Введение
Глава 1. Общая характеристика нормального и аномального развития детей младшего школьного возраста
1.1. Психофизиологические закономерности нормального и аномального развития детей в начальной школе
1.2. Закономерности нормального и аномального психического развития детей
Глава 2. Методы изучения детей с нарушениями развития
Заключение
Список используемых источников
К аномальным (от греч. anomalos - неправильный) детям относятся те, которые имеют физические или психические отклонения, что приводит к нарушению общего развития. Наличие какого-то дефекта (например, дефект одного уха или глаза и т.д.) еще не говорит об аномальном развитии ребенка, поскольку сохраняется возможность восприятия звуковых и зрительных сигналов. Дефекты данного рода не приводят к нарушениям общения с окружающими, не мешают овладению учебным материалом и т.д.
Категории аномальных детей: дети с нарушением слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями интеллектуального развития, с комплексными нарушениями психофизического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Согласно «Концепции модернизации образования за период до 2010 года», каждый ребенок должен иметь возможность реализовать свое право на образование в любом типе образовательных учреждений и получить при этом необходимую специализированную помощь. Однако на практике все выглядит гораздо иначе. В образовательных учреждениях дети с проблемами в развитии имеют много проблем.
Анализ современного состояния психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии позволяет объективно оценить ее как малоэффективную. Школа не готова сегодня еще принять детей с особенностями в развитии. Это происходит, в первую очередь, из-за отсутствия практики в данной модели обучения, из-за недостаточно уровня подготовки преподавателей и т.д.
Специфические особенности социализации детей, имеющих физические и психические нарушения, на концептуальном уровне представлены в известных трудах JI.C. Выготского, которые выступают в этой области в качестве надежных методологических ориентиров. В своих работах он подчеркивает важность единства закономерностей нормального и аномального развития, уделяя особое внимание особенностям построения взаимоотношений с окружающими у детей с нарушениями в развитии. Психические дефекты у ребенка создает почву для возникновения препятствий в развитии его общения с окружающими, для установления социальных связей.
Предметом данного исследования является изучение норм нормального и аномального развития детей младшего школьного возраста.
Объект данного исследования – индивидуально-психологические и личностные характеристики детей младшего школьного возраста, обеспечивающие условия для успешной адаптации к условиям обучения в образовательном учреждении.
Практическая значимость проводимого исследования. Полученные в ходе исследования данные могут использоваться не только при организации учебного процесса, но для совершенствования программ школьного обучения.
Цель данного исследования – изучение характерных черт нормального и аномального развития детей младшего школьного возраста.
В соответствии с поставленной целью исследования следует определить следующие задачи:
- изучить литературные источники по данной проблематике;
- изучение методов адаптации младших школьников с аномальными формами развития к общеобразовательным школам;
- исследование особенностей детей младшего школьного возраста с психическим недоразвитием по сравнению с нормально развивающимися школьниками;
- сравнительное исследование развития сфер общения детей с легкой формой отсталости и нормально развивающихся детей;
- рассмотрение различных форм общения детей с некоторыми формами недоразвития с обычными детьми;
Актуальность данного исследования заключается в том, что в настоящее время общество пытается быть гуманным и проявляет повышенный интерес к детям с легким формами психического недоразвития. Со стороны государства и общества по мере возможности создаются условия оптимальной интеграции детей с аномальным развитием в общество. Но, к сожалению, пока не все проблемы в данной области решены.
1. Братусь Б. С. Аномалии личности. -- М., 1988.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т., т.3: Проблемы развития психики, т.4: Детская психология, т.5: Дефектология / Л.В. Выготский. – М.Педагогика.
3. Выготский Л. С. Мышление и речь. // Собр. соч.: в 6 т. М., 1982. – Т. 2. —361 с.
4. Дети со сложными нарушениями развития. психофизические исследования/ Под ред. Л.П. Григорьевой. - М.: Издательство «Экзамен», 2006. - 352с.
5. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. I. Психическое развитие ребенка. – М.: Педагогика, 1986. – 320 с.
6. Зейгарник Б.В. ,Бпратусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. М., Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 169с.
7. Косырев В. Н. Клиническая психология: Учеб.-метод, комплекс для преподавателей и студентов факультетов психологии / В. Н. Косырев; М-во образования Рос. Федерации; Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2003. - 451с.
8. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. - Гл.7.
9. Саенко Ю.В. Специальная психология: Учебное пособие. - М.: Академический Проект, 2006. - 182с.
10. Сидоров П. И., Парняков А. В. Введение в клиническую психологию. В 2 томах. -- М.-Екатеринбург, 2000
11. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М., 2004. – 184 с.
12. Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2т/ Под ред В.В. Лебединсткого и М.К. Бардышевской. Т1. - М.: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2002. - 744с.
13. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И.Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. — 2-е изд., испр. — М.:Издательский центр "Академия", 2005. — 464 с.