Введение
Глава 1. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев как институт конституционного права
1.1. Понятие беженцев и вынужденных переселенцев
1.2. Содержание конституционно-правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев
Глава 2. Механизм реализации статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации
2.1. Правовые основания признания беженцем и вынужденным переселенцем в Российской Федерации
2.2. Правовые основы деятельности Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации
Заключение
Список литературы
Актуальность темы исследования. Одной из важных задач Российского государства в современных условиях является надежное обеспечение прав и свобод беженцев и вынужденных переселенцев, которые перемещаются по различным причинам через границы тех или иных территориальных образований в целях постоянного или временного изменения места жительства.
Данные процессы связаны с правом на свободу передвижения, которое входит в состав основных прав человека и гражданина, признается законодательством всех стран мира и относится к числу прирожденных, естественных прав.
Проблема правового положения беженцев и вынужденных переселенцев является одним из приоритетных направлений исследований в отечественной юридической науке. Однако следует отметить, что новые социально-экономические отношения требуют существенного изменения законодательства, регулирующего проблемы миграции населения.
Создание демократического общества предполагает расширение круга прав и свобод человека, наполнение их новым содержанием, подкрепление их прочной системой факторов, определяющих правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев.
Федеральный закон "О беженцах" и Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" не охватывают все складывающиеся отношения, а также не учитывают все виды миграционных потоков.
Современный мир стал ареной глобальных миграционных процессов. В абсолютных цифрах общее количество перемещающихся людей в Российской Федерации постоянно увеличивается. С начала регистрации этих категорий людей в территориальных органах Федеральной миграционной службы России1 по состоянию на 01.01.1999 г. состояло на учете 1 106 640 беженцев и вынужденных переселенцев, из них вынужденных переселенцев - 978 254 человек, а беженцев - 128 386 человек2.
В рассматриваемом плане особую актуальность приобретает исследование правовых основ деятельности Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации в обеспечении защиты прав и свобод человека и гражданина, особенно в современных условиях, так как те нарушения, которые имеют место в деятельности некоторых органов, существенно ущемляют права и свободы граждан.
Состояние научной разработанности данной проблемы нельзя назвать поверхностным. В литературе этому вопросу уделялось довольно пристальное внимание.
Целью исследования является общетеоретическое изучение и анализ правового положения беженцев и вынужденных переселенцев, практическое обеспечение прав и свобод беженцев и вынужденных переселенцев государством, а также подготовка научно-практических рекомендаций и предложений применительно к избранной тематике.
Для достижения поставленной цели решались следующие исследовательские задачи:
- на основе анализа научных позиций с учетом требований мирового сообщества охарактеризовать правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации;
- раскрыть содержание правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев путем анализа его правового регулирования в Российской Федерации;
- исследовать содержание организационно-правовой деятельности органов государственной власти, особенно Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации по обеспечению прав и свобод мигрантов;
- выработать предложения по совершенствованию законодательства по обеспечению прав беженцев и вынужденных переселенцев в деятельности Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации;
- проанализировать деятельность органов внутренних дел по обеспечению правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев и вынести предложения по совершенствованию работы в этом направлении;
- изучить основные направления, тенденции и перспективы объединения усилий всех государственных органов и международных правоохранительных организаций, занимающихся вопросами миграции.