ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Понятие института политических партий в России
1.1. Конституционная природа политических партий
1.2. Характеристики соотношения политики и права в конституционном государстве
Глава 2. Правовые особенности конституционно-правового статуса политических партий в России
2.1. Создание региональных отделений политических партий России в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе
2.2. Ограничения на создание и деятельность политических партий в Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы диссертационного исследования. Одной из основ конституционного строя современного демократического государства является признание народа в качестве источника публичной политической власти. Конституционно закреплены различные формы участия граждан в управления делами общества и государства. Представительная демократия является ведущей формой осуществления народом его государственной власти в демократических государствах. Сущность представительной демократии заключается том, что граждане участвуют в управлении государством через своих представителей, избранных в органы власти и призванных выражать политические интересы. Главной институциональной формой объединений граждан, обеспечивающей формирование их политического волеизъявления, а также выражение политической воли различных социальных групп в органах государственной власти, являются политические партии, что находит закрепление в конституциях современных государств, законах и иных нормативно-правовых актах.
Вместе с тем функционирование политической партии как части политической системы российского общества связано с рядом проблем, обусловленных низкой политической активностью большинства населения страны и разобщенностью граждан, внесоциальным политическим образованием большинства партий, присутствующих на современной российской политической арене, лишенных какой-либо устойчивой социальной базы, но обладающих немалым влиянием во властных структурах, с отсутствием в России благоприятных правовых условий для возникновения в стране партий, представляющих интересы граждан и обладающих реальной политической силой. В европейских государствах накоплен обширный опыт правового регулирования статуса политических партий, изучение которого представляет интерес для российской науки конституционного права как источник идей совершенствования законодательства о политических партиях. Вместе с тем, сравнительно-правовое исследование имеет свои границы, обусловленные неповторимостью исторических условий при формировании формы государства в различных странах, а также различием их правовых систем. Представляется наиболее целесообразным осуществление сравнительно-правового анализа правового регулирования положения политических партий в федеративных государствах Европы, поскольку в данном случае существует общепризнанная тенденция определенного сближения их государственных и правовых систем на базе общих принципов организации государственной власти.
При этом большое теоретическое и практическое значение приобретает изучение правового положения политических партий в Австрии, Германии и Швейцарии. Обращение к опыту именно этих стран обусловлено рядом факторов. Во-первых, перечисленные страны так же, как и Россия, являются федеративными государствами, что обуславливает наличие у них ряда характерных черт, несвойственных для унитарных государств. Полицентрический характер государственной власти в федеративных государствах, наличие нескольких сосуществующих и взаимодействующих систем представительных органов государственной власти и избирательных систем обусловливают особенности политических систем в данных государствах и правового положения политических партий. Во-вторых, данные государства прошли длительный процесс становления и развития представительной демократии, что дало им возможность выработать действенную и эффективную политическую систему, которая наиболее полно учитывает интересы граждан и обеспечивающую подлинное народовластие. В-третьих, пример этих стран, позволяет достаточно полно отразить разнообразие основных подходов к правовому регулированию статуса политических партий, которое существует в современных демократических государствах.
Все вышесказанное определило выбор и актуальность темы исследования.
Степень научной разработанности темы исследования. Безусловно, изучение феномена политических партий в зарубежной и отечественной правовой науке имеет глубокие корни и насчитывает длительную историю.
В современной России важное общетеоретическое и методологическое значение для раскрытия конституционно-правовых основ положении политических партий, особенностей их правовой институционализации имеют исследования таких ведущих ученых - специалистов в области конституционного права Российской Федерации, как С.А. Авакьян, A.C. Автономов, A.A. Алиев, В.В. Альхименко, М.В. Баглай, Л.Ф. Болтенкова, В.Н. Бутылин, Н.С. Бондарь, В.Д. Горобец, В.Н. Даниленко, B.А. Зайцев, Е.И. Козлова, O.E. Кутафин, В.В. Лазарев, В.О. Лучин, A.C. Прудникова, В.А. Туманов, В.И. Червонюк, Т.Я. Хабриева, B.Ф. Яковлев и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе учреждения и деятельности политических партий в Российской Федерации.
Предметом исследования выступают нормы конституционного права Российской Федерации, регламентирующие организацию и деятельность политических партий.
Цель работы: исследование.
Задачи работы:
изучить конституционную природу политических партий;
рассмотреть характеристики соотношения политики и права в конституционном государстве;
раскрыть создание региональных отделений политических партий России в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе;
определить ограничения на создание и деятельность политических партий в Российской Федерации.
Методологической основой исследования является использование историко-правового, формально-логического, сравнительно-правового методов исследования.
Теоретическую базу исследования составляют труды современных российских ученых — специалистов в области конституционного права: И.Н. Барцица, Р.Т. Биктагирова, Р.Ф. Васильева, Б.П. Елисеева, В.Г. Игнатова, М.Н. Кузнецова, Г.В. Мальцева, Т.Д. Матвеевой, B.C. Нерсесянца, В.И. Червонюка, И.С. Яценко, а также российских государствоведов XIX - начала XX вв.: Ю.С. Гамбарова, В.М. Гессена, И.А. Ильина, Н.М. Коркунов, М.Я. Острогорского и др.
Нормативная правовая база. При подготовке исследования были использованы различные международные правовые акты Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г, Федеральный закон «О политических партиях» и др.
Глава 1. Понятие института политических партий в России
1.1. Конституционная природа политических партий
Конституционная природа политических партий как субъектов фактических конституционных отношений и их определяющая роль в формировании народного волеизъявления в процессах выборов органов народного представительства, волеизъявления по важнейшим, конституционно значимым вопросам общественной жизни на референдумах, а также как основных субъектов парламентских отношений обусловили их правовую (юридическую) легитимацию через конституционное и специальное законодательное регулирование их статусов. Объективная предопределенность юридической конституционализации и законодательной институционализации партий в современном мире возникла, помимо прочего, в связи с пониманием, что партии могут быть не только созидательной, но и разрушающей и вытесняющей государство силой. Несмотря на то, что партии уже в XIX в. играли весьма «заметную роль в политической и государственной жизни», понимание необходимости их юридической, конституционно-правовой институционализации пришло лишь спустя два столетия[1].
В конституциях государств развитой демократии закрепляются свобода создания и функционирования партий, список запрещенных видов партий, равноправие и равная правовая защита партий (что является гарантией становления многопартийности). В ряде случаев дается характеристика статуса партий как основного инструмента организации и проведения выборов, которые характеризуются как приоритетная функция партий.
В то же время следует отметить, что в сохранивших свое действие первых в мировой практике конституциях и конституционных актах по-прежнему отсутствует прямое упоминание о партиях и их статусе.
Так, Конституция США 1787 г. не содержит нормы о партиях, на партии распространяется более общее понятие «корпорация», под которым на практике подразумеваются все негосударственные объединения. Основополагающие принципы статуса партий сформулированы в ряде прецедентных решений Верховного Суда США. В частности, в Определении 1968 г. было провозглашено, что «право индивидов на объединения для достижений политических целей» представляет собой одну из «наиболее ценных свобод» американского общества. В СССР и РСФСР вначале специальных норм о статусе партий (в том числе господствовавшей коммунистической партии, названия которой менялись - РСДРП(б), РКП(б), ВКП(б), КПСС) не было. Конституции РСФСР 1918 г. и 1925 г. закрепляли формулу более общего характера - о свободе союзов и праве объединения в организации. Причем эти права имели классово ограниченный характер, признавались лишь за рабочими и крестьянами (ст. 16, 23 Конституции РСФСР 1918 г., ст. 7, 14 Конституции РСФСР 1925 г.). В указанных Конституциях, в частности, закреплялось, что «РСФСР лишает отдельных лиц и отдельные группы лиц прав, которые используются ими в ущерб социалистической революции». В Конституциях СССР (1936 г.) и РСФСР (1937 г.) помимо общей нормы об общественных объединениях (организации, общества, союзы) впервые было введено специальное упоминание о Коммунистической партии. В главе «Основные права и обязанности граждан» этих конституций говорилось, что «наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса, трудящихся крестьян и трудовой интеллигенции добровольно объединяются в Коммунистическую партию Советского Союза, являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за построение коммунистического общества и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных» (ст. 126 Конституции СССР 1936 г., ст. 130 Конституции РСФСР 1937 г.). В последних Конституциях СССР (1977 г.) и РСФСР (1978 г.) об особом статусе КПСС в сравнении с иными общественными объединениями говорилось уже не только в главе «О правах, свободах и обязанностях», но и в разделе об основополагающих принципах конституционного строя, в преамбуле этих Конституций. В Конституциях 70-х годов более развернуто формулировался статус КПСС не только как общественной организации, но и государственного института. В них говорилось, в частности, что КПСС является «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций», что она «определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма» (ст. 6 Конституций СССР и РСФСР).