Курсовая работа|Русский язык

Обучение младших школьников речевому этикету

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 46

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты обучения речевому этикету детей младшего школьного возраста

1.1. Педагогические основы поведенческой культуры и этикета

1.2. Особенности обучения младших школьников правилам этикета

Выводы о 1 главе

Глава 2. Методические основы активизации в речи учащихся начальных классов этикетных норм русского языка

2.1. Анализ программ и действующих учебников в аспекте исследуемой проблемы

2.2. Методическая система упражнений по формированию речевого этикета младших школьников

Выводы о 2 главе

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

 

 

Актуальность темы. С детства каждый человек овладевает комплексом моральных норм, в основе которых находится система различных запретов: не груби старшим, не оскорбляй младших, не уходи, не попрощавшись, не забывай здороваться с гостями, высказывай пожелания приятного аппетита, спокойной ночи, здоровья, удачи и т.д. С детства ребёнок учится основам речевого этикета в дошкольном учреждении, в семье, в школе, в повседневной речевой среде. С возрастом человек занимает определённое место в сложной социальной иерархии и для успешной коммуникации (создания семьи, профессионального определения, завоевания авторитета и уважения знакомых и т.д.) ему требуется дальнейшее совершенствование, уточнение, обогащение речевого поведения. Таким образом, речевым этикетом человек овладевает на протяжении всей своей жизни.

Речевой этикет – форма, техника речевого общения, которое опирается на общие нормы морали и этики, предписывающие уважительное отношение к другим людям, вежливость, корректность, тактичность, скромность, сдержанность в оценках, предупредительность. Речевой этикет возник, видимо, на начальных стадиях развития речи, хотя само слово «этикет» («etiquette») появилось во Франции, где при дворе Людовика ХІV присутствующим выдавали маленькие бумажные этикетки, на которых было указано с какими словами и движениями человеку обращаться к королю. В позднейшую эпоху слово расширило своё значение и было заимствовано в другие языки. Сегодня под этикетом понимается принятый обществом порядок поведения, который отражается и в речевых формах.

Речевой этикет – правила речевого поведения, т.е. система стереотипных, устойчивых формул общения, вежливых слов (здравствуйте, спасибо, благодарю, пожалуйста и др.), сложившихся исторически и национально.

На необходимость обучения младших школьников речевому этикету в свое время еще указывали Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский. Однако в методике обучения русскому языку этот вопрос стал разрабатываться только в 80-х годах прошлого века Т.А. Ладыженской, Н.И. Формановской. Особое внимание речевому этикету младших школьников уделяют Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина, Б.В. Бушелева, И.Н. Курочкина, Л.С. Лихачева, Л.П. Васильева – Гангус.

Объект исследования – обучение речевому этикету.

Предмет исследования - обучение младших школьников речевому этикету.

Гипотеза: Процесс формирования речевого этикета становится более эффективным, если опираться на психологические основы и психолингвистические особенности его освоения, лингвистические основы, включающие усвоение детьми орфоэпических, лексических и грамматических норм современного русского литературного языка.

Цель работы – изучить особенности обучения младших школьников речевому этикету.

Задачи:

1) изучить педагогические основы поведенческой культуры и этикета.

2) показать особенности обучения младших школьников правилам этикета.

3) проанализировать программы и действующие учебники в аспекте исследуемой проблемы.

4) показать методологические особенности упражнений по формированию речевого этикета младших школьников.

Методы исследования: изучение и анализ педагогической и психологической методической литературы и периодической печати по проблеме исследования.

Практическая значимость работы: основные выводы и заключения по теме исследования могут быть использованы при дальнейшем исследовании данной проблемы; а также в работе при обучении младших школьников речевому этикету.

Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, каждая из которых состоит из двух параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

 

Глава 1. Теоретические аспекты обучения речевому этикету детей младшего школьного возраста

1.1. Педагогические основы поведенческой культуры и этикета

Одна из важнейших задач, поставленных обществом перед учителем, состоит в социализации школьника, в результате которой ребенок должен вписаться в социум, т.е. принять его, быть в нем принятым и позитивно на него воздействовать. В целях социализации уже в начальной школе детей следует обучать правилам этикета. Что это за явление и как оно связано с культурой поведения, которую непрерывно формируют у детей и родители, и учителя?

Чтобы разобраться в сути явления следует, прежде всего, обратиться к понятиям поведенческой культуры. И первое из них - «поведение».

Поведение - это образ жизни и действий. В поведении проступает сущность личности человека, особенности его характера и темперамента, потребности, взгляды, убеждения, вкусы, привычки и желания.

Поведение разделяется:

  1. На вербальное и реальное. Вербальное (словесное) поведение включает в себя все, что связано со словом, а именно: высказывания, суждения, мнения, доказательства; реальное поведение - это практические действия и поступки.
  2. На бытовое и ритуализованное. В бытовом поведении отражаются практические цели, поставленные человеком, в нем почти отсутствует символическое значение; в ритуализованном содержится максимальная знаковость, символические цели и действия. Например, учитель идет в школу. Его поведение бытовое: он идет на работу. Когда же в начале урока он входит в класс, происходит ритуализованное действие. Он входит так, чтобы ученики поняли: начинается урок, в класс вошел учитель, человек, который много знает и передает им знания, он требует дисциплины и внимания, а еще он - руководящее лицо, которого следует уважать.
  3. На культурное и некультурное. Культурным назовем поведение, в котором отражены этические и эстетические нормы, характерные для данной ступени общественного развития. Если же оно не отвечает требованиям общества, то, возможно, мы его охарактеризуем как поведение примитивного существа.

Культура поведения - это совокупность таких форм и способов поведения человека, в которых находят отражение нравственные и эстетические нормы, принятые в обществе [16, 89].

Культура поведения учителя несет в себе двойную нагрузку: как характеристика отдельного члена общества; как важнейшее качество личности учителя, оказывающее воздействие на учащихся.

Таким образом, культура поведения является профессиональным качеством учителя, поскольку, ее наличие необходимо для формирования культуры поведения у детей.

Понятие «поведенческая культура» значительно шире, оно охватывает поведение в аспекте многовекового развития общества. Поведенческая культура - это совокупность всех явлений, выработанных человечеством в области поведения. Она является составной частью общечеловеческой культуры, отражает состояние общественного развития и, вместе с тем, оказывает на общество серьезное воздействие.

Поведенческая культура начала складываться тогда, когда человек осознал свое место в природном мире, задумался над способами выживания в труднейших природных условиях, понял, что только в сообществе себе подобных сможет выжить. Возникли первые поведенческие правила. С развитием общественной жизни эти правила усложнялись, регламентировались, становились определяющими в людских взаимодействиях [1, 37].

Известно, что нарушение поведенческого порядка в первобытные времена строго каралось, вплоть до исключения нарушителя из рода и племени. С появлением государства возникло требование неукоснительного соблюдения принятого порядка при дворе монарха, при выполнении посольской миссии. Формировались поведенческие правила, соответствующие условиям жизни той или иной социальной группы: священнослужителей, дворян, купцов, ремесленников, студентов. Первоначально поведенческие правила передавались устно и в практическом соблюдении обрядов и традиций, а затем появились специальные издания.

Развитие поведенческой культуры и взаимодействие ее составляющих частей можно представить схематично. В основе, как мы видим на схеме, лежат обычаи, традиции, нравы, порядки, привычки, именно они явились первыми компонентами поведенческой культуры. Затем формировались связанные с поведением этические и эстетические взгляды. И только на основе этих компонентов сформировалось такое явление как этикет, вобравшее в себя все предыдущие явления.

Мы соблюдаем те или иные обычаи и традиции, заведенные в обществе порядки, опираемся на свой нрав и выработанные привычки, и почти не задумываемся над сущностью этих явлений. Учителю, формирующему у ребенка культуру поведения, следует хорошо разбираться в поведенческих понятиях.

Обычай - стереотипный способ поведения, стихийно передаваемый из поколения в поколение, складывающийся под воздействием постоянно повторяющихся ситуаций, требующих от человека однотипных поступков во всех сферах деятельности. С помощью обычаев молодое поколение перенимает опыт у старших, что является необходимым условием для дальнейшего существования человечества.

  1. Львов М.Р. Виды речи / М.Р. Львов // Начальная школа. - 2000. - № 5. - С. 76-82.
  2. Львов М.Р. Речевое развитие человека / М.Р. Львов // Начальная школа. - 2000. - № 6. - С. 98-105.
  3. Львов М.Р. Язык и речь / М.Р. Львов // Начальная школа. - 2000. - №
  4. Львов М.Р. Культура речи. Школьные проблемы / М.Р. Львов // Начальная школа. -2002. -№ 1.-С. 14-27.
  5. Образовательная система «Школа 2100». Рабочие программы. 2 кл. Пособие для учителей. - М.: Баласс, 2012. - 176 с.
  6. Программно-методические материалы. Русский язык. Начальная школа / сост. Л.А. Вохмянина, - М.: Дрофа, 2001. - 320 с/ Программы общеобразовательных учреждений: начальные классы: русский язык/ сост. Т.В. Игнатьева, Л.А. Вохмянина. - М.: Просвещение, 2001. - 316 с.
  7. Полякова А.В. Русский язык: учеб. для 1 кл. четырехлетн. нач. шк. / А.В. Полякова. - М: Просвещение, 2007. - 208 с.
  8. Полякова А.В. Русский язык: учеб. для 2 кл. четырехлетн. нач. шк. / А.В. Полякова. - М.: Просвещение, 2007. - 206 с.
  9. Полякова, А.В. Русский язык: учеб. для 3 кл. четырехлетн. нач. шк. / А.В. Полякова. - М.: Просвещение, 2007. - 176 с.
  10. Русский язык и культура речи: учебник / под ред. В.И. Максимова. -М.: Гардарики, 2002. - 413 с.
  11. Рамзаева, Т.Г. Русский язык: учеб. для 2 кл. четырехлетн. нач. шк. / Т.Г. Рамзаева. -5-е изд. - М.: Просвещение, 2007. - 159 с.
  12. Рождественский Ю.В. Теория риторики: учеб. пособие / Ю.В. Рождественский. - 3-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2004. - 510 с.
  13. Русский язык и культура речи. / Под ред. В. Д. Черняк. – СПб, Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002.
  14. Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. - М.: Дрофа, 2000. - 207 с.
  15. Щиголева Н.В. О курсе «Общение» для младших школьников / Н.В. Щиголева // Начальная школа. - 2000. - № 10. - С. 57-61.
  16. Эмбер В.И. Этическая направленность в курсе риторики / В.И. Эмбер// Начальная школа. - 2003. - № 11. - С. 46-50.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское