любых обстоятельствах в интересах уязвимых групп населения, соблюдая и уважая при этом основные гуманитарные принципы. Она охватывает деятельность, осуществляемую гуманитарными акторами, целью которой является получение от политической и военной власти пространства, в котором они смогут спокойно работать. Эта деятельность включает в себя, например, обеспечение безопасного присутствия гуманитарных организаций в определенной стране, доступ к переговорам с гражданским населением, нуждающемся в помощи и защите, мониторинг программ помощи, развитие уважения к международному праву и нормам, и привлечение на различных уровнях к поддержке гуманитарных целей. Таким образом, мы видим гуманитарную дипломатию как способ доступа к наиболее уязвимым слоям населения.
Опасность, с которой сталкивается сегодня гуманитаризм, является результатом войн и затянувшихся кризисов, в которых гражданское население становится намеренной жертвой, к которым осложнен доступ, в которых люди, оказывающие помощь, ставят под угрозу свою собственную физическую безопасность, рискуя быть похищенными. Тот факт, что доступ к гуманитарной помощи находится под постоянной угрозой, переопределил роль гуманитарных акторов и их дипломатических возможностей. Характер ожесточенных конфликтов постоянно меняется и, как следствие, политизация доступа к помощи стала неотъемлемой частью самого конфликта. В таких условиях гуманитарная дипломатия становится ключевым элементом для осуществления помощи, обеспечиваемой таким множеством акторов, как государства, международные организации, НПО или же простыми людьми и их инициативами.
Цель данной работы – исследовать гуманитарную дипломатии России в условиях трансформации современных международных отношений.
Задачи работы:
1. Охарактеризовать гуманитарную дипломатию во внешней политике государств после окончания «холодной войны».
2. Показать, какие произошли трансформации системы международных отношений и в международном гуманитарном сотрудничестве.
3. Описать законодательное регулирование международного гуманитарного сотрудничества.
4. Охарактеризовать государственные институты международного гуманитарного сотрудничества.
5. Выявить роль СМИ и интернет-пространства, как технологии гуманитарной дипломатии.
6. Проанализировать, как осуществляется экспорт образования.
7. Показать новые возможности участия НКО в развитии международного гуманитарного сотрудничества
8. Охарактеризовать побратимские связи как новый инструмент МО.
9. Изучить, как осуществляется цифровой туризм.
10. Выявить активность присутствия России в рамках крупных международных организаций
11. Показать работу России с соотечественниками за рубежом.
Предмет исследования - гуманитарная дипломатия во внешней политике государства.
Объект исследования - гуманитарная дипломатия России в условиях трансформации современных международных отношений.
При проведении следования использовались следующие методы исследования: анализ детерминант и переменных, системный подход, моделирование, анализ хронологических серий.
Глава 1. Гуманитарная дипломатия: теория, концепции, смыслы
1.1. Гуманитарная дипломатия во внешней политике государств после окончания «холодной войны»
Международные отношения становятся все более значимой сферой с точки зрения развития внешних политик, а также идей и практик мирорегулирования («глобального управления»). Большинство государств стремятся усилить собственный гуманитарный потенциал. Гуманитарная составляющая во внешней политике государств группы БРИКС и других имеет ненасильственную природу и является средством укрепления их международных позиций, а в ряде случаев и шагом к достижению регионального лидерства с помощью мягкой силы.
Анализ изученной литературы[1] показал, что именно гуманитарная дипломатия государств Запада приносила в свое время наиболее осязаемые плоды. Так, эта группа стран стала играть ключевую роль в политике содействия развитию и оказании гуманитарной помощи. Анализ гуманитарных направлений во внешней политике западных государств после окончания «холодной войны» позволит выявить уникальные и общие черты, свойственные подходам либеральных демократий к международному гуманитарному сотрудничеству.
Развитие гуманитарной дипломатии США определялось внешнеполитическими задачами, которые ставила перед собой Америка. После окончания «холодной войны» США попытались взять на себя функции мирорегулирования[2]. Усилившийся гуманитарный и правозащитный дискурс в их внешнеполитической риторике использовался для ее легитимации. Но к концу 1990-х гг. политизация гуманитарных инициатив во внешней сфере была осознана американским политическим классом как негативное явление. В последние годы президентства У. Клинтона намечались подвижки в концептуальном видении политики оказания гуманитарной помощи и содействия развитию за рубежом.
1. Борисов А.Ю. и др. История международных отношений. М.: «Аспект Пресс», 2017. - 496 с.
2. Венская Конвенция о праве международных договоров (заключена в Вене 23.05.1969) // Международное публичное право: сборник документов. М.: БЕК, 1996. Т. 1. - 570 с.
3. Джафаров, С.Р.О. (2009). Хельсинкский Заключительный Акт: содержание и юридическая природа. Евразийский юридический журнал, № 5. С. 75-80.
4. Иванов Д.В., Гликман О.В. Международное право: основные понятия. Схемы, таблицы, документы. М.: БИ, 2010. – 416 с.
5. Информационный материал «Посол Сесилия Б.Ребонг, постоянный представитель Филиппин при ООН и других международных организациях в Женеве, делится опытом страны в области основанной на принципах гуманитарной работы. 11 июня 2014 г.» (на англ.яз.) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.dfa.gov.ph/index.php/newsroom/phl-embassies-and-consulates-news/3143-phl-ambassador-shares-philippine-experience-in-managing-principled-humanitarian-response.
6. Информационный материал «США - крупнейший неколлективный гуманитарный донор» (на англ.яз.). Официальный сайт Госдепартамента США. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.state.gov/j/prm/map overseas assistance/index.htm
7. Исраелян Е.В. Гуманитарный вектор внешней политики Канады. Россия и Америка в XXI веке. 2014. № 1. С. 3-4.
8. Исраелян Е.В., Евтихевич Н.С. Гуманитарные аспекты внешней политики Канады. М.: ИСКРАН. 2013. 212 с.
9. Материалы официального сайта ОЭСР. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.oecd.org/dac/dacdevelopmentco-operationinthe1990s.htm
10. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2000. № 32. Ст. 3340.
11. Окунева Л.С. Бразилия: особенности демократического проекта: Страницы новейшей политической истории латиноамериканского гиганта (1960-е гг.-2006 г.). М.: МГИМО-Университет, 2008. 823 с.
12. Официальный сайт Госдепартамента США. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.state.gOv/j/prm/map overseas assistance/index.htm
13. Официальный сайт правительства Канады. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://pm.gc.ca/eng/news/2016/02/08/prime-minister-sets-new- course-address-crises-iraq-and-syria-and-impacts-region.
14. Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2012 по делу № А03-15945/2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rospravosudie.com/
15. Приказ Минздрава России от 07.07.2015 № 420н «Об утверждении Административного регламента Министерства здравоохранения Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по подтверждению целевого назначения наркотических и психотропных лекарственных средств, предназначенных для оказания гуманитарной помощи (содействия) или помощи при чрезвычайных ситуациях и вывозимых с территории Российской Федерации»// Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/
16. Приказ МЧС России от 28.01.2013 № 52 «Об утверждении ведомственного Перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности» // Российская газета, 2013. 13 марта
17. Распоряжение Федеральной таможенной службы от 18.10.2004 № 55-р «Об образцах удостоверений, выдаваемых Комиссией по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации подписей уполномоченных лиц, печатей и штампов Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации» // Таможенные ведомости, 2004. № 12.
18. Самуйлов С.М. Реформы в сферах дипломатии и зарубежной помощи при Госсекретаре Х.Клинтон. США и Канада: экономика, политика, культура. 2013. №8(524). С. 35-52.
19. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017) // Официальный сайт Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eaeunion.org/
20. Традиционные СМИ остаются лидерами медиапотребления: прогноз Zenith Media] / Adindex.ru. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://adindex.ru/news/researches/2017/05/30/160035.phtml
21. Уведомление Управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы о составлении протокола от 27.02.2015 № 17/8525/15. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://solutions.fas.gov.ru/
22. Цветкова Н. А. США-ИГИЛ: Информационное противостояние: кто побеждает в социальных сетях? // Азия и Африка сегодня. 2017. № 2.
23. Цветкова Н. А., Ярыгин Г. О. Политизация «цифровой дипломатии»: публичная дипломатия Германии, Ирана, США и России в социальных сетях // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения. 2013. №. 1.
24. Шаклеина Т.А. В чем «призвание» Америки? // Международные процессы. 2004. Т.2. № 5. сс.34-42.
25. Aproximaciones a la historia del humanitarismo en America Latina y el Caribe. Ed. por I.Mosel, C.Bennet, H.Krebs. HPG Working Paper. Diciembre 2016. - 135 p.
26. Davutoglu A. Turkey's humanitarian diplomacy: objectives, challenges and prospects. Nationalities Papers: The Journal of Nationalism and Ethnicity. 2013. Vol.41. № 6. P. 865-870.
27. de La Fontaine, D., Seifert J. The Role of South-South Cooperation in present Brazilian Foreign Policy: Actors, Interests and Functions. Stockholm Papers in Latin American Studies. 2010. 22 p. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.lai.su.se/publications/stockholm-papers-in-latin-american-studies
28. Finnemore M., Sikkink K. International norm dynamics and political change //International organization. 1998. Т. 52. №. 4. С. 887-917.
29. Lightfoot S., Mawdsley E., Szent-Ivanyi B. Brexit and UK International Development Policy. The Political Quaterly. 2017. Р. 517-524.
30. Lucey A. South Africa's Development Cooperation: Opportunities in the Global Arena. United Nations University Centre for Policy Research Paper. November 2015. 7 p. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.saiia.org.za/speeches- presentations-other-events-materials/920-2015-11-24-nest-ssc-event-paper-amanda-lucey-iss/file
31. Moussa J. Ancient Origins, Modern Actors: Defining Arabic Meanings of Humanitarianism. HPG Working Paper. November 2014. 29 p.
32. Nye Jr J. S. Soft power: The means to success in world politics. – Public affairs, 2004.
33. OECD Development Cooperation Report 2017: Data for Development. OECD Publishing. Paris. 2017. 295 р. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://dx.doi.org/10.1787/dcr-2017-en
34. President J.-C. Juncker's State of the Union Address 2017. Brussels, 13th September 2017. European Commission Official Web-site. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ec.europa.eu/commission/priorities/state-union-speeches/state- union-2017en
35. Serbin A., Serbin Pont A. Latin America and the Responsibility to Protect: Divergent Views from the South? Pensamiento Propio. № 41. 2016. - P. 11-34.
36. Sharma R. Emerging power: India gives more aid than it receives. The New Indian Express. 22 March 2017. [Электронный ресурс]. РЕЖИМ ДОСТУПА: http://www.newindianexpress.com/nation/2017/mar/22/emerging-power-india-gives- more-aid-than-it-receives-1584604.html .
37. Statistics on International Development 2016. Department for International Development [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.gov.uk/govemment/statistics/statistics-on-intemational-development-2016.
38. Stoddard A. Trends in the US Humanitarian Policy // Humanitarian Policy Group Briefing. No.3. April 2002. 4 p.
39. Stone J. Increasing Humanitarian Aid to Syria Will Stop Refugees Traveling to Europe, David Cameron Says. The Independent. February, 4. 2016 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.independent.co.uk/news/uk/politics/increasing-humanitarian-aid-to-
40. Vickers B. Towards a new aid paradigm: South Africa as African development partner. Cambridge Review of International Affairs. Vol.25. Iss.4. 2012. P. 535-556.