Введение
Глава 1. Понятие нормативно-правовых актов и особенности нормативно-правовых актов
1.1.Понятие нормативно-правового акта
1.2.Признаки нормативно-правовых актов
Глава 2. Виды нормативно-правовых актов
2.1.Классификация нормативно-правовых актов
2.2.Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц
Глава 3. Место и значение Конституции РФ в системе нормативно-правовых актов
3.1.Понятие, признаки и сущность Конституции РФ
3.2 Охрана конституции и принцип верховенства конституции
Заключение
Список литературы
На протяжении периода времени с 1993 года по настоящее время правовая система Российской Федерации находится в процессе постоянной модернизации с целью ее соответствия общепризнанным принципам и нормам международного права, а также обеспечения отвечающего требованиям, предъявляемым к правовой системе РФ современными политическими, экономическими и социальными условиями, правового реагирования на общественные отношения, являющиеся предметом регулирования норм российского права. Большое значение в процессе модернизации правовой системы придается также необходимости поддержания режима законности, его важности в жизни людей и государства, провозглашению прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности и необходимости их гарантирования правовыми средствами. При этом все проводимые реформы так или иначе опираются на уже существующую нормативно-правовую базу, основу которой составляет Конституция РФ. Для обеспечения последовательного и единого характера проводимых реформ необходимым является понимание основополагающих конституционных принципов, прав и свобод человека и гражданина, регулируемых конституционно, а также особенностей организации государственной власти, включая разграничение полномочий ее ветвей.
Важность конституции в правовой системе РФ обуславливается также самим характером ее верховенства в системе источников права. Являясь нормативным актом, обладающим наивысшей юридической силой, конституция устанавливает пределы и особенности государственного регулирования во всех основных сферах общественной жизни, определяет характер взаимоотношений личности и государства.
Указанные обстоятельства, а также верховенство конституции в системе нормативно-правовых актов Российской Федерации, прямой и непосредственный характер ее действия на всей территории РФ, и специфика предмета регулирования конституционно-правовых норм, который заключается в основах государственного и общественного устройства, определяют актуальность темы данной работы.
Цель данной работы заключается в изучении принципа верховенства Конституции РФ в системе нормативно-правовых актов Российской Федерации.
Поставленная цель достигается посредством решения следующих задач:
- Изучение понятия, признаков и форм источников права в правовой системе РФ
- Рассмотрение отдельных признаков, позволяющих осуществить классификацию источников права
- Рассмотрение и анализ места и роли Конституции РФ в системе правовых актов Российской Федерации.
В качестве объекта проводимого исследования выступают правовые отношения, возникающие между соответствующими субъектами в процессе реализации норм права, установленных Конституцией РФ. Предметом проведенного исследования являются непосредственно конституционно-правовые нормы.э
Для проведенного исследования были использованы работы ряда отечественных авторов, таких, как А.Б.Венгеров, А.М.Карельский, В.Н.Хропанюк и ряда иных.
Достижение поставленной перед данной работой цели и решение обусловленных поставленной целью задач осуществлялось путем применения ряда общенаучных методов познания, включая методы сравнительно-правового и исторически-правового анализа. Структура работы обусловлена ее содержанием и включает в себя три разделенные на параграфы главы, посвященные последовательному решению поставленных задач.
Глава 1. Понятие нормативно-правовых актов и особенности нормативно-правовых актов.
1.1.Понятие нормативно-правового акта.
Понятие нормативно-правового акта является основополагающим для правовой системы государства. Систематизация нормативно-правовых актов позволяет достичь целей по обеспечению правопорядка, достичь нормального функционирования государственных и общественных институтов путем нормативно-правового регулирования, а также осуществлять наиболее эффективное управление государством в интересах личности.
В большинстве современных государств система нормативно-правовых актов находит свое закрепление в конституции государства и издаваемых на ее основе конституционных законах, а также нормативно-правовых актах о вопросах функционирования государственных органов и постановлениях правительства.
Общепризнанным определением нормативно-правового акта на сегодня является его определение как решения компетентных государственных органов, содержащего правовые нормы, в письменной форме, опубликованного в установленном порядке.
Следует отметить, что все нормативно-правовые акты могут быть изданы только органами государства, что позволяет говорить об их государственном характере.
Наряду с данным признаком, который является основным, нормативно-правовые акты имеют также ряд иных отличительных признаков. Рассмотрим их более подробно.
Нормативно-правовые акты носят волевой характер. Именно посредством нормативно-правовых актов осуществляется выражение государственной воли. Нарушение же выраженных в нормативно-правовых актах предписаний влечет за собой наступление того или иного вида юридической ответственности.
К числу издаваемых органами государства нормативно-правовых актов причисляются законы, постановления правительства, указы президента, а также решения и постановления, выносимые органами государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.
Система нормативно-правовых актов определяется конституцией и издаваемыми на ее основе конституционными законами, а также положениями, регламентирующими деятельность органов государственной власти и постановлениями правительства. Также законодательно закрепляется порядок издания, вступления в законную силу, изменения и отмены нормативно-правовых актов, и регламентируются полномочия государственных органов на издание нормативно-правовых актов.
Будучи источником права, нормативно-правовой акт распологает рядом определенных преимуществ перед прочими источниками права, которые носят организационно-технический характер и выражаются в том, что, в первую очередь, орган государственной власти, издающий тот или иной нормативно-правовой акт, имеет большие координационные полномочия по сравнению с прочими нормотворческими институтами, во-вторых, издаваемый органом государственной власти нормативно-правовой акт отвечает определенным требованиям, предъявляемым к нормативно-правовым актам в части их оформления, в силу чего он является более легким для восприятия всеми субъектами правового регулирования.