ВВЕДЕНИЕ
1. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
1.1. Понятие и назначение института Президента
1.2. Порядок выборов и вступления в должность Президента РФ
1.3. Структура компетенций и полномочий Президента
2. ОТРЕШЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА ОТ ДОЛЖНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность избранной темы обусловлена рядом факторов. В их числе, во-первых, растущий интерес общественности к институту Президента Российской Федерации. Во-вторых, значительность той роли, которая возложена на Президента Конституцией Российской Федерации. Президент - глава российского государства. В структуре высших органов государственной власти он занимает доминирующее положение. Статус Президента России определен действующей Конституцией достаточно полно.
Глава государства - это должностное лицо, выступающее символом единства нации, а также официальным представителем государства внутри страны и в международных отношениях.
Пост президента существует в большинстве стран мира. При этом в монархиях это монарх, а в республиках - президент. Однако истории известны примеры стран, государственный механизм которых характеризуется отсутствием должности главы государства: большинство бывших социалистических стран, в которых функции главы государства, среди других своих функций, выполнял коллегиальный орган, избираемый высшим представительным органом государства (во многих зарубежных социалистических странах такой орган именовался государственным советом). Пост главы государства не предусмотрен в землях ФРГ.
Правовое регулирование деятельности Президента Российской Федерации пока не обладает достаточным уровнем развернутости, глубины, упорядоченности. Оно во многом проблемно. Нормы, составляющие институт президентуры, содержатся во множестве различных правовых актов, слабо систематизированы.
Особенностью системы органов государственной власти и всего конституционного строя в целом является выведение Президента РФ за рамки ветвей государственной власти, несмотря на то, что в соответствии с Конституцией он определяется как самостоятельный субъект реализации государственной власти.
Президент Российской Федерации - это глава государства. Его роль в системе органов государственной власти заключается в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти (федеральных и региональных). Он осуществляет достаточно широкие полномочия как в сфере исполнительной, так и законодательной власти.
Должностные полномочия Президента РФ выражаются в том, что он является главой государства, Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, Председателем Совета безопасности РФ, Председателем Государственного совета РФ.
Цель работы - изучение актуальных аспектов правового статуса Президента Российской Федерации.
Для реализации цели требуется рассмотреть и проанализировать:
- понятие и назначение института Президента;
- порядок выборов и вступления в должность Президента РФ;
- структуру компетенций и полномочий Президента;
- отрешение Президента от должности.
Объект исследования - правовые отношения, возникающие в результате взаимодействия Президента РФ с представителями всех ветвей государственной власти в рамках его правового статуса.
Предмет - правовые основы статуса Президента Российской Федерации.
Для достижения целей и решения задач работы использован ряд методов научного исследования: диалектический метод, сравнительно-правовой, исторический, системный, формально-логической, сравнительный, социологический, метод сравнительного анализа, а также методика анализа нормативно-правового материала.
Работа состоит из введения, двух глав, трех параграфов, заключения и списка использованной литературы.
- ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
1.1. Понятие и назначение института Президента
Президент Российской Федерации - глава государства, получающий свои полномочия на шестилетний срок непосредственно от народа в лице избирательного корпуса в ходе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании.
Статус Президента как органа власти выражается в его праве формировать для осуществления своих полномочий самостоятельные государственные органы. Он формирует Администрацию Президента РФ, Управление делами Президента РФ, Совет Безопасности РФ, иные органы.
Президент РФ призван обеспечить действие принципа единства системы государственной власти (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ).
Отсюда проистекают основные цели его деятельности:
- выражение интересов, воли первичного субъекта власти - российского народа;
- гарантирование Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;
- представление России внутри страны и на международной арене, определение основных направлений ее внутренней и внешней политики;
- охрана государственного суверенитета России;
- согласование деятельности всех звеньев государственного аппарата по вертикали и горизонтали, в частности обеспечение взаимодействия органов законодательной, исполнительной, судебной власти.[1]
Перечисленные цели заставляют говорить о самостоятельной президентской власти. Статус Президента играет важную роль для определения формы правления в государстве. Форма правления - устройство государственного аппарата, определяемое тем, кому принадлежит в стране высшая государственная власть, и выражаемое в устойчивом соотношении между собой высших органов государственной власти. Принадлежность высшей государственной власти народу дает основание говорить о республиканской форме правления.
Республики делят на парламентские, президентские, смешанные. При наличии в системе республиканской власти парламента и президента тип республики определяют в зависимости от их полномочий по отношению к правительству как высшему исполнительно-распорядительному органу власти. Если правительство формируется парламентом, ответственно перед ним, то перед нами парламентская республика.
Президентскую республику отличают формирование правительства президентом, ответственность правительства перед президентом. В смешанной республике полномочиями по отношению к правительству в сфере его формирования, ответственности обладают и парламент, и президент.[2]
Думается, верен подход В. Е. Чиркина: исходя из того, что Правительство РФ формируется Президентом РФ, находится под контролем Президента, ответственно перед Президентом и политически ответственно перед Государственной Думой, он характеризует форму правления в России как смешанную республику с доминирующим положением в ней Президента.[3]
Президент обладает неприкосновенностью (ст. 91 Конституции РФ). Хотя законодательство не уточняет, в чем заключается его неприкосновенность и на что она распространяется.
Очерчена неприкосновенность лишь Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий. Федеральный закон «О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи»[4] в ст. 3 устанавливает, что Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента РФ, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру, если указанные действия осуществляются в ходе производства по делам, связанным с исполнением им полномочий Президента Российской Федерации.