Введение
Глава 1. Налоговые проверки как элемент налогового контроля
1.1. Понятие налогового контроля
1.2. Формы и виды налогового контроля
1.3. Налоговые проверки: понятие, сущность, виды
1.4. Выездная налоговая проверка
1.5. Камеральная налоговая проверка
Глава 2. Практическая часть
Заключение
Список использованной литературы
Правовое регулирование налогового контроля (одним из видов которого является налоговая проверка) имеет особое значение в развитых странах по поводу сбалансированности налогообложения и поступления денежных средств в бюджеты всех уровней.
Сбалансированность возможна лишь при непосредственном участии в данном контроле государственных органов и органов местного самоуправления, занимающихся непосредственно налоговым контролем и сбором налогов.
Налоговые проверки являются главной и наиболее эффективной формой осуществления налогового контроля и основным способом контроля государства за деятельностью организаций.
Порядок проведения налоговых проверок регулируется Налоговым Кодексом Российской Федерации, в котором подробно изложены порядок, формы, методы, виды и правила проведения налоговых проверок.
Посредством налоговой проверки устанавливается достоверность данных о полноте, своевременности и эффективности выполняемого задания, а также законность операций и действий, осуществленных должностными лицами при выполнении задания, выявление внутренних резервов улучшения деятельности и устранения допущенных нарушений и недостатков в работе, включая привлечение к ответственности соответствующих должностных лиц за нарушение законности, допущенную халатность при выполнении установленных заданий.
В данной работе рассматриваются основные принципы и правила проведения выездных и камеральных налоговых проверок (как наиболее часто встречающихся в практике), порядок оформления актов о результатах проверки, а также их цели и методы.
Глава 1. Налоговые проверки как элемент налогового контроля
- Понятие налогового контроля
Налоговый контроль является составной частью финансового и одним из видов государственного контроля. В Российской Федерации государственный финансовый контролирует:
- исполнение федерального бюджета, бюджетов внебюджетных фондов,
-организацию денежного обращения, использование кредитных ресурсов, состояние государственного внутреннего и внешнего долга, госрезервов, предоставление финансовых, налоговых льгот или преимуществ.
В более широком смысле налоговый контроль – это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики экономическую безопасность Российской Федерации и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов.
В узком смысле налоговый контроль – это контроль государства в лице компетентных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе введения, уплаты или взимания налогов и сборов.
Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.
Налоговый контроль (как и контроль вообще) представляет собой специальный способ обеспечения законности в налоговом праве и осуществляется на всех стадиях финансово-хозяйственной деятельности налогообязанных лиц.
В качестве объектов налогового контроля рассматриваются денежные средства и их движение в процессе накопления денежных фондов, а также трудовые, материальные и иные ресурсы налогоплательщиков.
Предметом налогового контроля являются валютные кассовые операции, сметы доходов и расходов организаций и предприятий, декларации, применение налоговых льгот, бухгалтерская отчетность и т. д.
Субъекты налогового контроля это налоговые органы, органы, государственных внебюджетных фондов, таможенные органы. Также отдельные контрольные полномочия в сфере налогообложения принадлежат Счетной палате РФ и Министерству финансов РФ.
Цели налогового контроля достигаются с помощью решения определенного круга задач:
– обеспечить экономическую безопасность государства при формировании централизованных и децентрализованных публичных денежных фондов;
– обеспечить надлежащий контроль за формированием государственных доходов и рациональное их использование;
– улучшить взаимодействие и координацию в деятельности контрольных органов в РФ;
– осуществлять проверку целевого использования налоговых льгот;
– пресекать и осуществлять профилактику правонарушений в налоговой сфере.
При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции РФ, НК РФ, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.
- Формы и виды налогового контроля
Налоговый контроль реализуется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные конкретные приемы, средства и способы, применяемые при осуществлении контрольных функций.
Форма налогового контроля – это способ конкретного выражения и организации контрольных действий.
В соответствии со ст.82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством: налоговых проверок; получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли); в других формах, предусмотренных НК РФ.
Формы налогового контроля складываются из установленных в п.1 ст.31 НК РФ прав налоговых органов:
– о требовании от налогоплательщика или налогового агента документов по формам, установленных государственными органами и органами местного самоуправления, служащих основаниями для исчисления, уплаты налогов, также документы, пояснения для подтверждения правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) налогов;
– выемка при проведении налоговых проверок документов у налогового агента или налогоплательщика, подтверждающих факт совершения налогового правонарушения, в случаях, когда есть веские основания полагать, что эти документы будут уничтожены, скрыты, заменены или изменены;
– вызвать в налоговые органы на основании уведомления в письменном виде налогоплательщика, плательщиков сборов или налогового агента для пояснений по поводу уплаты (удержания и перечисления) налогов или в связи с налоговой проверкой, а также в других случаях, связанных с исполнением законодательства о налогах и сборах;
– осмотр (обследование) используемых налогоплательщиком объектов налогообложения для получения дохода или связанных с содержанием вне зависимости от местонахождения производственных, складских, торговых и иных помещений и территории, проведение инвентаризации имущества принадлежащего налогоплательщику;
– контроль соответствия крупных расходов, произведенных физическими лицами их доходам;
– привлечение специалистов, экспертов для проведения налогового контроля;
– вызов лиц в качестве свидетелей, которые могут владеть фактами и какими-либо обстоятельствами, имеющими значение для проведения налогового контроля;
– создание налоговых постов в порядке, установленном НКРФ.
Налоговый контроль по времени проведения бывает
предварительный, текущий и последующий.
Налоговый контроль одновременно является разновидностью в налоговой сфере управленческой и финансовой деятельности государства, поэтому выделяют в зависимости от субъекта контроль, осуществляемый:
– налоговыми органами;
– таможенными органами;
– органами государственных внебюджетных фондов.
В зависимости от места проведения налоговый контроль может быть:
– выездным – по месту расположения налогоплательщика;
– камеральным – в месте нахождения налогового органа.