ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ЛИНГВИСТИЧЕСКИМИ СЛОВАРЯМИ.
1.1. Лексика – наука о языке
1.2. Лингвистический словарь для школьников
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ЛИНГВИСТИЧЕСКИМИ СЛОВАРЯМИ
2.1. Описание и анализ результатов опытно-экспериментальной работы
2.2 Разработка рекомендаций по формированию лексического строя речи при работе с лингвистическими словарями на уроках русского языка в начальной школе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность исследования. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Цель данной работы – формирование лексического строя речи у младших школьников в процессе работы с лингвистическими словарями.
Для достижения поставленной цели в работе нужно решить следующие задачи:
- Рассмотреть лексику как науку о языке.
- Сформировать лингвистический словарь для школьников.
- Разработать рекомендации по формированию лексического строя речи при работе с лингвистическими словарями на уроках русского языка в начальной школе.
Предмет исследования – формирование лексического строя речи у младших школьников в процессе работы с лингвистическими словарями.
Объект исследования – экспериментальная работа по формированию лексического строя речи у младших школьников в процессе работы с лингвистическими словарями.
Методы исследования:
Теоретические: изучение и анализ литературы;
Практические: эксперимент.
Теоретическая значимость состоит в систематизации методических идей о содержании, условиях и формах организации учебного процесса на уроках русского языка, обеспечивающих формирование познавательных УУД при работе с лингвистическим словарем.
Объем и структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка.
- Антошин М.К. Пояснительная записка к завершенной предметной линии учебников «Азбука» / Авторы: Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева «Русский язык». - М.: УЦ Перспектива, 2015.
- Богуславский М.В. Достижения и уроки системы Л.В. Занкова // Практика образования. - 2017. - № 3 - .31-32 с.
- Бондаренко А.А. Словари на уроке // Начальная школа. - 2017. - № 1. - 27- 33 с.
- Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: учебник / под редакцией Н.С. Валгиной. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2017.
- Ванцян А.Г. Нечаева Н.В., Петрова Е.Н., Плотникова А.Ю., Яковлева С.Г. Реализация нового образовательного стандарта: Потенциал системы Л.В. Занкова. - Самара: издательский дом «Федоров», 2010.
- Введенская Л.А. Русская лексикография: учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2011. - 3 с.
- Дриняева О.А. Лингвистические теории в развивающих системах обучения русскому языку на начальной ступени образования: учеб. -методич. пособие для студентов. - Тамбов: из-во ТГУ им. Державина, 1988. - 44 с.
- Леонович Е.Н. Орфографический словарик русского языка / Е.Н. Леонович. - М.: АСТ - 2017. - 112 с.
51
- История русской лексикографии / отв. ред. Ф.П. Сороколетов; Институт лингвистических исследований РАН. — СПб.: Наука, 2017. — 616 с.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / под ред.А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.
- Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М.: издательский центр «Академия», 2017.
- Львов М.Р. Словарик синонимов и антонимов русского языка: начальная школа / Школьные словари - АСТ. - 2017. - 128 с.
- Ожегов С.И. Вопросы лексикологии и лексикографии. Учеб. пособие для вузов // С.И. Ожегов. - М.: Высшая школа, 1974. - 228-244 с.
- Ожегов С.И. О трёх типах толковых словарей современного русского языка. Учеб. пособие для вузов // С.И. Ожегов. - М.: Высшая школа, 1974. - 158-182 с.
- Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения. Учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика начального обучения» / Под ред. М.С. Соловейчик. - М.: Издательский центр «Академия», 2017.
- Русский язык: учеб. для студ. высш. педаг. учеб. заведений / под ред. Л.Л. Касаткина. - М.: Академия, 2017. - 768 с
- Современная русская лексикография: сборник статей / отв. ред. С.А. Мызников, О.Н. Крылова; ин-т лингв. исслед. РАН. — СПб.: Наука, 2010. — 286 с.
- Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Программа «Русский язык». Учебно-методический комплект для четырехлетней начальной школы «Гармония». - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2017.
- Т. Розе Большой фразеологический словарь для детей. - Олма- Пресс - 2017. - 224 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010.
- Мишина А.П. Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка // Начальная школа. - 2017. - № 8.
- Плотникова С.В. Лексикон младшего школьника и его развитие на уроках русского языка // Начальная школа. - 2017. - № 10.