Введение
1. Общая характеристика общественного мнения
1.1. Сущность и содержание общественного мнения
1.2. Формирование и функции общественного мнения
2. Место и роль общественного мнения в политике
2.1. Особенности политического сознания
2.2. Обыденное и теоретическое политическое сознание
2.3. Политическая психология и политическая идеология
Заключение
Библиографическая литература
Общественное мнение принадлежит к числу явлений, которые с большим трудом поддаются строгому определению и всестороннему анализу. Поэтому существует множество точек зрения на проблему его определения. Только в отечественной литературе можно встретить почти два десятка определений.
Общественное мнение зависит от того общества, в котором оно формируется и развивается, от культурных ценностей этого общества, от принципов и степени демократизации общественного строя.
Актуальность выбранной темы исследования обосновывается тем, что общественное мнение является своеобразным регулятором тех процессов, которые происходят в обществе. Его актуальность ещё состоит в том, что в России, как, в принципе, и во многих других странах общественное мнения выступает в качестве "создателя" каких-либо общественных норм, которые позже могут перерасти в традиции.
Ещё одна не менее важная причина изучения общественного мнения, это то, что в последнее время программы партий и предвыборные кампании или тех или иных партийных лидеров опираются на результаты опросов общественного мнения. Но нужно заметить, что порою результаты общественного мнения, могут быть ошибочными и недостоверными. В этом случае они лишь вводят в заблуждение народные массы, а иногда и оказывают скрытое влияние на сознание людей и формирования у них своего собственного мнения по тем или иным вопросам.
Цель работы – изучить формирование динамического развития общественного мнения в условиях различных политических режимов. В связи с поставленной целью в процессе работы необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность и содержание общественного мнения;
- охарактеризовать формирование и функции общественного мнения;
- выявить особенности политического сознания;
- рассмотреть обыденное и теоретическое политическое сознание;
- исследовать политическую психологию и политическую идеологию.
Предмет исследования – реализация государственной политики. Объект исследования – общественное мнение.
В работе были использованы теоретические методы исследования: изучение литературы, анализ документов, анализ экспериментального материала, синтез, конкретизация и обобщение.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
- Общая характеристика общественного мнения
1.1. Сущность и содержание общественного мнения
Общественное мнение — продукт оценочного осмысления действительности, отражающий представления об актуальных, злободневных, тревожащих и волнующих людей проблемах социально-экономического, социально-политического и духовного порядка.
Впервые представления об общественном мнении были сформулированы в античной философии и отражали борьбу политических и военных сил в греческих полисах. Философское осмысление этой борьбы проявилось в платоновском мифе о пещере. В нем мнение противостоит знанию. Связанные узники пещеры, видя отражения на стене, создают «мнения» о том, что они видят, ошибочно предполагая, что отражения и есть реальность. Путами, связывающими людей, по мнению Платона (428— 347 до н.э.), являются чувства (осязание, зрение и.т.д.), из которых и складывается здравый смысл и мнение большинства людей. По Платону, мнение людей изменчиво, так как чувствами можно познать только случайное и единичное и поэтому оно не истинно, так как истина универсальна и статична, инструментом познания которой является разум. Так как обычный человек свои мнения составляет из непосредственного опыта, который также частичек и складывается под влиянием органов чувств и непосредственного окружения людей, то такой человек не может выдвигать истинные суждения о чем-либо и, соответственно, не может принимать участия в политической жизни страны. В древнем Риме Цицерон (106—43 до н.э.) широко использовал выражение «Vox populi — Vox Dei» (Глас народа — Глас Божий) как обоснование своих политических решений. Однако концепция Платона привела к закреплению негативного отношения к «мнению» в западной философии более чем на 1000 лет, что отражало интересы правящего меньшинства и способствовало сворачиванию демократии.
В эпоху Возрождения одним из первых феномен общественного мнения пытался определить итальянский политический мыслитель Н. Макиавелли (1469— 1527). Он считал, что государь должен считаться с мнением народа, чтобы тот не восстал, внушая ему любовь либо страх. Эти же взгляды были присущи и Эразму Роттердамскому (1469—1536), гуманисту эпохи Возрождения, рассматривавшему понятие consensus populi как такое состояние сознания народа, на которое может опираться правитель.
В XVIII—XIX вв. вновь возникает интерес к общественному мнению. Французский просветитель Жан Жак Руссо (1712—1778) использует это понятие для обозначения контролирующего, осуждающего, оценивающего отношения некоторой группы к определенному человеку, его действиям. Руссо считал общественное мнение источником неписанного нравственного закона, на который в конечном итоге опираются все иные виды законов. Другой крупный мыслитель этого времени Дэвид Юм (1711 — 1776) полагал, что общественное мнение является инструментом масс, влияющих на правителей. При этом он считал, что оно представляет собой не «кнут» общественного порицания и не угрозу отчуждения, как у Руссо, а «пряник» — общественное признание, славу. В этот период общественное мнение стало отождествляться с понятием «социальный контроль». Например, Алексис де Токвиль (1805— 1859) характеризовал общественное мнение в Америке как мощное давление, гнет, подчиняющий индивида обществу, принуждающий его к конформности. Нечто аналогичное ранее было высказано английским философом Дж. Лок-ком (1632—1704), который, используя понятие «закон мнения», ставил поведение индивида в жесткую зависимость от оценки общества.
В конце XIX — начале XX в. возникают эмпирические обследования общественного мнения. Начинают проводиться массовые опросы населения, создаются институты, организации, специализирующиеся на проведении массовых опросов. Одним из пионеров массовых опросов являлся Джордж Гэллап (1901 — 1984), известный тем, что на основе ответов нескольких тысяч американцев правильно предсказал победу Франклина Рузвельта на президентских выборах 1936 г., тогда как издание Literary Diqest, в течение двадцати лет удивлявшее американцев точностью своих прогнозов, разослало 10 миллионов опросных листов владельцам телефонов и автомобилей и получив два миллиона ответов, говорило о его поражении. В это же время ученые начинают уделять внимание инструментарию изучения общественного мнения (правила построения выборки, корректность вопросов, интерпретация результатов) для увеличения точности прогнозов.
В XX в. в теоретических концепциях изучения общественного мнения особое внимание было уделено его связи со стереотипами, механизмами формирования и манипуляции общественного мнения, и, в конце концов, был поставлен вопрос о существовании независимого, несконструированного общественного мнения. Первым на этом пути стал Уолтер Липпман (1889—1974). Он исследовал взаимосвязь общественного мнения и стереотипов и пришел к выводу, что общественное мнение по многим вопросам застывает в форме стереотипа, что происходит при значительном участии средств массовой информации. Карл Поппер (1902—1994) обратил внимание на главный миф относительно общественного мнения: «Vox populi — Vox dei» далеко не всегда является истиной. Никлас Луман (1927—1998) полагал, что главной особенностью общественного мнения является его сиюминутность, адекватность данного моменту. По его мнению, для общества важно обратиться к актуальным, злободневным, приковывающим внимание темам. Утверждение темы происходит по определенным «правилам внимания»: она оглашается на «повестке дня», становится благодаря стереотипам предметом обсуждения, затем вокруг тех или иных взглядов формируются позиции и после того, как все сказано, тема закрыта.
1. Артемов Г.П. Политическая социология. – М.: Логос, 2012.
2. Бурдье П. Социология политики. – М.: Socio-Logos, 2011.
3. Вардомоцкий А.П. Некоторые особенности постсоветского общественного мнения // Социс. – 2014. – № 9.
4. Гавра Д.П., Соколов Н.В. Исследование политических ориентаций // Социс. – 2013. – № 1.
5. Георгица Я.П. Потребности и интересы как детерминирующие факторы политических действий // Элементы теории политики. – 2012. - №8.
6. Гормонов М.К. Общественное мнение: история и современность. - М: Наука, 2013.
7. Горшков М.К. Общественное мнение. - М: Наука, 2012.
8. Дилигенский Г.Н. Политика и общественное мнение в России // Мировая экономика и международные отношения. - 2011. - № 10.
9. Дмитриев А.П. Социологический опрос и политика // Социс. - 2014. - № 5.
10. Житенев В.Б. Общественное мнение в социальном управлении. - Новосибирск: Наука, 2011.
11. Замятин Д.Н. Политико-географические образцы и геополитические картины мира (представление географических знаний в моделях политического мышления) // Полис. – 2014. – № 6.
12. Ильин М.В. Умножение идеологий, или проблема «переводимости» политического сознания // Полис. – 2012. – № 4.
13. Клямкин И.М., Лапкин В.В. Дифференциация ориентаций в российском обществе: факторы влияния // Полис. – 2014. – № 6.
14. Лапкин В.В., Пантин В.И. Политические ориентации и политические институты в современной России: проблемы коэволюции // Полис. – 2012. – № 6.
15. Левада Ю.А. Пирамида общественного мнения в электоральном зеркале // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2013. - № 1.
16. Машут Л.С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания: особенности и тенденции. – М., 2011.
17. Ментальность россиян / Под общ. ред. И.Г. Дубова. - М: Имидж-контакт, 2012.
18. Митев П.Э., Иванова В.А., Шуткин В.Н. Катастрофическое сознание в Болгарии и России // Социс. – 2013. – № 10.
19. Мостовая И.В., Скарик А.П. Архетипы и ориентиры российской ментальности // Полис. – 2014. – № 4.
20. Нестерова С.В., Сибирко В.Г. Восприятие политических лидеров и отношение к демократии: некоторые особенности сознания россиян // Полис. – 2013. – № 6.
21. Ноэль-Нойман, Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. – М.: Прогресс Академия, 2013.
22. Олыпанский Д.В. Массовые настроения в политике. – М., 2013.
23. Рукавишников В.О. Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения. - М: Совпадение, 2011.
24. Руткевич М.Н. Социология, власть и общественное мнение // Социс. - 2013. - № 7.
25. Сикевич З.В. «Образ» прошлого и настоящего в символическом сознании россиян // Социс. – 2012. – № 1.
26. Укледов А.К. Общественное мнение и пропаганда. – М.: Просвещение, 2012.
27. Хевеши М.А. Анархизм и нигилизм как умонастроение // Социс. – 2012. – № 2.
28. Шестопал Е.Б. Очерк политической психологии. – М., 2012.