Актуальность темы. Формирование навыков соблюдения этики и культуры речи у современных школьников - одна из важнейших задач, стоящих перед педагогикой сегодня. Многочисленными наблюдениями и исследованиями подтверждается, что речь современных детей часто бессвязна, непоследовательна, невыразительна, засорена ненормативной лексикой, сорными словами и вульгаризмами. Она содержит много стилистических ошибок, чрезмерно груба и неэтична.
Развитие культуры речи учащихся - это процесс длительный и сложный, требующий систематической и целенаправленной работы педагога в тесном сотрудничестве с родителями. Эта работа осуществляется на уроках русского языка и уроках по развитию связной речи.
В содержание работы по культурно-речевому развитию младших школьников входит:
- Воспитание произносительной культуры речи, усвоение норм и правил выразительного чтения;
- Обогащение словарного запаса учащихся;
- Работа над составлением предложений и словосочетаний, в основе которого лежит глубокое и систематическое изучение грамматики, синтаксической стилистики, культуры и этики общения;
- Развитие навыков связной устной и письменной речи.
- Формирование комплексной культуры речевого общения младших школьников.
Работа над культурой общения предполагает, прежде всего, использование специальных речевых упражнений, направленных на овладение учащимися правил русской речи; усвоение норм вежливого, доброжелательного, уважительного общения с окружающими в повседневной жизни.
Воспитание культуры речи младших школьников составляет одно из направлений в общей системе работы по развитию речи. Осуществляется оно с помощью современных методов наблюдения и анализа языковых явлений и самостоятельной работы учащихся по развитию способностей к конструктивному взаимодействию.
Все вышеизложенное определило проблему исследования: каковы условия воспитания речевой культуры младших школьников на уроках русского языка?
Объект исследования – развитие речевой культуры школьников.
Предмет исследования – воспитание речевой культуры младших школьников на уроках русского языка.
Цель исследования – обоснование и экспериментальная проверка методики формирования культуры речи младших школьников на уроках русского языка .
Задачи исследования:
- изучение научно-методической литературы по теме исследования;
- описание особенностей и критериев развития речевой культуры;
- выявление педагогических условий развития этической стороны культуры речи младших школьников средствами русского языка;
- диагностика уровня культуры речи младших школьников;
- разработка и внедрение программы развития культуры речи младших школьников «Школа вежливости»;
- анализ эффективности использования средств русского языка в развитии культуры речи младших школьников
Методы исследования:
- теоретический анализ литературы,
- эмпирическое исследование: беседа, наблюдение, диагностические методики;
- педагогический эксперимент;
В ходе исследования была выдвинута гипотеза о том, что уровень развития речевой культуры современных школьников можно существенно повысить средствами русского языка, организуя процесс непосредственного общения детей на уроках и во внеурочной деятельности.
Элементом научной новизны является выявление основных направлений взаимосвязи педагогических возможностей русского языка в аспекте развития этической стороны культурно-речевого развития младших школьников. Также новизна представленных данных обусловлена разработкой программы и методических рекомендаций по организации процесса воспитания речевой культуры и этики общения младших школьников.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования полученных данных и разработанной программы в практике работы педагогов начального образования и других социальных институтов, связанных с речевыми формами развития личности ребенка.
Глава 1. Теоретические основы воспитания речевой культуры младших школьников
1.1. Сущность и содержание понятия «речевая культура»
Успешная социализация личности невозможна без общения. От того, насколько развиты у ребенка механизмы взаимодействия с окружающими, во многом зависит его интеллектуальное, духовное становление, уровень самовосприятия и самооценки, готовность и способность реализовывать свои идеи, достигать целей и т.д.
Исследователи в области межличностного общения указывают, что взаимодействие между людьми происходит на разных уровнях и в разных видах деятельности. Однако, общение, выступая особой формой взаимодействия, является центральным образованием коммуникации и сотрудничества.
Под общением обычно понимают взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. В основе любого общения лежат определенные мотивы, предмет обсуждения, содержание, коммуникативные средства (вербальные и невербальные), ожидаемый результат.
Каждый субъект общения проявляет активность к личности собеседника, выражает ему свое отношение и воспринимает отношение партнера к себе, благодаря чему складываются субъектно-субъективные отношения.
Общение занимает одну из важнейших ступеней в иерархии потребностей, удовлетворяя важные духовные стремления, потребность в самовыражении, подкреплении собственной позиции мнением других или нахождении истины в спорных вопросах.
В процессе общения задействованы три важных составляющих:
- социально-перцептивная, включающая способность к восприятию информации и пониманию другого человека;
- интерактивная, подразумевающая межличностное взаимодействие;
- коммуникативная, состоящая в наличии различных способов передачи информации.
Базовые средства общения закладываются в ребенке с рождения и состоят в выражении эмоций, отношения к людям и предметам – при помощи мимики, жестов, смеха, плача и т.д.
Общение выступает первым видом социальной активности личности, возникающим в онтогенезе, благодаря которому субъект коммуникации получает необходимую информацию и эмоционально-потребностную основу для собственного развития. Именно с общения начинается психическое развитие ребенка.
При этом М.И. Лисина выделяет различные формы общения детей, в основе разделения которых лежат этапы онтогенеза речевого развития и совокупность черт личности, выделяемых по следующим параметрам:
- время возникновения данной формы общения;
- место, занимаемое коммуникативной формой в системе жизнедеятельности ребенка;
- содержание потребности, удовлетворяемой при данной форме общения;
- мотивы, побуждающие ребенка к общению с окружающими людьми;
- средства, с помощью которых осуществляется коммуникация.
В современной научной литературе можно встретить различные подходы к определению термина «речевая культура»
В узком смысле лингвисты и педагоги связывают данное понятие со степенью соответствия речи нормам литературного языка.
В более широком ракурсе изучения под речевой культурой понимают область языкознания, исследующую проблемы нормализации литературного языка, показатели, нормы и критерии правильности речи, методы, направленные на совершенствование языка как инструмент развития культуры.
В психологии речевую культуру рассматривают как совокупность определенных качеств общения, оказывающих эффективное воздействие на собеседника с учетом конкретной обстановки и в соответствии с поставленной задачей.
К основным критериям речевой культуры в данном контексте относят:
- богатство речи,
- чистоту и четкость произношения,
- языковую выразительность,
- понятность,
- правильность построения фраз и др.
Как отмечал В. Г. Костомаров, культура речи не может быть сведена к перечню запретов и догматического определения правильности и нормативности. Она включает в себя закономерности, механизмы и особенности развития и функционирования языка, представляя собой характеристику речевой деятельности человека во всем ее многообразии. Сюда следует отнести также определенную, предоставляемую языковой системой, возможность находить новые речевые формы для выражения определенного содержания в каждой конкретной ситуации речевого общения.
Речевая культура отражает навыки регулирования, отбора и употребления различных языковых средств в процессе общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике. Она также включает в себя владение нормами литературного языка, основными правилами произношения, расстановки ударения, словоупотребления, знание законов грамматики и стилистики, умение использовать средства языка в соответствии с целями, задачами, условиями и содержанием общения.
Литературный язык, как один из показателей речевой культуры, представляет собой высшую, специальным образом обработанную, форму национального языка. Начиная осваивать литературный язык по книгам, ребенок постепенно учится распознавать его оттенки, связывать лексические нормы с содержательной линией, применять в практической деятельности усвоенные нормы и правила произношения и написания.
Литературный язык имеет две формы: устную и письменную. Устная, или звучащая, речь возникла раньше письма. Письменная речь – это графически оформленная речь, обращенная к отсутствующему адресату. Данные формы речевого общения имеют ряд отличительных особенностей:
- письменная речь не предполагает знания ситуации общения, речевого контакта,
- она не располагает богатством средств мимики, жестов, интонации.
- письменная речь всегда предполагает обдумывание текста, некую подготовку.
Устная же речь спонтанна, эмоциональна, ситуативна.
Современный русский литературный язык используется в различных сферах общения, каждая из которых обладает особой разновидностью литературного языка, отличается речевыми особенностями и функциями (функциональными стилями).
В современном речевом общении выделяется четыре функциональных стиля:
- разговорный,
- научный,
- официально-деловой,
- публицистический.
Все данные стили могут быть выражены в устной и письменной речи и при этом имеют свои стилевые особенности. Владение культурой речи, в том числе, предполагает свободное владение данными стилями и умении использовать их в зависимости от ситуации.
По утверждению Л.Ю. Максимова, язык художественной литературы не входит в систему функциональных стилей современного русского языка и представляет собой, эстетические преобразованную проекцию национального языка на особую плоскость художественной литературы. В связи с этим, культурная модификация общения, или культура речи формируется на основе понимания того, что такое национальный русский язык, в каких формах он существует, какие разновидности характерны для устной речи, какие существуют фонетические, лексические, грамматические нормы и вариации языка.
Овладение культурой речи подразумевает и формирование умений выбирать языковые средства в процессе общения, и навыков ситуационного, содержательного их употребления.