Введение
Глава 1. Правовой статус участников производства по делам об административных правонарушениях
1.1. Деятельность субъектов в процессе производства по делам об административных правонарушениях
1.2. Нормативно-правовое регулирование участников производства по делам об административных правонарушениях
1.3 Актуальные вопросы посвящённые исследованию производства по делам об административном правонарушении
Глава 2. Анализ и основные исследования, касающиеся участников производства по делам об административных правонарушениях
2.1. Анализ нормативно-правовых актов
2.2. Анализ судебной практики
2.3. Предложения и рекомендации по совершенствованию правовых норм
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность. Важнейшим направлением административно-правовой реформы в Российской Федерации является создание эффективного механизма административно - юрисдикционного производства, обеспечивающего решение двуединой задачи: неотвратимость наказания правонарушителей и гарантии соблюдения прав и законных интересов участников процесса.
Первый шаг в этом направлении был сделан с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, раздел IV которого регламентирует процессуальную форму административной юрисдикции.
Неотъемлемым элементом любой процессуальной формы является институт участников производства.
Исследование правового положения участников производства по делам об административных правонарушениях имеет актуальное значение. Обусловлено это целым рядом обстоятельств, одним из которых является тот факт, что для всех отраслей права «правовое положение субъекта права» является одним из ключевых, раскрывающих основные юридические институты.
Различные аспекты, связанные с производством по делам об административных правонарушениях, а также с участвующими в нем субъектами, привлекали к себе внимание как ученых, так и специалистов - практиков.
Ряд вопросов касающихся участников административного производства об административных правонарушениях отображены в работах Д.Н. Бахраха, Н.В. Витрука, Л.Д. Воеводина, И.И. Веремеенко, И.А. Галагана, Е.В., Л.В. Коваля, В.А. Лории, Н.Г. Салищевой, В.Д.Сорокина, Ю.П. Соловья, А.С. Стуканова, А.П. Шергина, В.В. Черникова, А.Ю. Якимова и др.
Целью нашего исследования является изучить правовой статус участники производства по делам об административных правонарушениях.
Чтобы достичь цели нам необходимо выполнить такие важные для нас задачи:
1) исследовать деятельность субъектов в процессе производства по делам об административных правонарушениях;
2) изучить нормативно-правовое регулирование касающиеся участников производства по делам об административных правонарушениях;
3) исследовать актуальные вопросы посвящённые исследованию производства по делам об административном правонарушении;
4) проанализировать нормативные правовые акты и судебную практику, посвящённую производству по делам об административных правонарушениях;
5) предложить рекомендации по совершенствованию правовых норм касающиеся участников производства по делам об административных правонарушениях;
Объектом исследования является совокупность процессуальных правоотношений, опосредующих производство по делам об административных правонарушениях.
Предметом исследования выступает система административно-правовых норм, образующих институт участников производства по делам об административных правонарушениях; тенденции и закономерности развития административно-правового регулирования в данной сфере на современном этапе.
Эмпирической базой работы является действующее российское законодательство, материалы правоприменительной практики.
Методом исследования в данной работе является анализ нормативно-правовых документов, научной литературы и публикаций по заявленной теме, а также изучение и обобщение отечественной практики.
Структура исследования отражает цель и задачи исследования. Данное исследование состоит из двух глав, разбитых на соответствующие параграфы, введения, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Правовой статус участников производства по делам об административных правонарушениях
1.1. Деятельность субъектов в процессе производства по делам об административных правонарушениях
Круг субъектов, уполномоченных на применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, устанавливается, в-основном, нормами КоАП РФ, но и подзаконными актами.
К примеру, в ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ приводится перечень должностных лиц органов государственной власти, уполномоченных на проведение такого процессуального действия как доставление.[1]
Деятельность субъектов в процессе производства по делам об административных правонарушениях, в том числе и при применении обеспечительных мер, должна осуществляться в строгом соответствии с такими принципами, как:
− принцип равенства перед законом;
− принцип презумпции невиновности;
− принцип законности применения мер административного принуждения.
Принцип равенства состоит в том, что согласно Конституции РФ все люди являются свободными и равными в своём достоинстве и правах.[2]
Граждане имеют равные конституционные права и свободы и являются равными перед законом, не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, за языковыми или другими признаками.
Лицо, которое проводит дознание, следователь, прокурор, судья обязаны обеспечить равную возможность осуществления процессуальных прав любому гражданину, равную возможность использования гражданами их процессуальных возможностей в защите своих прав и законных интересов.
В отношении всех граждан правосудие осуществляется судами в едином процессуальном порядке. Ни один гражданин не может быть освобождён от каких-либо установленных законом процессуальных обязанностей или наоборот, быть наделённым какими-либо дополнительными процессуальными правами. [3]
Равенство граждан перед законом означает, что при возбуждении, расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел применяются одни и те же нормы уголовного и уголовно-процессуального законодательства, никто не имеет при этом никаких преимуществ и не ограничивается в правах.
В действующем российском законодательстве принцип презумпции невиновности закреплен в ст. 49 Конституции РФ, которая гарантирует, что все сомнения толкуются в пользу обвиняемого, освобождая его от доказывания своей невиновности, устанавливая виновность обвиняемого исключительно вступившим в законную силу приговором суда. [4]
Таким образом, следует отметить, что фактически принцип презумпции невиновности развивался в сфере уголовно-процессуального законодательства, так как в сфере производства по делам об административных правонарушениях он не имел и не имеет конституционной базы и до введения в действие КоАП РФ не имел законодательной базы.
Однако еще до принятия КоАП РФ И.А. Либус и Ч.С. Касумов обоснованно указывали, «что презумпцию невиновности нельзя считать принципом только уголовного процесса.
Презумпция невиновности не замыкается только в рамках уголовного судопроизводства, а является общеправовым принципом, охраняющим права субъекта любого правоотношения, когда возникает вопрос о привлечении его к ответственности».[5]
Точку зрения вышеупомянутых авторов разделяет и Конституционный Суд РФ, который придерживается мнения, что принцип презумпции невиновности является общеправовым принципом права конституционного уровня.
Поэтому наиболее важной новеллой КоАП РФ по отношению КоАП РСФСР в отношении принципов производства по делам об административных правонарушениях представляется закрепление в законе презумпции невиновности.
Сущность принципа презумпции невиновности в производстве по делам об административных правонарушениях в первую очередь выражена в ст.1.5 КоАП РФ, в соответствии с которой лицо подлежит административной ответственности только за те административные нарушения, в отношении которых установлена его вина. [6]
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Однако согласно примечанию к ст.1.5 КоАП РФ, в случае фиксации административных правонарушений в сфере дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи в отношении собственников (владельцев) транспортных средств наметилось ослабление принципа презумпции невиновности.
В таких случаях, согласно статьям 28.1, 28.6 КоАП РФ, дело считается возбужденным с момента вынесения постановления о назначении административного наказания. [7]
Подчеркнем, что исключение из общего принципа презумпции невиновности в производстве по делам об административных правонарушениях это отступление не только от самого принципа презумпции невиновности, но и отход от принципа объективной истины, так как не требует выяснения, кто в действительности был за рулем автомобиля. Полагаем, что в данном случае необходимо посмотреть на проблему и с другой стороны, и вести, например, жесткую борьбу с тонировкой стекол автомобиля, для того, чтобы специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме, могли распознать субъект административного правонарушения.